Взаимодействие хирургии искусства до падения Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – Оценить значение земской медицины в развитии здравоохранения в России.
Задачи работы :
1. Проанализировать факторы, способствовавшие становлению земской медицины в России в 19в.
2. Раскрыть роль участкового обслуживания в развитии здравоохранения на селе
3. Дать характеристику земской хирургии
4. Оценить роль предупредительных мероприятий, проводимых земскими медиками, в охране здоровья населения
5. Раскрыть значение принципа бесплатности земской медицины

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение медицины и изобразительного искусств 5
Глава 2. Медицина в Месопотамии 8
Глава 3. Медицина в Египте 10
Глава 4 Роль земств медицины в развитии предупредительной медицины 12
Глава 5. Бесплатность медицинской помощи 14
Заключение 16
Список литературы 19
Приложения 20

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 909.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрев  кратко истории Месопотамии можно  сказать, что искусство в то время  было способом сохранения информации, для нас это достояние прошлого и история, для них хранилище.

 

       

     Медицина  в Египте.

     У египтян можно отчетливо проследить особый путь развития медицины. Характер источников египетской медицины, в зависимости от эпохи, к которой они относятся, представляется различным. Самые древние папирусы в эпоху "древней империи" и относящиеся таким образом к третьему тысячелетию [так называемый "ветеринарный папирус" и "гинекологический папирус" из Кахуна], представляют собой сборники рецептов с краткими описаниями болезней.

     Следующая эпоха совпадает с эпохой "средней  империи". Положение медицины в  эту эпоху иллюстрируется всего  лучше известным "папирусом Эберса"; этот папирус написан только около 1550 г. до нашей эры, но оригинал его несравненно более древнего происхождения. Этот папирус ясно показывает вторжение в медицину религиозных представлении; основа медицины остается все-таки эмпирической, и целые отделы папирусов этой эпохи несут на себе ясный отпечаток первой эпохи, преемственность развития здесь несомненна.

     Начиная с 1550 г. до нашей эры, т.е. с переходом  от "средней империи" к "новой", суеверные представления занимают все больше и больше места в египетской медицине; об этом красноречиво свидетельствует папирус Бругаша, в котором много места отводится магическим процедурам.

     Врачи как сословие существовали в Египте уже в очень древние времена. Первоначально медициной занимались знахари; они составляли сословие иерархическим расчленением, так как нам известен один "старший врач", живший во время пятой династии. В цветущий период врачебное искусство перешло в руки жрецов. Врачи Специальное образование получали в школах, состоявших при храмах; наибольшей известностью пользовались школы в Он, Саисе, Мемфисе и Фивах.

     Социальное  положение врачей было очень высоко, но определялось оно не столько врачебной  деятельностью, сколько умением  облекать все свои врачебные действия в религиозные формы. Благодаря этому из трех групп: врачей-терапевтов, хирургов и заклинателей,- на которые делилось сословие врачей-жрецов, последние в цветущий период истории Египта занимали первое место.

     Судя  по принципам лечения ран, можно  думать, что эта область не уступала внутренней медицине. Более точные сведения имеются только по вопросу о лечении опухолей, так как этому вопросу папирус Эберса (104) посвящает особый отдел. Лечение было различным в зависимости от местоположения опухоли и ее характера. Наряду с ножом, употреблялся и прижигатель: отчасти для разрушения опухоли, отчасти же - как, например, при сосудистых опухолях - для остановки кровотечения после кровавого удаления.

     Как египетская, так и древневавилонская  медицина представляют собой производные  двух величин - эмпирического рационализма и религиозного мистицизма; с внешней стороны она мало возвышается над тем, что мы находим у некоторых более одаренных диких народов, но предписания, составляющие ее содержание, представляют собой превосходную почву для дальнейшего развития медицины.

     Медицина  в Греции.

     Эпоха до Гиппократа.

     Врачебное искусство в Греции развивалось  под влиянием медицины вавилонян  и египтян, но при этом, греческая  медицина эволюционировала в высокой  степени самостоятельно и поднялась  при этом - как в теоритическом, так и практическом отношениях - на такую высоту, которая была вновь достигнута лишь в новейшую эпоху.

     Настоящим богом врачебного искусства с  VII века до Р.Х. почитался Асклепий; посвященные ему храмы распространились в течении последующих веков по всей Греции, затмив как места паломничества для больных все другие культы. В местах культа Асклепия культивировалась и развивалась особая ветвь греческой медицины, так называемая храмовая медицина.

     Такой город, как древний Эпидавр на Аргольском полуострове, бывший в IV веке до Р.Х. образцом подобного рода святилищ Асклепия, может выдержать сравнение с наиболее православными современными местами паломничества больных, каковы Лурд или Кевелаар.

     Все сооружения Эпидавра говорили о том, что он является местом культа.

     Центром всей местности занимал большой  храм Асклепия - один из наиболее красивых и дорогих храмов древности вообще. Вокруг храма был расположен целый  ряд других зданий; они частью также  служили целям культа, частью же в них жили посетители. Здесь же находились прекрасный театр, стадион, ипподром и т.п. Из окрестностей, а также и из отдаленных частей Греции сюда изо дня в день тянулись пешком, в экипажах и верхом больные и увечные.

 

     

     Глава 3. Медицина в Египте.

     Вавилонская и Древнеегипетская культуры имеют много общих черт, обусловивших схожесть развития медицины египтян и вавилонян.

     Начиная с 1500 г до н э, то есть с переходом  от «средней империи»  к новой  эмпирия почти исчезает из египетской медицины. В ней все большее  место занимает суеверные представления. Если первоначально медициной занимались знахари, то в цветущий период египетской истории врачебное искусство, как и в Вавилоне перешло в руки жрецов. Например, известно, что все врачи входили в состав хирургической касты.

     Особо следует отметить наличие специализации врачей. Так, по Геродоту, были врачи, лечившие только глаза, другие занимались лечением страданий головы; были зубные врачи, врачи по болезням живота, а также врачи,  специализировавшиеся на лечение определенных внутренних органов.²

     . Будучи жрецами египетские врачи получали содержание из храмовых средств. Специальное образование они получали в школах, существовавших при храмах в Он, Саисе, Мемфисе и Фифах. Сословие врачей-жрецов делилось на врачей-терапевтов, хирургов и заклинателей.

     О том что хирургия занимала значимое место в жизни древнего Египта, свидетельствует ее отражение в  мифологии. Согласно древнеегипетской мифологии первым хирургом была женщина  – богиня Исида. Она была покровительницей плодородия, воды, ветра, мореплавателей и врачевания. Согласно преданиям она собрала и восстановила разрубленное на части злым богом Сетом тело своего брата и мужа Осириса, после чего воскресила его. В ответ Сет наполнил руку ее сына Гора отравой. Исида оторвала эту руку и заменила ее здоровой. Из этого повествования мы видим отражение в мифологии зарождение идеи ампутации и реплантации конечностей.

     В функции Исиды входила охрана урн-конопов, в которых хранились  внутренности умерших, чтобы использовать их для воскрешения. Стр29 бол кн

     Богиня  часто изображалась с младенцем  на руках – с сыном Гором. Впоследствии сын Исиды стал богом врачевания, которого изображали в виде сокола, человека с головой сокола или  крылатого солнца.

       

     Согласно  древнеегипетским религиозным представлениям трупы вскрывали, бальзамировали и превращали в мумии. Мумификацией занимались мастера – бальзамировщики, обладающие определенными научными знаниями о строение человеческого тела, которые вносили свой вклад к развитие хирургии.

     Покровительницей  хирургов была львиноголовая богиня Сохмет, изображение которой мы часто встречаем в древнем искусстве.

     

     Жрецы Сахмет специализировались в хирургии и связанных с ней дисциплинах  – ортопедии, офтальмологии. В арсенале хирургов был целый ряд операций: трепанация черепа, экстракция зуба, шинирование переломов челюсти с помощью золотой проволоки, кастрация, ампутации, обрезание крайней плоти. Из-за постоянных воин особого развития достигли травматология и ортопедия.  
Глава 4. Медицина в Древней Греции

     В Греции врачебное искусство развивалось под влиянием медицины вавилонян и египтян, но при этом в высокой степени самостоятельно и поднялась как в теоретическом, так и практическом плане на такую высоту, которую вновь достигли только в новое время. Главное различие заключалось в том, что греки не имели такого сильного религиозного влияния и не находились в жесткой зависимости от жреческой касты.

     Древней формой медицины, впрочем как и  везде, являлась эмпирия, которая очень  хорошо описана в произведениях  Гомера. Первой появилась Илиада в полном смысле слова народная медицина. Одиссея появилась позже и стала проводником от эмпирии к суеверно-религиозным элементам. В данный период описание того или иного состояния больного человека было ярким и живым, но к сожалению не выходило за рамки того что можно увидеть глазом, это были в основном ранении.

     Следующим этапом развития стала храмовая медицина, начало которой положил бог врачебного искусства Асклепий. В местах его  культа возводились памятники искусства - храмы, становившиеся центром паломничества сотни больных. Создание храмов – асклепионов разделило медицину на два класса. Точно такое деление мы можем наблюдать сейчас – псевдомедицина или нудавательсво и настоящая помощь больным.

     Древний Эпидавр стал одним из примеров этого явления. Все его сооружения говорили о том, что это место культа. Центром являлся один из самых красивых построек древности – храм Асклепия, вокруг находилось множество зданий среди которых был театр, стадион, ипподром и др.

     Методы  лечения в Эпидавре тоже были своябразными. Больные готовились к лечению при помощи религиозных церемоний: обмывание, жертвоприношение,  молитвы и прочее. Жертвоприношение заключалось в создании статуи больной части тела. Эти фигуры сохранились и по сей день. Выздоровление по приданию проходило ночью, для этого «врачи» использовали разные приемы, вплоть до «театра», когда одевались в костюмы. Если же выздоровление не приходило во сне, то жрецы записывали сон больного и трактовали его как лечение, подставляя под это профилактику той или иной болезни.

     Важно отметить что отдельные Асклепии развивались в настоящие лечебные учреждения, культ в таких местах отвечал лишь потребностям самих  врачей, которые знали границы  своих возможностей, а все что  выходило за них отдавали богу.  Одним  из важнейших таких сооружений стал Асклепий на острове Кос, знаменитый не только своими методами лечения, но и тем, что это родина отца медицины Гиппократа.

     В полную противоположность Эпидавру Асклепий в Косе был настоящим  лечебным учреждением. Находившись в часе пути от портового города, в местах не доступных ветру он стал настоящим спасением людей. Там находился не только храм но и здания для больных, а так же школы самих врачей, именно это и отличало его от остальных асклепионов.  Существовали и другие медицинские  школы не особо отличавшиеся друг от друга, лишь тем, что одни считали медицину искусством, а другие - наукой.  Краткое рассмотрение каждой поможет нам проследить развитие в медицине.

     Врачи Книдосской школы выдели в медицине науку и считали, что болезнь представляет собой борьбу естественных целебных сил организма с вредной причиной болезни, а задача врача – помощь в борьбе. Для них было характерно спекулятивное представление о строен Ии о человеке, так как изучение трупов не разрешалось. Школа Гиппократа считала, что у болезни гуморально-патологическая природа, то есть содержащиеся в человеке 4 сока не в том соотношении и задача врача – равновесие. Анатомии гиппократиков не очень интересовала в отличии от физиологии, которая напрямую связана с болезнью.

     Большую область занимала у гиппократиков  хирургия, знания о которой произвели  большой прорыв в медицине. К хирургу  были особенные требования. Необходима была ловкость, опыт, хирург должен уметь распознать гной в ране, перелом, вывихи, уметь поставить диагноз.  Гиппократики относились к хирургии с особым уважением, знали определенное устройство операционной, освящение, положение больного, правила асептики и многое другое. Так же отмечено очень аккуратное отношение к ране, при ранении накладывали повязки, в случаи нагноения делали компрессы, раны сшивали. Для остановки кровотечения использовали холод или наоборот раскаленное железо. Особо получило развитие лечение переломов и вывихов, основываясь на знании скелета и наблюдательности, многие приемы используют и по сей день. Оперативная хирургия тоже нашла свое место в истории Греции. Была известна не только трепанация черепа, но и вскрытие абсцессов, удаление отдельных членов,  лапаротомия и многое другое. Хирургические инструменты были разнообразны, делались из стали и без рисунков.  В целом этот этап медицины представлял собой высокое искусство, давшее нам много прекрасных знаний и предметов истории.

Информация о работе Взаимодействие хирургии искусства до падения Рима