Организация маркетинговой деятельности в компании, планирование и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации маркетинговой деятельности в компании, планирование и контроль.
Для реализации данной цели в курсовой работе определены следующее задачи:
1. Рассмотреть организацию и планирование маркетинговой деятельности в компании;
2. Рассмотреть, как осуществляется контроль маркетинговой деятельности в компании;
3. Изучить маркетинговую деятельность банка.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Маркетинговая деятельность в компании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Организация и планирование маркетинговой деятельности в компании . . . . . . 5
1.2. Контроль маркетинговой деятельности в компании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2. Маркетинговая деятельность банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1. Организация и планирование маркетинговой деятельности банка . . . . . . . . . . 23
2.2. Контроль как заключительный этап планирования маркетинга банка . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Планирование маркетинговой деятельности

Назначение и виды маркетинговых планов.

Итак, из числа возможных и сформированных стратегий выбрана некая базовая стратегия. При выборе учитывались результаты оценки рисков. Теперь нужно в соответствии с ней спланировать свою маркетинговую деятельность. Что представляют собой планы маркетинга, как они составляются, каковы наиболее типичные ошибки новичков в планировании?

Распространенное у нас в недавние времена предубеждение о несов­местимости рыночной системы и плановых методов хозяйствования легко опровергается живой практикой организации маркетинговой деятельности. Ее управленческую основу как раз и составляют разнообразные планы: долго-; средне- и краткосрочные. Долгосрочный стратегический план мар­кетинга может быть рассчитан на 10, 15 и даже 25 лет. Основным рабочим планом обычно считается годовой план, включающий в себя и покварталь­ную разбивку.

Маркетинговые планы нужны фирме для того, чтобы в соответ­ствии с выбранной стратегией своевременно и в заданных пропорци­ях обновлять ассортимент товаров и услуг, балансировать ценовые из­менения, оптимальным образом рассредоточить во времени рекламные усилия, целенаправленно развивать сбытовую активность. В конечном счете маркетинговые планы дают четкие ответы на вопросы о том, что необходимо сделать, кто за это несет ответственность и является ис­полнителем, какие должны быть соблюдены сроки, какие будут полу­чены результаты и в какую сумму обойдется фирме запланированная активность.

Планы  маркетинга могут быть как жесткими, так и гибкими. Степень их гибкости нарастает по мере неопределенности, осложнения прогноза рыночной ситуации, включая поведение как клиентов, так и конкурентов (уже известных или вновь возникающих). На зрелых, стабильных рынках с легко предсказуемыми параметрами спроса и традициями поведения участников обычно применяются детальные формализованные планы, разработка которых поручается специально выделенным ответственным лицам или даже аппарату планирования. В ситуациях с высоким уровнем неопределенности, неустойчивости риска предпочтительны гибкие планы-сценарии, разрабатываемые при участии более широкого круга специалистов-экспертов и предполагающие оперативную корректировку планов по мере выявления не предвиденных заранее угроз или перспектив (SWOT- анализ).

Различной может быть и степень централизации процесса маркетингового планирования. Если перемены, заложенные в маркетинговой стратегии, радикальны и требуют ресурсов, которых нет в распоряжении подразделе­ний (филиалов), то доля и вес централизованного планирования со сторо­ны руководства фирмы обычно возрастают. В других случаях, в том числе при высокой степени автономности филиалов и подразделений, центральный ап­парат управления задает лишь общие плановые ориентиры для детальной проработки в планах подразделений.[2]

В крупной голландской корпорации СХВ (SHW), овном лишь принимает решение о необходи­мости пересмотра планов подразделений и анализирует отчеты о ходе реализации стратегии. Подразделения вырабатывают макси-план (если признано необходимым целиком пересмотреть стратегию) и мини- план (если заметны лишь отдельные ухудшения или возникли дополнительные перспективы в их деятельности). Если замечаний от руководства не поступило, подразделение может вообще не представлять новый план, а пользоваться действовавшим ранее.

План маркетинга - это организационно-управленческий документ, позволяющий свести воедино все виды маркетинговой деятель­ности в соответствии с целями фирмы, ее ресурсами (включая кадровые), организацией. На его базе формируется бюджет маркетинга, осуществляется контроль рыночного поведе­ния и результатов фирмы.

Основные этапы планирования и их пос­ледовательность, взаимосвязи отображены на рис. 1. [3]

В маркетинге планирование и его результат - план - занимают весьма почетное место. Более того, план маркетинга - это одна из важнейших коммерческих тайн любой фирмы. Если вы посетите ка­кую-либо действующую зарубежную компанию и захотите познако­миться с ее планом маркетинга, вам в лучшем случае покажут толь­ко его титульный лист и преамбулу, да и то — относящуюся к плану давностью в несколько лет. Причина подобного поведения состоит в том, что в преамбуле маркетингового плана в общих чертах дан сгус­ток отправных моментов и основных идей плана по всем его разде­лам.[4] Здесь формулируются главные цели фирмы на соответствующий период времени, характеризуются важнейшие черты рыночной ситу­ации и тенденции ее развития, представлен общий перечень рекомен­даций и избираемых фирмой средств для достижения поставленных целей. Схематически содержание плана маркетинга представлено в табл. 2.

Сводный план маркетинга невозможно составить, не базируясь на планах по отдельным направлениям маркетинговой деятельности. Осо­бо выделяются планы изучения рынка и обновления ассортимента, план рекламной деятельности и организации взаимоотношений с об­щественностью («паблик рилейшнз»), планы стимулирования сбыта, продаж.

Составляя план изучения рынка, разработчик основывается на страте­гическом выборе фирмы в отношении товаров (услуг), их ассортимента, групп покупателей и каналов сбыта. Здесь нужно определить основные объекты изучения: сегменты рынка и целевые группы покупателей (в том числе специфику предпочтений в отношении качества товаров, способов продвижения и продаж, реальную платежеспособность); имеющиеся на рынке товары и уровни цен; стратегии конкурентов; действующие и возможные каналы сбыта; целесообразность экспериментальных продаж. Затем определяются сроки и регионы исследований, исследовательский персонал (в том числе необходимость приглашения экспертов из консультативных фирм). В плане также может быть отражен инструментарий исследований; в таком случае будет легче определить требуемые ресурсы для его осуществления.

Рекламный план составляется на основе стратегического выбора сегментов рынка (естественно, с учетом их емкостей и ассортимента товаров или услуг). Здесь определяются действия и потребные затраты на конкретные средства рекламы, ее носители и сроки рекламирования, реализация которых должна предоставить необходимую информацию и побудить к покупке определенное число клиентов.[5]

Предположим, ваша фирма решила выйти на новые сегменты рын­ка, предложив незнакомую продукцию. С этой целью решено принять участие в крупной международной выставке. Решение об этом и соответ­ствующий план должны быть приняты примерно за два года, чтобы мож­но было учесть и отработать все детали, добиться эффективности затрат. Определяется ответственное лицо за участие фирмы в выставке (напри­мер, заместитель директора по маркетингу), сроки, содержание и средства решения актуальных в этой связи проблем: подготовки персонала (в том числе стендистов); транспортировки и таможенного декларирования экспонатов в оба конца; разработки и тиражирования информационно-рекламных материалов; аренды и оборудования выставочных помещений и др. Именно об этих аспектах участия в выставках забывают многие наши фирмы.

План стимулирования сбыта и продаж базируется на стратегических це­лях оборота, прибыли, запланированного удельного веса на рынке, политики в отношении каналов сбыта и конечных потребителей. Он подразделяется в соответствии с группами товаров, покупателей, территориями и сроками про­даж, сбыта. Ключевыми для этого плана являются проблемы работы с кана­лами сбыта, определения методов повышения их мотивации в успешной ра­боте, согласования взаимодействия.

Составляются также планы разработки рынка, поездок персонала (коммивояжеров, агентов), обучения работников различных категорий и специалистов, информационного обслуживания и др.

Вслед за планированием принципиально важным звеном в реализа­ции стратегии маркетинга является регулирование, оперативное управ­ление маркетинговыми действиями — так называемый контроллинг. Его исходная база — информация об оперативно достигнутом уровне реше­ния задач, сравнение с уровнем начального этапа и с запланированным уровнем. На основе соотнесения этой информации происходит текущая коррекция курса. Стратегический контроллинг маркетинга управляет потенциалом фирмы, обеспечивая ее будущее. Значительные расхожде­ния между желаемым и реально достигаемым уровнем результативнос­ти могут привести к смене стратегии и даже к пересмотру общих целей фирмы.

Различные возможные подходы к маркетинговому планированию нагляд­но иллюстрируются управленческой практикой крупных автомобилестрои­тельных компаний. Ни одна из них не может опираться только на саму себя: приходится постоянно зависеть от поставок большого числа специализиро­ванных поставщиков. И если для американских компаний это означает необ­ходимость значительных планируемых запасов компонентов, то японские ав­томобильные компании, используя систему «кан бан» («точно в срок»), обеспечивают синхронное поступление нужных деталей в нужное место про­изводства и в заданный срок, практически исключая для себя проблему их складирования.

Но проблемы маркетингового планировании у автомобилестроителей куда сложнее и многообразней. Легковой автомобиль является сезонным товаром. В Западной Европе, например, основные пики спроса на него приходятся на май и сентябрь, а падение спроса на июль и декабрь. Это заставляет компании планировать свою работу с разбивкой по кварталам и месяцам, в том числе с учетом инерционности восприятия покупателем действий фирмы.

С другой стороны, техническая сложность данного товара и необходи­мость увязывать его производство с десятками и сотнями других компаний затрудняет и замедлиет реакцию самих производителей на рыночные из­менения спроса, причем не только на количественные, но и на гораздо бо­лее значимые качественные. Внесение даже мелких изменений вконструкцию и комплектацию автомобилей требует примерно 6—9 месяцев для внедрения в серию; чтобы осуществить крупную модификацию, необхо­димо около трех лет. Поэтому автомобилестроители нуждаются не только в  годовых, но и в долгосрочных планах, причем неверный прогноз особенно болезненно сказывается на них в силу масштабности и инерционности про­изводства.

Так, например, американская компания «Форд», планируя свои дей­ствия на 1990-е г. на европейском рынке, остановилась на единой товар­ной линии так называемой евромодели с четырьмя модификациями по литражу и мощности: «Фиеста», «Эскорт», «Сиерра» и «Скорпио». Но запланированные результаты не были достигнуты, так как планом не были предусмотрены такие явления, как рост цен на бензин (вызванный раз­разившимся нефтяным кризисом) и необходимость повышения оплаты труда персонала, повышение курса немецкой марки относительно дол­лара и др.

Чтобы адекватно отреагировать на наметившиеся перемены как в экономике, так и в политике и в других сферах окружающей маркетин­говой среды, фирмам приходится отступать от сложившихся традиций в организации планирования. Так, компании «Форд Джермани», пред­ставляющей интересы корпорации «Форд» на немецком рынке, при­шлось существенно менять маркетинговый план на 1990 г., принятый в октябре 1989 г. В частности, с изменением геополитической ситуации, последовавшей в результате объединения Германии, был принят пере­ходный маркетинговый план на вторую половину 1990 и на 1991 гг., учи­тывавший меняющиеся перспективы и реалии спроса. Новый план пре­дусматривал самостоятельную стратегию маркетинга и программу действий на территории бывшей ГДР, в том числе развертывание на ней собственной дилерской сети фирмы. Эти решения были приняты сво­евременно — в мае 1990 г., т.е. за несколько месяцев до юридического объединения страны. Однако оказалось неспрогнозированным, что во­сточные немцы предъявят спрос в основном на подержанные автомо­били западного производства, а спрос на новые машины в этой связи усилится в западной части Германии.

Причины возможных неудач в маркетинговом планировании. Итак, маркетинговый план — это инструмент демократичного, гибкого рыночного управления формой. Но ни одна фирма не застрахована от неудач при  его  выполнении. Тем более высока их вероятность для предпринимателей, только переходящих в своей деятельности на принципы маркетинга. Поэтому постараемся выявить наиболее часто встречающиеся причины неудач в планировани и  и выполнении планов. Выявим ошибки, характерные для начинающих, закладываемые уже в процессе планирования и, в принци­пе, легко избегаемые.             

Первая группа причин связана с некорректностью целевой ориентации фирмы. Наши притязания могут быть слишком завышены, а цели – нереалистичны. Если мы выбрали цель, направленную против потребителя, мы в конце концов тоже потерпим неудачу. Возможно и то, что мы просто не учли сложив­шимся дисбаланс наших целей и ресурсов.

Вторая группа причин определяется дефектами  команды составителей, разработчиков плана. Хотя бы некоторые из ее членов могут быть не впол­не профессиональны. Еше хуже, если они равнодушны к качеству и выполнению плана из- за отсутствия ответственности или слабости стимулов.

Возможно, что в команде не сложилось взаимодействие ее участников, в том числе отношения руководства и подчинения. Может оказаться неоптимальным сам состав команды; если планируют одни работники, а выпол­нять будут другие, не принимавшие участия в разработке плана, то успе­хов ожидать не приходится.[6]

Большая группа причин возможных неудач - это дефекты в содержа­нии плана. Например, он может оказаться некомплексным. Если из при­веденной ранее схемы плана исключить хотя бы один раздел или даже часть раздела, то образовавшаяся «черная дыра» начнет затягивать в себя и дру­гие разделы, приведет к лавинообразному разрушению плана в целом. Дру­гие типичные ошибки этой группы — нечеткость в определении задач и по­требных ресурсов, «кабинетность» разработки плана, опора исключительно на информацию «из вторых рук» при его разработке, поверхностность ана­лиза и укороченные по срокам прогнозы, излишняя централизация (в от­ношении подразделений и филиалов) и жесткость, безальтернативность планов.[7]

Неудачи плана могут быть предопределены и дефектами струк­туры управления, взаимоотношений на фирме в целом. Обречен на неудачу план, слабо поддерживаемый руководством фирмы, выпол­няемый бесконтрольно, при низком статусе маркетинга на фирме. То же происходит, если между подразделениями - участниками разра­ботки и выполнения плана существуют и не разрешаются конфлик­ты, особенно противоречия по целям деятельности. Свою роковую роль может сыграть и вполне известный принцип остаточного финансирования, если он будет применен при формировании бюд­жета маркетинга.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности в компании, планирование и контроль