Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).

Объект исследования – социальная ответственность бизнеса.

Предмет исследования - социальную ответственность в бизнесе (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).

Задачи исследования:

1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.

2. выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.

3. изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.

4. провести анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»).

Содержание

Введение стр 3

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности бизнеса

1.1 Понятие социальной ответственности

предпринимательства (обзор основных концепций) стр 4

1.2 Роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.

Понятие спонсоринга и спонсорства стр 7

1.3 Благотворительная помощь предприятий и организаций:

проблемы и пути решения стр 8

Глава 2. Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК»)

2.1 Общая характеристика компании стр 11

2.2 Роль компании в благотворительной и спонсорской деятельности стр 12

2.3 Проведение Республиканского конкурса на звание «Человек - золотое сердце». Вклад ОАО «АК БАРС БАНК»

в развитии благотворительности стр 16

Заключение стр 19

Список использованной литературы стр 21

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению  имиджа спонсора в глазах его потенциальных  клиентов. Спонсорство на самом деле является рекламой, так как свидетельствует  о том, что спонсор-рекламодатель заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, вкладывая деньги в различные проекты, организации культуры, искусства и другие, то есть в дела, которые не связаны с его деятельностью. Иными словами, поднимает свой статус в обществе. Поэтому было бы неправильно называть спонсорскую помощь простой благотворительной деятельностью.

Создается впечатление, что спонсорство – это взаимовыгодное сотрудничество.

Спонсору оказываются  услуги по рекламированию его фирмы  или товара, а спонсируемый получает крупную финансовую помощь. Все было бы именно так, если бы не особенности российского законодательства.

На наш взгляд, несовершенное законодательство, особенно налоговое, способно превратить любое  взаимовыгодное сотрудничество (как  для предприятий и учреждений народного образования, так и для государства) в нечто абсолютно нерентабельное и невыгодное.

Так, законодательное  определение спонсорства как  вида рекламной деятельности значительно  усложняет взаимоотношения спонсоров  со спонсируемыми.

Во-первых, взаимоотношения  спонсора со спонсируемым должны быть официально оформлены юридически достаточно сложным договором.

Во-вторых, спонсируемый должен в соответствии с гражданским  законодательством иметь право  заниматься рекламной деятельностью.

В-третьих, спонсируемый автоматически приобретает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль в части коммерческой деятельности, налога на рекламу, а также других налогов, связанных с оказанием услуг.

В-четвертых, как  следствие третьего, необходимо вести обособленный учет всех спонсорских средств. Наиболее наглядно работу такого механизма можно продемонстрировать на следующем примере:

Фирма заключает  спонсорский договор с учреждением, на которое будет направлена спонсорская  помощь. Сумму спонсорской помощи (за минусом 20% НДС, поставленных в зачет) спонсор включает в себестоимость по статье "расходы на рекламу" и получает обговоренный договором объём рекламных услуг.

Предприятие своими силами организует рекламу спонсора или его товара и при этом должен уплатить НДС – 20% от суммы договора, налог на рекламу в размере 5% от суммы затрат на изготовление и размещение рекламы, 4,5% в виде налогов с оборота (налог на пользователей автодорог и налог на содержание социально-культурной сферы) и подпадает под налогообложение по налогу на прибыль, поскольку получает прибыль от коммерческой деятельности.

Таким образом, потери в виде различных налогов  при таком механизме оказания финансовой помощи составляют более  половины, и несет эти потери только спонсируемое предприятие.

До недавнего  времени финансовая помощь во многих случаях осуществлялась именно таким  способом, что приносила спонсируемым предприятиям достаточно много неприятностей, как со стороны спонсоров, так  и со стороны контролирующих органов.

Хотя непосредственно  спонсируемое предприятие до сих  пор не было уличен в неправильном оприходовании или неоприходовании  спонсорской помощи, такие нарушения  финансово-хозяйственной деятельности согласно письму Министерства образования  Российской Федерации от 26.06.00 № 21-52-195ин/02 "О результатах контрольно-ревизионной работы в 1999 году" являются достаточно распространенными среди учреждений образования.

Так, из прибыли  предприятий при налогообложении  вычитается сумма благотворительных  средств, направляемых на финансирование учреждений народного образования, но не более 3% от суммы налогооблагаемой прибыли.

В этом случае единственными  потерями при оказании помощи будет  невозможность предприятиям принятия в зачет НДС, что в случае спонсорской  помощи можно сделать, а в случае безвозмездной передачи товарно-материальных средств у предприятий возникает налогооблагаемый оборот по НДС.

Спонсируемое  предприятие при таком варианте от уплаты каких-либо налогов освобождается, и, следовательно, суммарные потери средств составят только 20%.

Дополнительно необходимо сделать запрос в управление Министерства по налогам и сборам, подробно разъясняющий тонкости оформления благотворительной помощи, что в  значительной степени облегчает  процесс убеждения спонсоров.

Мы считаем, что несомненными преимуществами этой схемы работы для всех участников процесса являются:

– потери по передаче средств сведены к минимуму;

– всю обязанность  по уплате налогов при передаче несет  предприятие, а не спонсируемое учреждение;

– отсутствует необходимость заключения специальных договоров;

– отсутствует  обязанность учреждения по рекламированию спонсора или его товара.

Как показывает практика первых месяцев работы по такой схеме, предприятия осознают необходимость помощи и готовы дополнительно понести потери в размере 20% от суммы финансовой помощи.

Наиболее легко  такую схему работы приняли крупные  промышленные предприятия, которые  прямо заинтересованы в существовании  и развитии спонсируемого предприятия. Их заинтересованность заключается  в получении молодых квалифицированных специалистов.

На наш взгляд, существующая ситуация с налогообложением спонсорской помощи, возникла как  следствие "заботы" государства  пресечь пути уклонения предприятий  и организаций от уплаты налогов.

Следствием такой "заботы" явилась низкая эффективность финансовой помощи.

После вступления в силу с 1 января 2001 года части II Налогового кодекса Российской Федерации ситуация коренным образом изменится в  случае оказания благотворительной  помощи услугами или товарно-материальными ценностями.

Передача товара или оказание услуг в рамках благотворительной  деятельности не будут облагаться налогом  на добавленную стоимость.

Таким образом, потери при безвозмездном оказании услуг или передаче товаров в  рамках благотворительной деятельности будут сведены к минимуму.

Из всего вышеперечисленного следует, что спонсорская помощь в нынешние времена – важный, сложный и необходимый источник финансирования, пренебрегать которым  ни в коем случае не стоит.

На наш взгляд, необходимо грамотно, учитывая особенности отечественного налогового законодательства, выстраивать четкую линию поведения с предприятиями, чтобы процесс оказания финансовой помощи был наиболее эффективным.

 

Глава 2. Анализ благотворительной  и спонсорской  помощи как проявления социальной ответственности компании (на примере ОАО «АК БАРС БАНК») 

2.1 Общая характеристика  компании 

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (Открытое акционерное  общество) зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

Банк располагает  всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и  оказывает более 100 видов банковских услуг для корпоративных и  частных клиентов.

Сегодня «АК  БАРС» Банк обслуживает более 2 миллионов  частных лиц и свыше 43 тысяч корпоративных Клиентов, среди которых — крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.

Стабильность  деятельности Банка гарантирует  оплаченный уставный капитал в размере 19,2 млрд. руб. Величина собственного капитала на 1 октября 2009г. составляет 27,6 млрд. руб.

Активно развивается  филиальная сеть «АК БАРС» Банка, насчитывающая на 1.10.2009 20 филиалов в Республике Татарстан, 22 филиалов в крупных городах России, 133 дополнительных офисов, 138 операционных касс, 6 операционных офисов, 2 кредитно-кассовых офиса

«АК БАРС» Банк является участником:

Всемирного сообщества банковских телекоммуникаций «СВИФТ» (S.W.I.F.T),

Информационно-дилинговой системы «Рейтерс Дилинг» (Reuters Dealing),

Член Национальной Ассоциации Участников фондового Рынка (НАУФОР)

Московской Межбанковской  Валютной Биржи (ММВБ),

Ассоциации участников вексельного рынка (АУВеР),

Российской Торговой Системы (РТС) и Ассоциации российских банков.  
 
 
 
 
 
 

2.2 Роль компании  в благотворительной  и спонсорской  деятельности 

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (открытое акционерное  общество) является ответственным корпоративным членом общества и добросовестным участником рыночных отношений. ОАО «АК БАРС» БАНК (далее – Банк) добровольно и в инициативном порядке принимает на себя нижеследующие обязательства по социально ответственному поведению перед всеми сторонами, интересы которых затрагивает деятельность Банка. Банк осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации на основании учета интересов всех заинтересованных сторон – акционеров, инвесторов, сотрудников, потребителей банковских услуг, местного и регионального сообщества, партнеров.

Деятельность  Банка тесно связана с интересами и потребностями современного российского  общества, она направлена на повышение  жизненного уровня населения и создание комфортного жизненного пространства.

Социальная политика Банка осуществляется по двум основным направлениям: внутреннему – это отношения с коллективом (корпоративные социальные гарантии работникам Банка) и внешнему – это отношения с государством и обществом (социально ответственное участие Банка в жизни общества).

Хотелось бы отметить, что деятельность Банка  осуществляется на территории Российской Федерации. Банк обеспечивает людей  рабочими местами и соответствующей  заработной платой. Поэтому социальная политика в отношении персонала  является необходимым и значимым компонентом деятельности Банка. Соблюдая основополагающие принципы и права в сфере труда, другие международные трудовые нормы, трудовое законодательство Российской Федерации.

Банк ставит перед собой следующие социальные задачи:

1. социально ответственное регулирование вопросов труда и занятости;

2. улучшение качества условий труда и жизни работников и их семей;

3. развитие образования и науки. В целях поддержки, поощрения и привлечения на постоянную работу в Банк наиболее талантливых студентов и выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, Банк учреждает именные стипендии;

А теперь, рассмотрим социально ответственное регулирование  вопросов труда и занятости.

Мы выяснили, что кадровая политика в области  оплаты труда направлена на обеспечение работникам соответствующего уровня жизни, развития профессионального и творческого потенциала и построена на принципах:

1. системного подхода, учитывающего бизнес-стратегию Банка и объективные условия рыночной конъюнктуры;

2. сочетания внутренней справедливости и внешней конкурентоспособности. Банк ответственно подходит ко всем вопросам, связанным с начислением заработной платы сотрудникам и соблюдением сроков выплаты заработной платы;

3. стимулирования повышения производительности труда и выполнения плановых показателей;

4. установления гарантированного уровня оплаты труда в Банке для всех категорий работников на уровне, превышающем законодательно установленный МРОТ (минимальный размер оплаты труда), из расчета необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей и предоставления определенного располагаемого дохода;

5. периодического изменения фиксированного заработка сотрудников в соответствии с рыночными условиями.

Рабочее время.

При определении  рабочего времени Банк исходит из требований действующего трудового законодательства и учитывает интересы розничных потребителей услуг Банка.

При установлении режима работы подразделений Банка  преследуется цель установления единого  режима работы Банка для повышения  узнаваемости бренда Банка и в зависимости от местонахождения его территориальных операционных касс, кредитно-кассовых офисов, дополнительных офисов и филиалов.

Мы выяснили, что в Банке устанавливается 5-дневная  рабочая неделя с двумя выходными  днями в субботу и воскресенье. Общая продолжительность рабочей недели не превышает 40 часов.

Для отдельных  категорий работников локальными нормативными актами может устанавливаться ненормированный  рабочий день.

Информация о работе Анализ благотворительной и спонсорской помощи как проявления социальной ответственности компании