Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Описание работы

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 620.69 Кб (Скачать)

 

1. Методы подготовки планов  – как и методы прогнозирования,  включают в себя эвристические  и математические методы. Среди  математических методов подготовки  планов особое место занимают  методы оптимального планирования. При их применении используется решение задач математического программирования, к которым относятся:

 

- задачи об оптимальном  плане производства, сущность которых  состоит в определении наилучшего по объему реализации или прибыли плана производства при ограниченных ресурсах;

 

- транспортные задачи, которые  позволяют выбрать план перевозок,  обеспечивающий минимум транспортных расходов при выполнении заданных объемов поставок потребителям и другие задачи.

 

 Кроме математического  программирования, при подготовке  планов часто используют теорию игр, которая позволяет принимать решения в условиях неопределенности.

 

2. Методы реализации планов  можно разделить на две группы:

 

- Формирование планов, предназначенных  для безусловного исполнения (директивных планов).

 

 Такие планы должны  быть однозначными и соответствующими  возможностям объекта.

 

- Формирование планов  – ориентиров экономического  развития (индикативных планов). Они  не являются обязательными для  исполнения и могут варьироваться  в зависимости от условий.

 

 При программно-целевом  планировании эти методы обычно  сочетаются. Т. е. разрабатываются  как директивные планы для  достижения каких-либо конкретных  целей, так и индикативные, которые служат ориентиром при реализации программы.

 

3.Применение программно-целевого  планирования на разных уровнях

 

 Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом.

 В каждом из этих  случаев существует своя специфика  применения рассматриваемого метода планирования.

 

3.1.Программно-целевое планирование  в организациях

 

 В мировой практике  менеджмента и маркетинга программно-целевое  планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Однако в настоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменном планировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования в области менеджмента. В результате руководители организаций не имеют достаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегают долгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования в частности.

 

 При программно-целевом  подходе к внутрифирменному планированию  основой управления организацией  является так называемая целевая  программа предприятия, в которой  сформулированы цели фирмы и  комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.

 

 Проведение мероприятий  по изменению целей фирмы и  программы действий – это задача  менеджера организации, руководителя  высшего звена.

 

 Процесс программно-целевого  планирования в организации проходит  поэтапно. При этом выделяются  следующие этапы.

 

1. Разработка общих целей.

 

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период  времени (2, 5,10 лет).

 

3. Определение путей и  средств их достижения.

 

4. Контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления  плановых показателей с фактическими.

 

 Кроме того, различают  несколько видов управленческой  деятельности, которые играют важную  роль при внутрифирменном программно- целевом планировании. К ним относятся:

 

1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких  как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

 

2. адаптация к внешней  среде (все действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  компании с ее окружением).

 

 Здесь необходимо выявить  возможные варианты и обеспечить  эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям

 

(совершенствование производственных  систем, взаимодействие с правительством и обществом в целом и т.д.);

 

3. внутренняя координация  (координация стратегической деятельности  для выявления сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективности внутренних операций);

 

4. осознание организационных  стратегий (осуществление систематического  развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

 

 На практике доказано, что применение программно-целевого  планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

 

 Но в России, как  уже было сказано, программно-целевое  планирование на фирмах применяется редко. Гораздо чаще этот метод используется при государственном планировании и регулировании экономики.

 

3.2.Государственное программно-целевое  планирование

 

 Программно-целевой метод  является одним из наиболее  распространенных и эффективных  методов государственного регулирования  экономики, применяемых в большинстве  развитых стран. Этот метод  предполагает разработку плана  исходя из целей развития экономики  при дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  по их достижению и ресурсному  обеспечению.

 

 Перед программно-целевым  планированием стоят и более  конкретные задачи, такие как  непосредственное влияние на  размещение новых предприятий,  миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований

(освоение новых районов,  подъем экономики депрессивных  районов, разрешение острых эколого-экономических  ситуаций и т.д.).

 

 Все методы государственного  воздействия на экономику можно  разделить на несколько взаимосвязанных групп.

 

1. Косвенные методы финансового  и денежно-кредитного регулирования

 

(налоговая политика, кредитная  политика, таможенная политика).

 

2. Прямое государственное  финансовое регулирование (предоставление  дотаций, субсидий, субвенций).

 

3. Методы регулирования  материальных потоков и производственной  деятельности (заказы на поставки продукции, квотирование, лицензирование).

 

4. Программно-целевой метод  планирования и управления (включает  в себя разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально- экономических проблем).

 

 При этом последний  из методов при своей реализации  использует все остальные перечисленные  методы, что ставит его в особое  положение и делает более эффективным, чем остальные.

 

 Сущность программно-целевого  планирования состоит в отборе  основных целей социального, экономического  и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

 

 Программно-целевой метод  планирования и управления предполагает  определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально- экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.

 

 Более конкретными  плановыми документами являются  комплексные целевые программы.  Целевая комплексная программа  – это документ, в котором отражаются  цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно  хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

 

 По содержанию целевые  комплексные программы можно  разделить на несколько видов.

 

1. Социально-экономические  программы - предусматривают решение  проблем социального характера  и повышение материального уровня  жизни населения.

 

2. Научно-технические программы  - направлены на решение научных  и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно- технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

 

3. Производственно-экономические  программы - предназначены для  решения крупных межотраслевых  проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

 

4. Территориальные программы  - направлены на преобразование  регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

 

5. Экологические программы  – представляют собой комплекс  мероприятий природоохранного характера.

 

6. Организационно-хозяйственные  программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.

 

 Целевые комплексные  программы различаются также  по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

 

 Целевые комплексные  программы, хотя и разрабатываются  государством, могут быть реализованы  на различных уровнях. Эти уровни  таковы:

 

1) народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

 

2) межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

 

3) общеотраслевые, реализация  которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства;

 

4) подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей.

 

 Разработка ЦКП с  использованием программно-целевого  метода осуществляется в определенной  последовательности.

 

1. Составляется перечень  важнейших проблем. Выделяется  определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

 

2. Выдается задание на  разработку программы для решения  определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.

 

 Генеральная цель разбивается  на подцели.

 

3. Формируются состав  заданий и комплекс мероприятий  для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

 

4. Расчет основных показателей  и ресурсного обеспечения программы.

 

 Определяются затраты  материальных, трудовых, финансовых  ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

 

 

5. Заключительный этап. Он  связан с формированием программных  документов, согласованием и, при  необходимости, с утверждением  программы.

 

 Очевидно, что процедура  программно-целевого планирования  на государственном уровне разработана намного лучше, чем на уровне отдельных организаций. Поэтому государственное программно-целевое планирование в настоящее время значительно эффективнее, чем внутрифирменное.

 

 Следовательно, наиболее  наглядным и показательным будет  применение программно-целевого планирования на уровне государства. Рассмотрим его в следующем разделе на примере целевой программы Московской области

 «Социальная гарантия».

4.Программно-целевое планирование  на примере целевой программы  Московской области «Социальная гарантия»

 

4.1.Общие положения

 

 Данная программа утверждена  законом Московской области от 12 ноября

2002 г. № 122/2002-ОЗ "Об  областной целевой программе  "Социальная гарантия" на 2003-2004 годы". Рассмотрим основные положения  этой программы.

 

 В течение нескольких последних лет в Московской области проводится последовательная работа по созданию "прозрачной" и жестко регламентированной системы финансирования из бюджетов различных уровней выплат социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на льготы, компенсационных выплат, а также выплат заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственным служащим Московской области. Частью такой работы стало создание рассматриваемой программы.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"