Маркетинговое управление потребительским спросом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — разработка подходов к составлению перспективного плана маркетинговой деятельности в области управления.

Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:

Рассмотрение и изучение особенностей потребительского спроса, понятие эластичности спроса.
Рассмотрение и оценка методов анализа потребительского спроса.
Особенности организационно-экономической характеристики предприятия.
Анализ организационно-правовой и производственно-экономической характеристики предприятия.
Анализ расчетов эффективности системы управления на предприятии.
Разработка плана по организации и путей повышения уровня потребительского спроса на предприятии.
Особенности использования маркетинга в коммерческой деятельности предприятия.

Содержание

Введение

Потребительский спрос
. Понятие и виды спроса
1.3. Эластичность спроса

1.4. Методы анализа потребительского спроса

Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия

2.2. Производственно-экономическая характеристика предприятия

2.3. Характеристика системы управления предприятия

Организация и пути повышения потребительского спроса на предприятии
3.1. Организация повышения потребительского спроса на предприятии

3.2. Использование маркетинга в коммерческой деятельности предприятия

3.3. Совершенствование процесса управления потребительским спросом на предприятии

Выводы и предложения

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по управлению 1111.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

     Брянский  государственный  университет

     имени академика И.Г. Петровского

     Социально-экономический  институт

     Финансово-экономический  факультет 

     КАФЕДРА МАРКЕТИНГА 
 

     Курсовая  работа

     По  дисциплине

     Управление  маркетинга

     Тема: Маркетинговое управление потребительским спросом на предприятии 
 
 
 

     Выполнила студентка

     4курса  14 группы

                                                                      Федотова Наталья Евгеньевна 
 

     Допущена  к защите:_______

     Оценка  работы:_______

     Руководитель:

     Глушак  Николай Владимирович 
 

      

     Брянск 2010

     Содержание

Введение

  1. Потребительский спрос
    1. . Понятие и виды спроса

    1.3. Эластичность спроса

     1.4. Методы анализа потребительского спроса

  1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 

    2.1. Организационно-правовая характеристика  предприятия            

    2.2. Производственно-экономическая характеристика предприятия   

    2.3. Характеристика системы управления предприятия                        

  1. Организация и пути повышения потребительского спроса на предприятии

    3.1. Организация повышения потребительского спроса на предприятии

    3.2. Использование маркетинга в коммерческой деятельности предприятия

    3.3. Совершенствование  процесса управления потребительским  спросом на предприятии

Выводы  и предложения

Список  литературы

Приложение 
 
 
 

          
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.

     Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     Изучение  же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно, занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как потребительский спрос.

     Цель  курсовой работы — разработка подходов к составлению перспективного плана маркетинговой деятельности в области управления.

         Выполнение  курсовой работы предполагает решение  следующих задач:

    1. Рассмотрение и изучение особенностей потребительского спроса, понятие эластичности спроса.
    2. Рассмотрение и оценка методов анализа потребительского спроса.
    3. Особенности организационно-экономической характеристики предприятия.
    4. Анализ организационно-правовой и производственно-экономической характеристики предприятия.
    5. Анализ расчетов эффективности системы управления на предприятии.
    6. Разработка плана по организации и путей повышения уровня потребительского спроса на предприятии.
    7. Особенности использования маркетинга в коммерческой деятельности предприятия.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является Севское потребительское общество по торговле.

     Предметом исследования является потребительский  спрос на данном предприятии и  его анализ.

     В данной курсовой работе используются документы, такие как бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за три года 2007,2008,2009гг., прайс-листы по закупке товара и устав предприятия.

     Для написания курсовой работы были использованы методы, применяемые в исследовании такие, как обобщение и систематизация теоретического и практического материала.

 

      1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  СПРОС

     1.1. Понятие и виды спроса

     В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и  движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому  вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах [6].

     Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и сбыта.

     Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности – это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например, в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

     Частные потребности, взятые вне зависимости  от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку [6].

     В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей. 

     В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.  

     Макроспрос  – это спрос на укрупненные  группы товаров, например на продовольственные  или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.

     Микроспрос  – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:

  1. периодичность возникновения спроса:
  • повседневный,
  • периодический,
  • эпизодический,
  • импульсивный,
  1. степень удовлетворения спроса:
  • действительный (потенциальный),
  • реализованный,
  • неудовлетворенный,
  1. степень подвижности спроса:
            • базовый,
            • мобильный,
            1. намерения покупателей:
            1. характер спроса:
              • первичный (начальный),
              • на замену,
              • дополнительный,
            1. степень интенсивности спроса:
            • формирующийся,
            • интенсивный,
            • стабилизировавшийся
            • угасающий,
            • отрицательный,
  1. месторасположение предприятия:
  • зона проявления максимального микроспроса на товары и услуги,
  • зона проявления повышенного микроспроса,
  • зона проявления среднего микроспроса,
  • зона проявления пониженного микроспроса.

     В современной экономической литературе и на практике применяется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т.е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары [3].

     Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

     Изменение спроса

     В развивающейся экономике сложились  следующие закономерности развития спроса:

  • Рост общего объема потребления и спроса на товары;
  • улучшение структуры потребительского спроса;
  • сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных групп населения.

     Первую  закономерность – динамику и масштаб  развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж товаров и услуг относительно показателей:

Информация о работе Маркетинговое управление потребительским спросом на предприятии