Анализ конкурентной ситуации предприятия (на примере предприятия ООО «Реформа СК»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – провести анализ конкурентной ситуации фирмы на примере ООО «Реформа» СК и дать рекомендации по совершенствованию этой ситуации.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
* раскрыть рыночную концепцию конкуренции на современном этапе;
* разобрать понятие конкуренции и показать её виды;
* изучить предмет и объект конкуренции;
* рассмотреть основные подходы к изучению;
* дать понятие терминам «отрасль», «отраслевая структура рынка», «сегментирование рынка», «сегмент»;
* объяснить необходимость сегментирования рынка и показать основные параметры сегментирования;
* раскрыть расширенную концепцию М. Портера;
* охарактеризовать компанию ООО «Реформа» СК;
* дать характеристику услуг, оказываемых предприятием и основных потребителей;
* провести анализ основных конкурентов фирмы ООО «Реформа» СК;
* дать основные рекомендации по повышению конкурентоспособности компании ООО «Реформа» СК;
* провести SWOT-анализ предприятия;
* предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Реформа» СК и дать оценку их эффективности.

Содержание

Введение….……………………...………………….……………………………………..3
1. Теоретические основы конкурентоспособности и её оценки…………………....….5
1.1 Понятие конкуренции, её виды, предмет и объект конкуренции………....……..5
1.2 Подходы к изучению конкурентов………………………………………………....8
1.3 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………….….15
1.4 Конкурентная стратегия…………………………………………………………...17
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Реформа» СК……………....…………...19
2.1 Характеристика предприятия ООО «Реформа» СК…………………….………..19
2.2 Характеристика товара, реализуемого предприятием ООО «Реформа» СК…...20
2.3 Анализ основных конкурентов предприятия ООО «Реформа» СК………….....24
3 Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности
ООО «Реформа» СК…...……………………………………………………………...…32
3.1 SWOT-анализ предприятия ООО «Реформа» СК………………………………..32
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия
ООО «Реформа» СК……………………………………………………………………35
Заключение………………………………………...……………………………………..37
Библиографический список……………………………………………………………..39
Приложения………………………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 471.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра логистики и маркетинга 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Основы маркетинга» 

Тема: Анализ конкурентной ситуации предприятия

(на примере  предприятия ООО «Реформа СК») 
 
 
 
 

   Выполнена:

   студентом гр. МР-07                                                           П.Л. Зайцевой  

   Проверена:

   к.э.н., доцентом                                                                    Т. Б. Мининой 
 
 
 

                                           

Екатеринбург

2009

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение….……………………...………………….……………………………………..3

1. Теоретические основы конкурентоспособности и её оценки…………………....….5

 1.1 Понятие  конкуренции, её виды, предмет и объект конкуренции………....……..5

 1.2 Подходы  к изучению конкурентов………………………………………………....8

 1.3 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………….….15

 1.4 Конкурентная  стратегия…………………………………………………………...17

2 Анализ деятельности предприятия ООО «Реформа» СК……………....…………...19

 2.1 Характеристика предприятия ООО «Реформа» СК…………………….………..19

 2.2 Характеристика  товара, реализуемого предприятием  ООО «Реформа» СК…...20

 2.3 Анализ  основных конкурентов предприятия  ООО «Реформа» СК………….....24

3 Основные рекомендации по повышению конкурентоспособности

ООО «Реформа»  СК…...……………………………………………………………...…32

 3.1 SWOT-анализ предприятия ООО «Реформа» СК………………………………..32

 3.2 Мероприятия  по повышению конкурентоспособности  предприятия 

 ООО «Реформа» СК……………………………………………………………………35

Заключение………………………………………...……………………………………..37

Библиографический список……………………………………………………………..39

Приложения………………………………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Значение  конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.

    Часто у руководства бытует заблуждение - "мы знаем своих конкурентов, нам незачем постоянно отслеживать ситуацию в отрасли…". Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации, как правило, предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса. Или, например, нахождение нового сырья позволило конкурентам значительно снизить цены на свою продукцию. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.

    Объектом  исследования моей курсовой работы является компания ООО «Реформа» СК.

    Предметом исследования – конкурентная ситуация ООО «Реформа» СК.

    Цели курсовой работы – провести анализ конкурентной ситуации фирмы на примере ООО «Реформа» СК и дать рекомендации по совершенствованию этой ситуации.

      Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:

  • раскрыть рыночную концепцию конкуренции на современном этапе;
  • разобрать понятие конкуренции и показать её виды;
  • изучить предмет и объект конкуренции;
  • рассмотреть основные подходы к изучению;
  • дать понятие терминам «отрасль», «отраслевая структура рынка», «сегментирование рынка», «сегмент»;
  • объяснить необходимость сегментирования рынка и показать основные параметры сегментирования;
  • раскрыть расширенную концепцию М. Портера;
  • охарактеризовать компанию ООО «Реформа» СК;
  • дать характеристику услуг, оказываемых предприятием и основных потребителей;
  • провести анализ основных конкурентов фирмы ООО «Реформа» СК;
  • дать основные рекомендации по повышению конкурентоспособности компании ООО «Реформа» СК;
  • провести SWOT-анализ предприятия;
  • предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Реформа» СК и дать оценку их эффективности.

 Для наилучшего восприятия информации, я  буду использовать статистические методы обработки, например для определения средних оценок, таблицы, диаграммы, рисунки. 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕТОСПОСОБНОСТИ И ЕЁ ОЦЕНКИ 

1.1 Понятие конкуренции, её виды, предмет и объект конкуренции 

    Компания может идентифицировать основных соперников, используя не только отраслевой, но и рыночный подход. В этом случае конкурентами считаются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Например, потребитель, приобретающий компьютерную программу для обработки текстов, желает получить возможность создавать тексты. Эту потребность он мог бы удовлетворить, пользуясь карандашом, авторучкой или пишущей машинкой. Рыночная концепция конкуренции позволяет выявить более широкий круг потенциальных и реальных товаров-конкурентов и компаний-соперников.

    Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли1.

    Существуют  и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода  к определению конкуренции.

    Первый  определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

    Второй  подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

    Третий  подход определяет конкуренцию как  критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

    Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

    Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

    Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества2. 

    

    Рисунок 1 – Классификация конкуренции 

    Совершенная конкуренция, идеальная — конкуренция  между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

   Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм.

    В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

    Монополистическая конкуренция — ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между ситуациями свободного рынка и монополии. По теории монополистической конкуренции, разработанной Е. Чемберлином, Дж. Робинсон и другими западными экономистами, монополистически конкурентная отрасль — это отрасль, включающая множество фирм, производящих сходные, но не идентичные виды продукции.

    Олигополия  — (от олиго... и греч. pōléō — продаю, торгую), термин, применяемый в буржуазной экономической литературе для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. Термин "О." был введён социалистом-утопистом Т. Мором (Англия) в его работе "Утопия" (1516). Как форма переплетения монополии и конкуренции О. характерна почти для всех отраслей современного капиталистического массового производства (см. также Дуополия).

    Монополия — тип структуры рынка, в котором  существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

    В целом объекты конкуренции представляют собой явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В наиболее общем виде их можно  определить как потребительский спрос (как способ увеличения прибыли), факторы производства и власть. Потребитель имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке, делая выбор в пользу товара одного из нескольких производителей.

    Субъекты  конкуренции - лица и группы лиц, ведущие борьбу за объекты конкуренции. Первичными субъектами конкуренции можно считать потребителей, предприятия и организации. Остальные субъекты (кластеры, отрасли, регионы, страны) являются в той или иной степени производными от первичных субъектов.

    Предметом конкуренции является товар или  услуга, посредством которых субъекты конкуренции стремятся завоевать признание и привлечь деньги потребителя. Это удовлетворение определённой потребности. В данном случае действуют все те, кто может удовлетворить данную потребность товаром, услугой, либо трансформировать её в какую-то иную потребность или вообще исключить её из жизнедеятельности потребителя. Разделение «предмета» и «объекта» определяет в конкурентной борьбе не одну, а две сферы воздействия. Товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой, таким образом, появляются различные методы конкурентной борьбы и различное их влияние. Одним из методов конкуренции является неценовой метод. Неценовая конкуренция – это рыночный подход, при котором стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются путем придания продукции таких отличительных качеств, как особый дизайн, высокие эксплуатационные характеристики, доступность, гарантийное обслуживание и т.д.

Информация о работе Анализ конкурентной ситуации предприятия (на примере предприятия ООО «Реформа СК»)