Маркетинговые исследования как инструмент эффективного функционирования предприятия в условиях конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности. Маркетинговые исследования создают научную и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных управленческих решений на любом уровне для разработки стратегических и оперативных планов деятельности фирмы

Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 7
1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований, направленных на повышение эффективной деятельности предприятия в конкурентной среде………………………………………………………………… 11
1.1 Сущность и направления маркетинговых исследований…………………… 11
1.2 Факторы, позволяющие использовать маркетинговые исследования в качестве инструмента повышения эффективной деятельности предприятия в конкурентной среде………………………………………………………………… 27
2 Практические подходы к выбору маркетинговых исследований с целью повышения эффективности деятельности предприятия в условиях конкурентной среды (на примере салона красоты «Виаль»)………………………………………. 44
2.1 Характеристика и основные направления деятельности салона красоты «Виаль»………………………………………………………………………………. 44
2.2 Анализ существующих методов маркетинговых исследований при выводе на высоконкурентный рынок салона красоты «Виаль»……………………………. 57
2.3 Перспективные направления применения маркетинговых исследований для дальнейшей эффективной деятельности салона красоты «Виаль» в конкурентной среде………………………………………………………………….. 67
Заключение…………………………………………………………………………... 75
Список использованных источников……………………………………………….. 78
Приложение А «Материалы маркетингового исследования»……………………... 81
Приложение Б «Существующие способы продвижения услуг»…………………... 96
Приложение В «Оригинал–макеты печатной полиграфии»……………………… 97
Приложение Г «Оригинал – макеты наружной рекламы»………………………… 98
Приложение Д «Рекламные материалы, направленные на поддержание имиджа» 99
Приложение Е «Оригинал – макет сайта»………………………………………….. 100
Приложение Ж «Пример письма почтовой рассылки»…………………………….. 101

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы проведения маркетинговых исследований.docx

— 331.69 Кб (Скачать)

     Основным  способом продвижения является реклама. Не следует ждать, пока клиент случайно наткнется на салон красоты «Виаль», нужно использовать рекламную информацию, которая направит людей именно в  этот салон.

     Рекламировать можно только те услуги, которые  действительно предлагают в рассматриваемом  салоне красоты на данное время. Если в памяти потенциальных клиентов сохранятся негативные или не соответствующие  действительности факты, изменить представление  сложившиеся у клиента будет  очень трудно.

     В результате проведения маркетингового исследования была выявлена основная целевая группа и критерии выбора предприятий «индустрии красоты», на основании полученных результатов  можно предложить эффективные способы  продвижения услуг на рынке города Новокузнецка. (Приложение А)

     Можно воспользоваться довольно широким  набором средств распространения  услуг «индустрии красоты» с учетом проведенного исследования, так как  салон красоты «Виаль» кроме  визиток, прайс-листов и самой вывески  ничего больше не использовал.

     Цвета, которые отличал бы салон от остальных  предприятий «индустрии красоты» использовал  оранжевый с желтым, это наиболее благоприятная цветовая гамма. Сочетание таких цветов тонизирует и стимулирует, а также эти цвета вызывают чувство радости и счастья. Данное сочетание цветов используется, и будет использоваться на всех рекламных материалах.

     Как «театр начинается с вешалки», так  первое впечатление о компании создаёт  её вывеска. Вывеска напечатана на баннерной  ткани в оранжево-желтой гамме  с изображением девушек. К вывеске  можно было добавить световые буквы, салон красоты приобрел бы больше солидности и привлекал бы внимание даже в темное время суток. (Рисунок Б.1)

     У салона красоты имеется корпоративная  двусторонняя визитная карточка, где  указана информация о салоне, сфера  деятельности, контактные телефоны и  адрес, а на изнаночной стороне перечисление услуг. На визитной карточке имеются  изображения девушек, на лицевой  стороне только лицо девушки с  хорошо уложенными волосами, а на оборотной  стороне загорелая девушка лежит  на песке, что непосредственно символизирует  солярий. (Рисунок Б.3) Раздача визиток в стенах салона недостаточно эффективна, поэтому целесообразно продолжить деятельность в местах большого скопления потенциальных клиентов (торговых центров, заведениях медицинского характера, ресторанах, супермаркетах, солидных организациях и т.д.). Можно стимулировать сбытовые усилия собственно персонала. Думается, что при наличии соответствующего вознаграждения люди сами отыщут возможности увеличить наполняемость своего салона. Необходимо для всех без исключения сотрудников заказать персональные визитные карточки, плюс персональной визитки (в отличие от визитки корпоративной) в том, она несёт на себе печать более близких отношений с клиентами. К тому же, персональная визитка может «сработать» будучи розданной во внеслужебной обстановке тем, с кем общаются в частном порядке. (Рисунок В.3)

     Прайс-лист является таким же элементом создания имиджа предприятия, как меню в ресторане. Он также несет рекламную нагрузку. Для этого на страницах прайс-листа  находятся элементы фирменного стиля: название предприятия, логотип. Оформлены  в той же цветовой гамме, что и  остальные рекламные носители. Фон  бумаги не очень яркий, чтобы не мешать «читаемости» текста. Поэтому в прайс-листе шрифт используется прописной. Также было продумано о создании условий для большей долговечности прайс-листа, и они все были за ламинированы. Иначе его «потрепанное» состояние не будет вызывать доверия у нового клиента. Это особенно касается предприятий высокого класса обслуживания.  Кстати, прайс-лист может быть полным и сокращенным. Полный прайс-лист является элементом внутренней документации салона и должен иметь подпись и печать на каждой странице.  Сокращенный используется как элемент внутренней рекламы совместно с буклетами. В некоторых салонах красоты сокращенные прайс-листы выдаются клиентам «на вынос». Такой прием позволяет увеличить число клиентов. Дело в том, что, когда клиент встает перед выбором посетить тот или иной салон для получения услуги, наличие у него на руках подобного документа помогает склонить чашу весов в сторону предприятия. К тому же сокращенный прайс-лист поможет сориентироваться по стоимости обслуживания и избежать неприятностей с недостатком денег при расчете. Поэтому салон красоты «Виаль» использует сокращенный вид прайс-листа. ( Рисунок Б.2)

     Так как салон красоты «Виаль»  относительно недавно на рынке, то для  его продвижения необходимо недорогая, но действенная реклама. Для сферы  услуг тем более салонного  бизнеса ничего не работает лучше  «сарафанного радио», особенно, предприятие  относительно молодое – существует всего 2 года. Для того чтобы запустить  «сарафанное радио», нужно в местах большого скопления людей, несколько  человек и чтобы они начали разговор о салоне красоты, говоря о  его преимуществах, где оно находится  какие услуги предоставляет и  т.д. Так как люди имеют такую  особенность слушать то, что говорят  другие, поэтому это способ распространения  информации о салоне «Виаль», будет  выгодным и к тому же совершенно бесплатным, так как это могут  делать и сам персонал, а также  знакомые и друзья.

     Для продвижения услуг нужно максимально  эффективно использовать само пространство салона красоты, тем более он имеет  отдельный вход. Например, рядом  с салоном можно поставить  штендер с перечислением основных услуг. Штендер удобен тем, что он легко переносится, в любое время  можно сменить имеющуюся на нем информацию, а также можно выполнить его в любой геометрической фигуры, для повышения эффекта от рекламы. (Рисунок Г.1) Если возникнут затруднения с разрешением установки штендера, то в рекламном агентстве можно заказать кусок сворачиваемого полотна (баннерная ткань) с указанием услуг и повесить на свой автомобиль.

     Эффективной маркетинговой акцией по привлечению  клиентов, может быть программа «Приведи друга». Приводя в салон нового посетителя, клиент получает разовую 5 - процентную скидку на обслуживание. (Рисунок Д. 4)

       Клиенты хотят, чтобы к ним относились внимательнее, поэтому необходимо завести специальные карточки клиентов, где будет указано И.Ф.О., дата рождения, номер телефона, дата и сумма посещений салона. Потом администратор внесет все эти данные в базу постоянных клиентов. Далее все будет зависеть от того как часто клиенты посещают салон. Если клиент потратит на оказание услуг за месяц 3000 рублей, то начнет действовать начальная 3% скидка, следующий этап – поощрительная скидка 5%, набрав в последующее время услуг на сумму 5000 рублей, 10% скидка действует, когда сумма на счету клиента составит 10000 рублей. После проведения маркетингового исследования было выявлено, что постоянные клиенты хотели бы получать информацию об услугах салона красоты через смс-сообщения. Посредством смс-сообщения также можно поздравить клиентов с днем рождения, для них, несомненно, это будет приятно.

       Еще в качестве носителя информации могут выступать листовка и плакат. Изготовление рекламных листовок быстрый, простой и недорогой вид рекламы. Листовки будут использованы для донесения основных услуг оказываемых в салоне красоты «Виаль» до потребителя. Листовка будет выполнена в фирменном стиле салона красоты и формата А6, односторонней и напечатанная при помощи офсетной печати, так как она является качественной и недорогой, а также позволяет точно передать графичность и точность цвета на бумаге. (Рисунок В.1) Тираж рекламных листовок составит 500. Распространение будет происходить вблизи ТЦ «Универсам», бизнес – центра «Пентагон» и непосредственно неподалеку от самого салона красоты. Для большего запоминания и привлечения потенциальных клиентов будет целесообразным использование плаката в той же цветовой гамме, что и листовка. (Рисунок В.2) Плакат выполнен в формате А4 с односторонней печатью, с достаточно большими изображениями, сопровождающиеся крупными заголовками, которые в сжатой форме отображают основные услуги предоставляемые салоном красоты «Виаль». Также крупно будут выделяться все элементы фирменного стиля: логотип, слоган солярия, и указываться  адрес организации и телефоны. Тираж составит примерно 10 штук, и расклейка будет осуществляться в ближайших магазинах, в транспорте, в ТЦ «Универсам», бизнес – центре «Пентагон», возможно еще в институтах, так как там очень много молодежи, которая в основном пользуется услугами солярия и наращиванием волос, поэтому целесообразным будет развешать именно там плакаты. Клиентов постоянно нужно привлекать не только рекламой, но мероприятиями, например мастер-класс, презентация новой услуги, которой еще нет в городе. Данные мероприятия можно проводить хотя бы 2 раза в год. Для приглашения на мероприятие можно использовать листовки, смс рассылку, плакаты, распространять их также можно вблизи магазинов, в торговых центрах, учебных заведениях,  и использовать фасад салона красоты, так как имеется стеклянная витрина, где можно приклеить плакат.

       Все вышеуказанные средства распространения информации об услугах салона красоты «Виаль» можно использовать с незначительными затратами и они будут наиболее эффективным инструментом привлечения потенциальных клиентов, так как салон существует недавно. Эти средства рекламы первоначально рассчитаны на узнавание салона, но в дальнейшем нужно задействовать каналы распространения информации об услугах наиболее дорогие и эффективнее, так как дальше пойдет речь уже о поддержании имиджа салона.

       В ходе маркетингового исследования было выявлено, что салонам красоты необходимо иметь свой собственный сайт. В настоящее время люди все больше времени проводят в интернете, он настолько стал популярен, что частично превосходит все другие существующие каналы распространения информации. Загрузка салонов через интернет сейчас существенно возросла. Из интернета в салоны приходят более знающие, подготовленные клиенты, прочитавшие все подробности о предлагаемых процедурах. Такие клиенты чаще всего становятся постоянными посетителями салона. Разработка собственного сайта для салона красоты, дорогое удовольствие, но необходимое. Сумму, которую необходимо, будет потратить на разработку сайта, составит около 30000 рублей, и займет какое – то время.   Сайт салона красоты «Виаль» будет выполнен в той же цветовой гамме, что и вся остальная рекламная продукция. Сайт будет содержать не только подробную информацию об услугах, новинках салона, но также можно проконсультироваться со специалистами в области «индустрии красоты». На сайте будут выложены альбомы с фотографиями с выполненными работами, где клиенты могут оставить свои комментарии, задать вопросы. Страничка в интернете с фотографиями моделей, описанием процедур, услуг, новинок косметологии и форумом дает до 30% новых клиентов. Чтобы получить хороший эффект, просто создания Интернет - странички недостаточно. Сайты дают большую отдачу, если на специализированных порталах и в поисковых машинах размечаются ссылки, а также на любом носителе рекламы будет размещен адрес сайта www. Salon - Vial.ru   (Приложение Е)

       В дальнейшем салону красоты необходимо включить в услугу как приобретение подарочных сертификатов.  Подарочные сертификаты – это красивое решение поздравления к любому празднику. Подарочный сертификат будет хорошим подарком, как мужчине, так и женщине. Сертификаты будут предложены номиналом  500, 1000, 2000, 3000 рублей, по которым можно будет выбрать любую предлагаемую услугу салоном красоты «Виаль». Подарочный сертификат будет выполнен в желто-оранжевом цвете, напечатанный на плотном картоне или на пластике, все будет зависеть от руководителя салона красоты, какую сумму он готов потратить. Для начала тираж сертификатов составит 500 штук, в дальнейшем все будет зависеть от того как эта услуга будет пользоваться спросом у клиентов. Номиналом в 500 рублей сертификатов будет 270 штук,  1000 рублей – 170 штук, в 2000 рублей составит 50 штук, а в 3000 рублей – будет достаточно 10 штук.

       Из всех современных средств реклама по телевидению занимает одно из ведущих мест – по охвату информацией потенциальных клиентов. Для салона «Виаль» можно предложить статичную заставку с текстуальной информацией, с дикторским сопровождением и музыкальной подложкой. Канал, на котором будет транслироваться статичная  заставка ННТ «10 канал», стоимость которой составит примерно от 2000 рублей, заставка будет появляться утром, в обед и вечером, а также в программе «Академия красоты» в четверг  в теме «секреты обольщения». (Рисунок Д. 3)        

     Следующим каналом распространения информации об услугах салона красоты «Виаль»  будет публикация в местной газете «7 дней», но она будет одноразовой. Информационная реклама представляет собой чаще всего статьи, в которых  описывается то или иное предприятие, та или иная услуга. При этом стоит  отметить, что информационные статьи не должны содержать прямых указаний на предприятие, типа: «В салоне красоты  «Виаль» вы превратитесь в прекрасного  лебедя». В такой статье художественно  описывается эффективное решение  той или иной проблемы человека. Главное – заинтересовать читателя информацией и побудить его к  возникновению вопроса: «А как я  могу этим воспользоваться?» В конце  статьи будет уместно разместить небольшой рекламный модуль предприятия. (Рисунок Д. 2)

     Модульная реклама, как и любая другая, имеет  ряд своих особенностей. Дизайн рекламного модуля в газету, может иметь ограниченную цветовую палитру или разрабатываться  с учетом плотности бумаги. Также  немаловажно и то, как представлен  модуль на странице. К примеру, в  разработке модуля, особое внимание уделяется  его размерам и местоположению. Рекламные  модули в газете или журнале обычно делятся на несколько форматов по объему места, занимаемого на странице. Поэтому модульная реклама стоит значительных денег. Поэтому, чтобы на модуль было затрачено не так много денежных средств формат модуля в газете будет занимать 1/8 полосы формата А3, это приблизительно будет стоить 4500 рублей. Статью же часто можно отнести к информационным материалам, которые составляют «наполнение» печатного издания. А значит, по этому поводу можно договариваться с редакцией об условиях размещения. Но, тем не менее, такая информация вызовет у читателя положительные эмоции и доверие.  

     Для салона красоты «Виаль» из всего  многообразия видов наружной рекламы  подойдет инфоуказатель, щит сити-формата  с указанием месторасположения, услуг центра и вывески. Эта реклама  адресована тем, кто проживает в  ближайшем микрорайоне и рассчитана главным образом на посетителей  со средним уровнем доходов. Эффективность  привлечения оценивается в 15-20%. Данный щит будет расположен на пересечении  ул. Тольятти и проспекта Дружбы, это будет наиболее удачное месторасположение, так как там проходит большой  поток транспортных средств и  прохожих. (Рисунок Г.2) В салонном бизнесе директ - мейл довольно редко используется как канал продвижения предприятия и его услуг. Чаще всего директора обходятся рассылкой буклетов или листовок в почтовые ящики потенциальных клиентов. Результатом подобной акции бывает невысокий процент отклика получателей. Это связано с тем, что потенциальные клиенты крайне перегружены рекламными обращениями, особенно приходящими по почте. Их можно квалифицировать как почтовый спам. В таких условиях сообщение также станет спамом, но чтобы такого не произошло оно должно выглядеть, так как указано в Приложение Ж. В дальнейшем, когда салон красоты «Виаль» закрепит свои позиции на рынке можно для своих постоянных клиентов использовать рекламную продукцию: пакеты, ручки, календари для раздачи на мероприятиях, например на мастер-классах, презентациях и т. д. (Рисунок Д.1)

Информация о работе Маркетинговые исследования как инструмент эффективного функционирования предприятия в условиях конкурентной среды