Анализ ассортимента и экспертиза качества безалкогольных газированных напитков, производимых ООО «Холод» города Заринска Алтайского кра

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Проще всего восполнить недостаток влаги за счет обычной питьевой воды, но люди почему-то предпочитают так называемые прохладительные напитки. И это оправданно. Оказывается, утолить жажду напитком легче, чем чистой водой: в напитке есть вещества, удерживающие влагу в организме. В основном в прохладительных напитках обнаруживаются сахара, органические кислоты и минеральные вещества. Именно этот набор компонентов помогает влаге задерживаться в организме. Особенно хороши в этом отношении напитки, богатые органическими кислотами и солями калия: фруктовые соки, нектары, ягодные морсы, вода с добавлением сока лимона.
Прообразом современных газированных напитков были лимонады. Мода на них ра

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ………………………………………………………...5
1.1 Классификация современного ассортимента……………....................................5
1.2. Факторы, формирующие и сохраняющие качество газированных напитков...7
1.3. Потребительские свойства газированных напитков……………………………14
1.4. Экспертиза качества безалкогольных напитков, фальсификация, дефекты….18
1.5Современный рынок……………………………………………………………….24
2. Экспериментальная часть…………………………………………………………..28
2.1. Объект и методы исследования …………………………………………………28
2.2. Анализ структуры ассортимента безалкогольных напитков, производимых ООО »Холод» города Заринска Алтайского края…………………………………..42
2.3. Экспертиза качества газированных напитков, производимых ООО »Холод» города Заринска Алтайского края……………………………………………………46
Заключение ……………………………………………………………………………51
Библиографический список ………………………………………………………….54
Приложения……………………………………………

Работа содержит 1 файл

газированные напитки.docx

— 156.47 Кб (Скачать)

Основными компонентами современных газированных напитков стали пищевые красители (карамельные — Е150 либо каротиноидные красно-желтые растительные пигменты — Е120, 162) и ароматизаторы в виде эссенций синтетических душистых веществ. Также используют заменители сахара типа сорбита (Е420), аспартама (Е951) или ксилита (Е967) [1].

К факторам сохраняющим качество технологии производства относят.

1.Подготовка воды. Этот этап производства включает в себя оттаивание, фильтрацию, обеззараживание воды путем обеспложивающей фильтрации и хлорирования, умягчение воды термическим способом, катионированием известково-содовом способом. Процесс умягчения прекращают при жесткости воды 0,4 мг-экв./л.

2.Приготовление сахарного сиропа. Белый сахарный сироп представляет собой концентрированный раствор сахара (60-65 %). На заводах безалкогольных напитков сахарный сироп готовят горячим способом, т.е. производят варку сахарного сиропа в открытых или закрытых сироповарочных котлах. Инверсию сахара проводят в присутствии лимонной, молочной и других пищевых кислот, в результате чего происходит инверсия сахарозы с образованием инвертного сахара. Инвертированный сахарный сироп является полуфабрикатом для приготовления купажных сиропов, напитков и товарных сиропов.

3.Приготовление колера. Для его приготовления в предварительно нагретый котел наливают 1-2% воды от массы сахара, загружают сахар при работающей мешалке, повышают температуру смеси до 160-165 градусов С, пока сахар не станет темно-бурым, затем вводят еще 8% воды, температуру повышают до 180-200 градусов С, происходит обезвоживание сахарозы с образованием продуктов карамелизации. Колер получают с содержанием сухих веществ 70%.

4.Приготовление купажного сиропа. В купажных чанах перемешивают сахарный сироп, плодово-ягодные соки, экстракты, вина, пищевые кислоты, красители, ароматические настои и эссенции. При приготовлении напитка из концентрированной композиции в емкость вносят сначала экстрактивную часть композиции, лимонную кислоту и колер, все тщательно перемешивают, затем в купажер вносят ароматическую часть концентрированной композиции и все остальные компоненты. Содержание сухих веществ в купажном сиропе зависит от содержания сухих веществ в напитке.

5.Насыщение воды или напитков диоксидом углерода. От степени насыщения напитка диоксидом углерода зависят его вкусовые качества, освежающие свойства и стойкость.

Процесс газирования воды включает в себя предварительное  ее охлаждение до 2-4 градусов С, удаление из нее воздуха и насыщение ее диоксидом углерода.

При более современном  синхронно-смесительном способе карбонизации охлажденную воду смешивают с  купажным сиропом, смесь охлаждают до 4-10 градусов оС и насыщают диоксидом углерода.

5.Розлив напитка. Розлив напитка в бутылки включает в себя следующий ряд операций: дозирование купажного сиропа, заполнение бутылок газированной водой, при синхронно-смесительном способе - готовым напитком; бракераж напитка. Бутылки с дефектами отбраковывают.

6.Наклейка этикеток. Этикетка наклеивается на каждую бутылку с указанием всех необходимых реквизитов. [13]

На заводах, оснащенных современным  оборудованием, безалкогольные напитки  готовят главным образом из концентратов, которые приготовляют на специальных  плодоперерабатывающих заводах. Основа представляет собой смесь концентрированных  соков, лимонной кислоты, эфирных масел  и других компонентов.

Для получения газированной воды в сатуратор подают одновременно охлажденную до 4°С воду и углекислоту из баллона, доводя давление в сатураторе до 2 атм.

Для получения газированных напитков в бутылках в бутылки  вносят определенную дозу купажного сиропа (смесь всех составляющих напитка, за исключением газированной воды), разбавляемого затем газированной водой. После доведения до необходимого объема бутылки с напитком герметично укупоривают кронен - пробками. Ни более современных предприятиях существует другая схема приготовления: купажный сироп смешивают с холодной водой и насыщают углекислотой в больших емкостях, после чего разливают в бутылки, которые немедленно герметизируют.

Стойкость  напитков  повышается  при введении консервантов — бензоата натрия, сорбиновой кислоты [7].

К факторам сохраняющим качество упаковки, маркировки и условия хранения относят.

Наиболее важными критериями выбора упаковки служат безопасность, экологические свойства, взаимозаменяемость, надежность, совместимость, а также экономическая эффективность и предполагаемые сроки хранения упакованных товаров. Для безалкогольных газированных напитков все чаще используют ПЭТ-бутылки вместимостью от 0,33-0,5 (ГОСТ 10117)до 1,5-3,0 дм3, которые изготовлены из полиэтиленфталата. Каждую упаковочную единицу газированных безалкогольных напитков маркируют. На упаковке размещают обязательную информацию о товаре, полнота которой определяется по ГОСТ Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя.Общие требования». Согласно ГОСТ Р 51074-2003 и ГОСТ28188-89 безалкогольные напитки должны быть снабжены худо-жественно оформленной этикеткой с указанием:

• наименования продукта и  его типа;

• наименование и местонахождение  изготовителя (юридиче-ский адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в РФ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

• товарный знак изготовителя (при наличии);

• объем;

• дата розлива;

• срок годности и условия  хранения;

• содержание спирта (при  объемной доле этилового спирта в готовом продукте более 0,2%);

• состав продукта; наименование основных ингредиентов,влияющих на вкус и аромат (перечень основных ингредиентов определяет изготовитель), а также указывают все пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище,ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

При маркировке пищевых добавок следует сначала обозначить их класс(стабилизатор, краситель и т.п.), а затем название или код Е. При использовании нескольких красителей допускается их неупорядоченное перечисление. Ароматические вещества могут упоминаться просто как ароматизаторы.

• пищевая ценность;

• обозначение документа, в соответствии с которым изготов-

лен и может быть идентифицирован  продукт;

• информация о подтверждении  соответствия.

Кроме того, маркировка в обязательном порядке должна содержать информацию о соответствии товара требованиям безопасности (пункт 1 статьи 7 закона «О защите прав потребителей»).

Хранение почти всегда сопровождается ухудшением качества, потерей массы и развитием микробиологических процессов.Полностью исключить снижение качества и потери невозможно,но можно существенно их снизить. Условия хранения это один из важнейших факторов сохранности товаров.

Газированные напитки  следует хранить в сухих, хорошо проветриваемых или вентилируемых складских помещениях, без доступа прямых солнечных лучей, в которых не реже 1 раза в месяц проводят полную уборку. В помещениях должны строго соблюдаться рекомендуемые режимы хранения: относительная влажность воздуха – не более 75%, температура воздуха от 0 до 180С. При нарушении указанных условий возникают дефекты готовой продукции.

                 

1.3. Потребительские  свойства газированных напитков.

1.Пищевая ценность и химический состав.

     Безалкогольные напитки – это большая группа вкусовых товаров, которая объединяет напитки различной природы, состава, органолептических свойств и технологии получения, объединяемые по назначению – утолять жажду и оказывать освежающее действие.

Характерной особенностью таких  напитков является                                                                высокое содержание в них воды, что важно, поскольку организм человека на 75% состоит из воды, и для поддержания водного баланса он должен в сутки потреблять до 3 л воды, в том числе и в виде безалкогольных напитков.Главное достоинство газированных безалкогольных напитков жаждоутоляющее и освежающее действие, благодаря которому они пользуются постоянно растущим спросом.                     

Питательные свойства безалкогольных газированных напитков определяются составом исходного сырья и, в первую очередь, соотношением натуральных и синтетических компонентов.

Так, питательную ценность придают напиткам, прежде всего, сахара (фруктоза, глюкоза, сахароза и др.) и полисахариды (крахмал, инулин и др.); биологическую и физиологическую – минеральные вещества, витамины, ферменты; освежающее действие оказывают углекислота и органические кислоты.

В отличие от углекислоты, которая выдыхается организмом через  легкие, СО2, попадающий в желудок человека в результате потребления напитка, оказывает на него совершенно иное воздействие. Результатом попадания такой кислоты в организм ста-новится лучшая усвояемость растворенных в воде веществ. Кроме того, она поддерживает продвижение пищевой кашицы,способствуя, таким образом, процессу пищеварения. Введение в организм углекислоты улучшает выделение желудочного сока, а значит, и подачу жидкости, результатом чего становится быстрое утоление жажды. Предпосылкой для этого является тщательное перемешивание СО2 с напитком, что обеспечивает попадание углекислоты в пищеварительный тракт и ее медленное высвобождение, препятствующее неприятному вздутию желудка. «Холодок» на чувствительных участках неба и языка объясняется тем,что незначительно расширение пузырьков СО2 забирает окружающее тепло. Углекислота оказывает значительное воздействие и на кислый вкус напитка. Асептические свойства углекислоты,позволяют под высоким давлением внутри бутылки в течение нескольких дней уничтожать патогенные микроорганизмы в напитке (попавшие в него, например, из воды) путем снижения рН среды.

Благодаря всем выше перечисленным  свойствам безалкогольные напитки  являются продуктами высокой вкусовой ценности, а некоторые из них – продуктами диетического и лечебного назначения.

2.Физиологическая ценность.

  Физиологическая ценность вкусовых товаров обусловлена четырьмя основными группами физиологически активных веществ:

       • этиловым  спиртом и алкалоидами, воздействующими  на нервную систему человека;

       • вкусовыми  и ароматическими веществами, придающими вкус и аромат;

       • водой, обеспечивающей поддержание водного и температурного постоянства внутренней среды организма человека, а также нормальное протекание процессов обмена веществ;

       • витаминами, минеральными, дубильными и красящими веществами, влияющими на процессы обмена веществ и иммунитет организма человека.           3. Энергетическая ценность.

На последнем месте  находится энергетическая ценность, которая у многих вкусовых товаров невелика или вообще отсутствует. Наличие безкалорийных товаров(питьевая, минеральные и минерализованные воды) или товаров, у которых энергетическая ценность настолько низка, что не имеет практического значения (безалкогольные напитки на сахарозаменителях, чай, кофе), составляет еще одну из особенностей вкусовых товаров по сравнению с другими однородными группами товаров. Следует отметить, что для создания потребительских предпочтений энергетическая ценность не играет никакой роли.

Основное содержание сухих  веществ (до 90%) в безалкогольных напитках приходится на сахара, количество которых в последние годы не превышает 7% (в пересчете на инвертные сахара), а калорийность составляет до 45 ккал (188 кДж) на 100 г напитка.

Но потребляемые человеком  безалкогольные напитки должны учитываться как источник энергии. Например, одна бутылка (0,33 л) напитков Фанта, Пепси-кола содержит около 40  сахара, что практически соответствует суточной норме потребления сахара людьми умеренного физического труда.

 При этом энергетическая ценность напитков определяется в основном количеством вносимого по рецептуре сахара и рассчитывается исходя из калорийности отдельных видов сырья (табл. )

Калорийность отдельных  видов сырья, используемых

в производстве газированных безалкогольных напитков.

Таблица 1.

Вид сырья

Ккал/г.

Сахар

3,8

Пектин

0,42

Агар

0,16

Желатин

3,55

Сорбит пищевой

3,54

Аспартам

3,85

Кислота лимонная

2,1

Кислота молочная

3,6

Кислота уксусная

0


 

Таким образом, при внесении сахара в напитках общее коволичество углеродов повышается. Поэтому низкокалорийные газированные напитки изготовляют с применением сахарозаменителей (сорбит, ксилит) и подсластителей (аспартам, цикломат),которые в десятки и сотни раз слаще сахарозы. Это (при незначительно меньшей калорийности) позволяет значительно уменьшить количество добавляемого сладкого компонента и достичь необходимого результата – низкой калорийности от 0,2 до 0,6ккал/100см3. При использовании натуральных, спиртованных,концентрированных соков, экстрактов газированные напитки обогащаются витаминами, органическими кислотами, углевода-ми, экстрактивными и минеральными веществами, содержание которых зависит от качества сырья.

Информация о работе Анализ ассортимента и экспертиза качества безалкогольных газированных напитков, производимых ООО «Холод» города Заринска Алтайского кра