Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Описание работы

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 620.69 Кб (Скачать)

 

 

5.ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  КАК НАУЧНОЙ ДИСЦЕПЛИНЫ

Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует  отнести к началу двадцатого века.  
Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.  
Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.  
Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]  
Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.  
Появление и оформление управления как области научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.  
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.  
В то же время в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.  
С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:  
Подход к управлению с позиций выделения различных 
школ, базирующихся на соответствующих концепциях.  
Процессный подход.  
Системный подход.  
Ситуационный подход. [2, с. 54]  
Основные этапы эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.  
Таблица 1  
Эволюция управленческой мысли 

Подходы, школы 

Годы 

Подход с позиций школ управления

 

Подход научного управления

1885-1920 

Подход административного управления

1920 - 1950 

Подход с позиций человеческих отношений

1930 - 1950 

Подход с позиций науки о поведении

1950 - по настоящее время 

Подход с позиций количественных методов

1950 - по настоящее время

Подход к управлению как  к процессу

1920 - по настоящее время

Системный подход

конец время 1950-х — по настоящее

Ситуационный подход

конец время 1960-х — по настоящее


 

 

6.рациональный  подход ф.у. тейлора и его органические функции управления»

Основателем школы научного управления был Фредерик Тейлор (1856-1915), американский инженер-практик и менеджер в  конце 19, начале 20 века, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности труда. Главное внимание направлено на повышение производительности труда, по его мнению, это должно обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.

Изучая способы выполнения работ Тейлор выдвинул 4 принципа научной организации труда: - 1) научный подход к выполнению каждого элемента работы (администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющие старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии), 2) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего (администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, ранее рабочий себе сам выбирал специальность и сам обучался), 3) кооперация с рабочими (админ-ия осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею выработаны), 4) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими (устанавливается почти равномерное распределение труда между администрацией предприятия и рабочими (админ-ия выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих). Вся система направлена на рационализацию труда, можно выделить рациональные методы Тейлора: - 1) расчленение производственных операций на составные элементы, 2) управление -активный фактор производства, 3) разделение труда непосредственно в сфере управления, 4) выделение планирования в качестве особой функции управления, 5) принцип принудительной централизации орудий труда, техпроцессов, а также условий и методов труда, 6) введение карт - инструкций, 7) введение высоких научно обоснованных норм, 8) введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки, 9) строгое иерархическое подчинение, 10) тесное сотрудничество администрации и рабочих. Одним из принципов он выдвинул тесное сотрудничество администрации и рабочих, что основывалось на учете социального состояния и интересов групп и личности работающих. Социальные интересы он учитывал, они служили сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими.        Всё принципы представляют собой систему. Методы рационализации труда обусловили перестройку всего процесса производства, а также управления.

Эта сторона широко применяется  на различных предприятиях промышленности. По его словам, такие цели, как  сотрудничество между администрацией и рабочими и равномерное распределение  между ними труда и ответственности  не были достигнуты. Применение философии управления Тейлора- погрузка чугуна в вагоны, основана на подборе рабочего, использовали в эксперименте после наблюдения и изучения всей бригады (во внимание брались в основном только физические данные, проблема межличностных отношений не решалась). Его работа оценивалась как работа высокооплачиваемого, в отличие от других, он должен был четко выполнять инструкцию. Анализ показал, что зарплата возросла, норма выработки увеличилась более чем в три раза, стоимость труда уменьшилась более чем в три раза. Получил феноменальные результаты. В систему научного управления входит также контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1911 г вышла книга "Научный менеджмент, принципы и методы". Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: - выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.

Теория Тейлора предусматривала  одностороннее влияние управляющей   на рабочего и беспрекословное его подчинение. В  деталях описывался техпроцесс, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В ней не учитывались мотивы поведения, соц группы и психология рабочего. Со школой научного менеджмента связаны также имена мужа и жены Гилберты и Эмерсон. Эмерсон под термином производительность понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом. Им впервые была высказана идея о необходимости и целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности. Гилберты полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного управления. Созданные ими методы изучения движения рабочих с использованием камеры в сочетании с микрохронометражом пополнили арсенал научной организации труда. Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора оказал Форд, который явл символом организационного и технического прогресса, сознательным создателем общества массового потребления и социальных гарантий. Он использовал модель Тейлора в автомобилестроении в массовом поточном производстве. Он стремился расчленить операции по выработке изделий до простейших движений, что позволило ему резко снизить себестоимость продукции. При такой организации процесса производства возникла необходимость изменить и систему управления, которую Форд построил на принципах - точный расчет планирование всего процесса, его ступеней, связей, учет и планирование условий работы, подготовка сырья, материалов, рабочей силы, постоянный поиск путей совершенствования производства. концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Впервые рук-ли практики и учёные увидёли, что методы и подходы, используемые в науке, могут быть эффективно использованы в практике для достижения целей организации.

7.КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

«Классическая»  школа менеджмента

Движение «научный менеджмент» определило целую эпоху в развитии Соединенных Штатов. Оно активно заявило о себе еще в 80-е годы XIX века, достигло апогея приблизительно к 1910—1914 годами и оставалось законодателем интеллектуальной моды в менеджменте до конца 20-х годов.

Достижения  н значение «классиков»

В течение пятидесяти лет плодотворной научной деятельности — десятков и сотен экспериментов в средних и крупных компаниях, учреждениях и организациях; активной теоретической работы; выступлений в печати; проведения научных семинаров, конференций, университетских лекционных курсов, формирования первых школ бизнеса и частных консультативных фирм — лидеры «научного менеджмента» и тысячи их сторонников заложили прочный фундамент науки управления, фактически изменили индустриальное лицо общества, создали качественно новый тип культуры труда.

Тейлор  и Гантт, Эмерсон и Хелси, Джилбретт и Томпсон были не только талантливыми инженерами, но и выдающимися личностями, обладавшими широкой гуманистической ориентацией. То была новая генерация менеджеров, резко отличавшаяся по образу мысли и стилю жизни от своих предшественников — основоположников «научного менеджмента» викторианской Англии. Несомненно, каждый из них был по-своему индивидуален: Фредерик Тейлор скорее тяготел к практике и эксперименту, хотя его считают основателем философии менеджмента, а Гаррингтон Эмерсон по складу ума скорее являл собой прирожденного философа и в то же время был неплохим консультантом, практиком-рационализатором. Генри Гантт, ученик Тейлора, большое значение придавал человеческому фактору, а Фрэнк Джилбретт увлекался фактически только процедурно-математической стороной менеджмента.

Сегодня их идеи считают архаичными, и новые  поколения менеджеров посматривают на них свысока. И Тейлора — отца научной организации труда, и Эмерсона — первосвященника эффективности поругивают за гипертрофирование роли физических условий труда и материального вознаграждения, ограничение уровнем заводского цеха и невнимание к «человеческим ресурсам».

Структура «классической школы»

Однако  сторонники «научного менеджмента» — не единственные представители  классического периода в развитии мирового менеджмента. Как уже отмечалось, «научный менеджмент» — лишь одно (правда, центральное) направление в более широком научном образовании, так называемой «классической» школе социологии управления. Кроме американских инженеров, составивших основу «научного менеджмента», — Ф.Тейлора, Г.Гантта, А.Хелси, Ф.Джилбретта, Х.Хэтвейя, С.Томпсона, Г.Эмерсона, — к «классической» школе причисляют также английских, французских и немецких ученых. Среди них выделяются такие фигуры, как Л.Гьюлик, А.Файоль, М.Вебер, Л.Урвик, Дж.Муни, А.Рейли, Э.Бреч, Л.Аллен, М.Фоллетт и Р.Шелтон.

Таким образом, «научный менеджмент» как  преимущественно американское явление правильнее называть направлением, а не школой, закрепив термин за всей «классической» школой, где были сильны также европейские традиции.

Основными подходами, составившими теоретико-методологический и научно-методический фундамент  данной школы, выступают принципы научной  организации труда Тейлора, социологическая  теория бюрократической организации  Вебера, административная система Файоля и «синтетическая» концепция управления Гьюлика, Муни, Рейли и Урвика. Все они объединяются в единую школу скорее хронологически и тематически, чем организационно. И речи быть не может о каком-то научном сообществе или группе единомышленников, своего рода «незримом колледже». Ни Тейлор, ни Вебер не опирались непосредственно на идеи друг друга, хотя Вебер в своей работе «Экономика и общество» ссылается на систему Тейлора. В то же время «синтетический» подход возник как теоретическое обобщение всех предшествующих концепций менеджмента. Известно также, что Файоль признавал заслуги Вебера в развитии организационной теории. Но каждый из них шел самостоятельным путем.

Теорию  управления в «классической» школе  разрабатывали не только чистые теоретики, например М.Вебер, но и практикующие менеджеры. В США практических вкладчиков в теорию менеджмента называют еще  «великими организаторами» (такое  понятие предложил Эрнст Дейл). В большинстве своем это директора  крупных фирм и президенты компаний, как, например, Генри Форд и Эндрю  Карнеги. Джеймс Муни был президентом знаменитой «Дженерал Моторс». Вместе с Алленом Рей-ли он выпустил две книги — «Прогрессирующая индустрия» (1931) и «Принципы организации» (1939).

 

 

8. ОСНОВНЫЕ АДМЕНИСТРОТИВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ А.ФАЙОЛЯ, Г. ЭМЕРСОН.

Административная или классическая школа.      

.                           (1920—1950)            

  Развитие этой школы происходило  по двум направлениям -   рационализация производства и исследование проблем управления. Главной заботой представителей этой школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления . Можно выделить работы Г. Эмерсона. (1853- 1931), А. Файоля (1841—1925).                 

Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем.    

  Тейлор был «технарь» и знал  проблемы изнутри Файоль был руководителем и стоял в отличии от Тейлора , на более высоком уровне управления. В работе «Общее и промышленное управление» Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений:         

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"