Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:57, дипломная работа
Цель работы: исследование маркетинговой деятельности в торговле, изучение и разработка маркетинговых стратегий по выводу товара на рынок.
Для достижения сформулированной цели в работе решены следующие задачи:
1) рассмотрены теоретические и методологические основы организации маркетинговой деятельности в торговле;
2) проведен анализ маркетинговой деятельности ОДО «НП―Сервис»;
Введение………………………………………………………………..................4
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности в торговле…..............6
1.1 Сущность маркетинга в торговле...................................................................6
1.2 Реализация комплекса маркетинга в оптовой торговле..............................10
1.3 Реализация комплекса маркетинга в розничной торговле..........................23
2 Анализ маркетинговой деятельности ОДО «НП―Сервис».........................40
2.1 ОДО «НП―Сервис» как объект исследования………………………........40
2.2 Маркетинговая среда предприятия………………………………………... 47
2.3 Исследование маркетинговой деятельности ОДО «НП―Сервис»...........50
3 Совершенствование маркетинговой деятельности ОДО «НП―Сервис».....64
3.1 Развитие торгового ассортимента…………………………………………..64
3.2 Использование мерчендайзинга………………………………....................80
Заключение……………………………………………………............................85
Список использованных источников………………………………..................88
Приложение А. Основные поставщики ОДО «НП―Сервис»………………..90
Приложение Б. Анкета опроса……………………………………………….....91
2) экономия на управленческих расходах (такой тип структуры не предполагает управленческих экспериментов, нет никаких аналитических элементов в учете и управлении, только одна хорошо отработанная оперативная версия управления);
3) быстрое решение текущих проблем (все
функции разбиты по компетенциям, т.е.
по подразделениям, поэтому любая возникшая
проблема сразу попадает компетентному
специалисту, который занимается только
определенным видом деятельности, поэтому
проблемы решаются быстро и на девяносто
процентов эффективны);
4) четкая система
взаимных связей функций и подразделений
(нет департаментов с подразделениями,
связей финансового управления, других
надстроек);
5) ясно выраженная
ответственность (лучше всего ответственность
прописывается именно в линейной структуре,
здесь невозможно создать двусмысленную
структуру);
6) быстрая реакция
исполнительных подразделений на прямые
указания вышестоящих;
7) согласованность
действий исполнителей;
8) оперативность
в принятии решений;
9) простота
организационных форм и четкость взаимосвязей.
Задачи и функции отдела маркетинга:
- проведение научных исследований в области организации и управления производственно ― хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью предприятия;
- определение предмета исследования и разработка рабочих планов и программ проведения отдельных этапов исследовательских работ (изучение рынка и его емкости, НИОКР и производства, экспортной деятельности на различных рынках);
- анализ показателей производственно ― сбытовой деятельности предприятия для определения эффективности его деятельности по каждому из направлений производства и продаж, выявления целесообразности изменения или сохранения стратегии по этим направлениям;
- осуществление исследования спроса, как определение сегментов рынка через группы критериев сегментации в целях обеспечения рыночного успеха предприятия: географических, национальных, половозрастных, профессиональных, экономических, имущественных и приверженности к товару предприятия;
- оценка сильных и слабых сторон деятельности конкурентов по следующим критериям: объемы НИОКР, способность разработки новых видов товаров, уровень технологии, наличие запатентованных изобретений, структуры издержек, доступ к сырью, способность и склонность использовать кредит и акционерный капитал, гибкость процесса, принятия стратегических решений, широта ассортимента продукции, наличие торговых марок, услуги по сбыту, в целях определения возможных вариантов рыночной доли;
- изучение общей конъюнктуры отрасли с точки зрения перспектив ее развития и в целях выявления разрыва между спросом и предложением, т.е. нахождение пробелов в использовании, реализации, ассортименте продукции в деятельности конкурентов;
- анализ системы реализации продукции отрасли в целях выявления возможностей и эффективности реализации через альтернативные каналы: собственную сбытовую сеть агентов по сбыту, посредством торгов;
- анализ организационной структуры предприятия; исследования по структуре кадров и их стимулированию, структуре управления, действующей системе планирования, стилю работы в целях определения степени соответствия организационной структуры стратегическим задачам предприятия и возможности ее перестройки в нужных направлениях;
- всесторонний анализ внешнеэкономической деятельности предприятия, разработка предложений и мероприятий по развитию прогрессивных форм внешнеэкономических связей, научно―технического и экономического сотрудничества с зарубежными странами;
- накопление и хранение информации, собранной посредством маркетинговых исследований.
Маркетолог имеет право:
- знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
- вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией;
- получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет ― с разрешения руководителя предприятия);
- требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Маркетолог несет
- за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;
- за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения ― в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь;
- за причинение материального ущерба ― в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Политика распределения. Система распределения (дистрибьюции) предприятия-продавца состоит из сбытовой структуры (органы и каналы продаж), а также из логистической инфраструктуры продаж (склады, транспорт).
С функциональной точки зрения система распределения ― это деятельность всех подразделений предприятия с целью поиска покупателя и доставки ему товара нужного качества, в требуемом количестве и в оговоренные сроки.
Принимаемые в области продаж решения имеют долгосрочный стратегический характер и не могут быть быстро изменены.
Стратегия продаж ― долгосрочное планирование, методология организации и управления сбытом, позволяющая успешно реализовать философию ведения продаж конкретным предприятием-продавцом.
Сеть филиалов компании ОДО «НП―СЕРВИС» представлена на рисунке 4 и таблице 9.
Рисунок 4 — Сеть филиалов ОДО «НП―СЕРВИС»
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 9 ― Сеть филиалов ОДО «НП―СЕРВИС»
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Затраты, связанные с реализацией политики распределения, прежде всего включают:
- издержки, обусловленные созданием или развитием каналов распределения;
- издержки, необходимые для содержания каналов распределения, т.е. зарплата служащих или выплата комиссионных, другие расходы.
В таблице 10 представлена характеристика некоторых издержек на организацию продаж.
Таблица 10 ― Характеристика некоторых издержек на организацию продаж
Орган распределения |
Основные статьи издержек на организацию распределения |
Отдел продаж: сбыт через рекламу с последующим приемом заявок по телефону. Возможна доставка товара |
Издержки на рекламу (реклама должна выходить непрерывно) Приобретение транспорта на доставку (или аренда транспорта) |
Отдел продаж: сбыт посредством обзвона потребителей. Возможна доставка товара |
Издержки на представительно-информационные материалы (прайсы, информационные письма, рекламные листки) Оплата телефонных переговоров Приобретение или аренда транспорта |
Отдел продаж: сбыт через торговых агентов и коммивояжеров. Возможна доставка товара |
Издержки на представительно-информационные материалы Издержки на комиссионные для агентов Возможна оплата автотранспорта (частичная амортизация) агента или коммивояжера |
Сбыт через филиалы и |
Издержки на организацию филиала или представительства (поиск партнера, аренда помещения, охрана и т.д.) Поддержание его деятельности в течении первых 6-12 месяцев |
Примечание – Источник: [39].
Фирма ОДО «НП―СЕРВИС» является коммерческим оптовым предприятием, она независимая и имеет право собственности на товар в целях его дальнейшей перепродажи.
Фирма ОДО «НП―СЕРВИС» выполняет следующие функции:
- закупка и формирование товарного ассортимента (имеет возможность закупить товары широкого ассортимента в больших количествах у разных товаропроизводителей);
- отбор, сортировка и формирование наиболее приемлемых для покупателя партий поставок;
- складирование и хранение товаров;
- транспортировка товаров (обеспечивает непосредственную доставку товара к местам их продажи);
- оказание консультационных услуг.
В компании организована
доставка товара в течении 48 часов.
Но для крупных клиентов (универмаги,
оптовые покупатели, гипермаркеты)
срок уменьшается до 24 часов. В компании
имеются собственные
В ОДО «НП―СЕРВИС» установление контактов с покупателями, например, с розничной торговлей (магазинами) происходит различными способами:
- с помощью торговых агентов;
- методом телефонного обзвона торговых точек;
- путем размещения рекламы и приема звонков от покупателей.
Поставка товара производится после заключения договора поставки, который заключается либо на поставку одной партии товара, либо на поставку в течении определенного срока (например, года) товаров в количестве и ассортименте в соответствии с общей спецификацией, прилагаемой к договору. В последнем случае, каждая поставка производится по заявке магазина на основании общего договора. Договор с клиентом может быть заключен на различных условиях:
- 7 или 14 календарных дней отсрочки платежа ― с индивидуальными предпринимателями или частными торговыми унитарными предприятиями;
- 21 календарный день отсрочки платежа ― с магазинами категории В и С;
- 30, 45 или 60 календарных дней отсрочки платежа ― с магазинами категории А (гипермаркеты, сеть магазинов).
Также может быть предусмотрена оплата товара по реализации.
Место торговых агентов в работе компании ОДО «НП―СЕРВИС».
Торговый представитель в ОДО «НП―СЕРВИС» относится к категории технических исполнителей, принимается и увольняется на работу приказом директора предприятия.
На должность торгового представителя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.
Торговый представитель
непосредственно подчиняется
В своей деятельности торговый представитель руководствуется:
- законодательными и нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
- методическими материалами,
касающимися соответствующих
- уставом предприятия;
- правилами трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями
директора предприятия (
Торговый представитель должен знать:
- нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы, регулирующие организацию сбыта и продажи товаров, оказания услуг;
- основы финансового, хозяйственного, налогового и трудового законодательства;
- прогрессивные формы и методы торговли и сбыта;
- перспективы развития и потребности отрасли, предприятий, учреждений, являющихся потенциальными покупателями (заказчиками) производимой продукции и оказываемых услуг;
- порядок заключения договоров купли-продажи и оформления необходимых документов; условия заключения коммерческих сделок и методы доведения товаров (услуг) до потребителей;
- действующие ценники и прейскуранты;
- конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка;
- ассортимент, номенклатуру и типоразмер товаров, правила расшифровки кодов, артикулов и маркировки;
- требования стандартов и технических условий, предъявляемых к качеству товаров (услуг), основные их свойства, качественные и потребительские характеристики;
- адреса потенциальных покупателей (заказчиков);
- передовой отечественный и зарубежный опыт организации сбыта товаров и обслуживания населения;
- основы психологии, экономики и организации труда;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда.
Во время отсутствия торгового представителя его обязанности выполняет непосредственный руководитель либо в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Функции торгового представителя в компании ОДО «НП―СЕРВИС».
На торгового представителя возлагаются следующие функции:
- развитие бизнеса клиентов на закрепленной территории;
- управление процессом продаж;
Информация о работе Организация маркетинговой деятельности в торговле на примере ОДО «НП―Сервис»