Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в условиях рынка и конкуренции не только благополучие, но и само существование предприятия или фирмы, зависит от эффективности их деятельности, которая, в свою очередь, зависит от качества управленческих решений. Качество же управленческих решений зависит от компетентности менеджмента и качества информации, на основе которой принимаются эти решения (под качеством информации следует понимать её оперативность, достоверность и полноту). Управленческие решения должны разрабатываться и приниматься на основе результатов экономического анализа, с помощью которого достигается осмысление и понимание имеющейся информации, а так же научно обосновываются и оптимизируются принимаемые решения и действия.

Содержание

Введение 3

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5

1.1. Правовой статус, состав и структура предприятия 5

1.2. Выпускаемая продукция, оказываемые услуги 6

1.3. Экономическая среда и конкуренты 11

1.4. Ресурсы предприятия 12

1.4.1. Внеоборотные активы 12

1.4.2. Оборотные средства 17

1.4.3. Персонал организации 20

1.5. Организация и оплата труда 23

1.6. Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии 25

2. Экономический анализ деятельности предприятия 26

2.1. Анализ динамики экономических показателей 26

2.2. Анализ финансового состояния предприятия 38

2.3. Анализ затрат на производство, прибыльность, рентабельность 38

2.4. Обоснование предложений по улучшению работы предприятия 43

2.4.1. Причины ухудшения финансового состояния предприятия: 43

2.4.2. Расчет экономического эффекта. 43

2.4.3. Расчет чистого потока доходов 45

2.4.4. Расчет чистой дисконтированной стоимости 47

3. Методика постановки задач АСУ 49

3.1. Обоснование целей создания АСОИ 50

3.2. Структура АСОИ исследуемого предприятия 51

3.3. Подсистема управления материальными ресурсами 52

3.4. Постановка задачи 52

3.4.1. Организационно-экономическая сущность задачи 48

3.4.2. Информационная база задачи 54

3.4.3. Алгоритм решения задачи 57

3.5. Экономический эффект от внедрения задачи 58

Заключение 60

Список литературы 62

Приложение А – Организационная структура предприятия 63

Приложение Б – Бухгалтерская отчётность предприятия 64

Работа содержит 1 файл

Курс. по эк. пр. вариант2.doc

— 1.86 Мб (Скачать)

   1.2.1. Методы оценки объемов произведенной и реализованной продукции

   1.2.1.1. Приведение исходных данных в  сопоставимый вид

   Одним из недостатков, использования внешней  бухгалтерской отчетности для анализа  абсолютных показателей деятельности предприятия является то, что она  ни как не учитывает инфляцию, т.е. все данные за период (как в ф. №2 и ф. №4) в этой отчетности приводятся по факту нарастающим итогом. Но если учесть, что в западных странах средняя рентабельность в 14 % считается нормальной, а инфляция в России в 2008 году составила 13,3 %, то не учитывать этот фактор в процессе анализа нельзя. При приведении показателей текущего периода в сопоставимый вид, я исходил из того, что среднегодовая инфляция будет равняться половине величины годовой инфляции, тогда коэффициент приведения будет иметь следующий вид:

   Кпр = 1 + Кит * 0,5                                                                         (1)

   Где Кит  – коэффициент годовой инфляции в текущем периоде,

   Так, в 2008 году инфляция была 13,3 %, тогда коэффициент  приведения совокупных показателей 2008 года к ценам на 01.01.2008 г., будет:

    Кпр2008 = 1 + Кит2008 * 0,5 = 1 + 0,133 * 0,5 = 1,0665

   В2009 году инфляция составила 8,8%, тогда коэффициент  приведения совокупных показателей 2009 года к ценам на 01.01.2008 г. будет  равен величине инфляции в 2008 г., умноженный на коэффициент приведения для 2009 г.

   Кпр2009 = (1 + Кит2008) * (1 + Кит2009 * 0,5) = (1 + 0,133) * (1 + 0,088 * 0,5) = 1,1807           (2)

   Для примера  приведём выручку за 2008 и 2009 годы к  ценам на 01.01.2008 года:

   В 2008 году выручка за год составила 27194 тыс. руб., тогда приведенная выручка будет:

   ВРт’ = ВРт / Кпр2008 = 27194 / 1,0665 = 25366 тыс. руб.

   В 2009 году выручка за год составила 32993 тыс. руб., приведенная к ценам  на 01.01.2008 года выручка будет:

   ВРт’ = ВРт / Кпр2009 = 32993 / 1,1807 = 27944 тыс. руб.

   Аналогичным образом были рассчитаны все показатели за 2008 и 2009 годы (за 2007 год данные оставлены, как есть) в сводной таблице  1 исходных данных для расчета объёма произведенной и реализованной продукции. Кроме этого полученные коэффициенты используются в данной курсовой работе во всех случаях, приведения текущих совокупных показателей за соответствующий период к ценам на 01.01.2008 г.

   1.2.2. Расчет  объемов произведенной и реализованной  продукции [4, с.158 – 162]

   - Реализованная продукция - количество изделий (работ, услуг), в оплату которых предприятию поступили денежные или другие платежные средства, Это определение

соответствует способу учета реализации "по оплате". Кроме него допускается  способ учета реализации "по отгрузке", когда к реализованной относится продукция, по которой выставлены документы на оплату. Сведения об объеме реализованной продукции содержатся в действующей внешней бухгалтерской отчетности. Они приведены в ф. №2 "Отчет о прибылях и убытках". Это:

   а) Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010 формы №2);

   б) Производственная себестоимость реализованной продукции (стр. 020 формы №2)

   Полная себестоимость реализованной продукции может быть рассчитана как сумма следующих составляющих:

   Срп = Спр + Ск + Су,                                                                       (3)

   где Спр - производственная себестоимость реализованной продукции (себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг) (строка 020 формы №2);

   Ск - коммерческие расходы (строка 030 формы №2);

   Су - управленческие расходы (строка 040 формы №2).

   Объемные  показатели указываются за отчетный период с начала текущего года. Объем  реализации продукции, отраженный в форме №2, не точно характеризует производственную деятельность предприятия, т.к. в него включается реализация не только основной продукции, но и товаров, закупленных для перепродажи.

   - К отгруженной, относится продукция, отправленная потребителям, но не зачтенная как реализованная. Она включает следующие виды продукции:

   - срок оплаты которой не наступил;

   - не оплаченную в срок;

   - находящуюся на ответственном хранении у потребителей.

   Задолженность по оплате отгруженной продукции  образует основную сумму дебиторской задолженности предприятия. Поэтому в настоящее время этот показатель должен находиться под особым контролем менеджеров.

   Объём отгруженной продукции по себестоимости рассчитывается как:

   Соп = Срп + Сопк – Сопн,                                                                (4)

   где Соп себестоимость отгруженной в отчетном периоде продукции;

         Срп – себестоимость реализованной продукции определяется по формуле (3);

        Сопк, Сопн остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на конец и начало периода (по себестоимости) (строка 215 "Товары отгруженные", форма 1 "Бухгалтерский баланс"). На этом этапе объем отгруженной продукции рассчитывается лишь по себестоимости, так как остатки отгруженной продукции в балансе учитываются только по себестоимости.

   Товарная  продукция - количество изделий, объем работ, услуг, предназначенных для реализации, полностью законченных в производстве. Обычно продукция считается полностью законченной после ее окончательной приемки службой контроля.

   Объем товарной продукции по себестоимости рассчитывается как:

   Стп = Соп + Стпк – Стпн,                                                                    (5)

   где Стп себестоимость товарной продукции, произведенной в этом периоде;

         Соп себестоимость отгруженной в отчетном периоде продукции – по формуле (4);

         Стпк, Стпн – остатки товарной продукции соответственно на конец и начало отчетного периода (по себестоимости) (строка 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи", форма №1 "Бухгалтерский баланс").

   На  основе внешней бухгалтерской отчетности может быть рассчитана только себестоимость  товарной продукции, произведенной с начала отчетного года, и лишь приближённо. Причина в том, что, как уже отмечалось, в строке 214 формы №1 учитываются в общей сумме остатки "товаров для перепродажи". Если предприятие, кроме производственной, занимается еще и торговой деятельностью, эти остатки существуют. Для точности расчетов они должны быть исключены. Однако сделать это по данным внешней бухгалтерской отчетности невозможно.

   Валовая продукция - общее количество изделий (работ, услуг), находившихся в производстве в отчетном периоде. При этом степень их готовности не имеет значения: в составе валовой продукции учитываются как полностью изготовленные изделия, так и незавершенное производство.

     Объём валовой продукции по себестоимости рассчитывается как:

   Свп = Стп + Снзпк – Снзпн,                                                         (6)

   где Свп себестоимость валовой продукции отчетного периода;

         Стп – себестоимость товарной продукции – по формуле (5);

         Снзпк, Снзпн – остатки незавершенного производства (не полностью изготовленной продукции) соответственно на конец и начало отчетного периода (по себестоимости) - по строке 213 "Затраты в незавершенном производстве" форма 1. "Бухгалтерский баланс".

   Отметим, что по внешней бухгалтерской  отчетности может быть определена только себестоимость валовой продукции, кроме того, следует отметить приближенность расчета. Она обусловлена тем, что по строке 213 кроме затрат, связанных с производством продукции, учитываются также остатки по счетам 29, 30, 36, 44. Однако выделить сумму остатков по этим счетам лишь по данным формы №1 не представляется возможным.

   После расчета себестоимости товарной продукции можно произвести ее приближенную оценку в отпускных ценах (это - одна из традиционных задач анализа). Для этой цели рассчитывается коэффициент перевода себестоимости в отпускные цены (без НДС):

   КП = ВР / Срп,                                                                       (7)

   где ВР выручка (нетто) (стр. 010 формы №2);

         Срп себестоимость реализованной продукции – по формуле (3).

   Тогда приблизительный объем товарной продукции в отпускных ценах (без НДС) в отчетном периоде может быть рассчитан, как:

   Тпр = КП * Стп,                                                                  (8.1)

   По  аналогии можно пересчитать в  отпускных ценах и другие показатели.

   Валовая продукция в отпускных  ценах:

   Впр = КП * Свп,                                                                 (8.2)

   Отгруженная продукция в отпускных  ценах:

   Опр = КП * Соп,                                                                 (8.3)

   Реализованная продукция в отпускных  ценах:

   Рпр = КП * Срп,                                                                  (8.4)

   Для расчета  рассмотренных выше показателей, составим таблицу 1 исходных данных на основании ф. №1 “Бухгалтерский баланс” предприятия и ф. №2 “Отчет о прибылях и убытках”, (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Так как вся внешняя бухгалтерская отчетность представлена в фактических ценах (не учитывает инфляцию), таблицу составим как в текущих, так и в сопоставимых (на 01.01.2008 г.) ценах. 

Таблица 1 – Исходные данные для расчета объёма произведенной и реализованной продукции
                 
  В текущих ценах В ценах на 01.01.2008 г.
  2008 год 2009 г. Изменение 2008 г. 2009 г. Изменение
  тыс. руб. тыс. руб. тыс.руб. % тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. %
Выручка (нетто) (ВР) 27 194 32 993 5 799 21,32 25 366 27 944 2 578 10,16
Производственная  себестоимость (Спр) 21 812 25121 3 309 15,17 20 345 21 276 931 4,58
Коммерческие  расходы (Ск) 489 685 196 40,08 456 580 124 27,20
Остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на:
начало  года (Сопн) 8 526 518 6475 75 464 389 519
конец года (Сопк) 526 5 -521 -99,05 464 4 -460 -99,09
Остатки готовой продукции на:
  начало года (Стпн) 3 513 2 801 -712 -20,27 3 513 2 472 -1 041 -29,63
конец года (Стпк) 2 801 3 895 1 094 39,06 2 472 3 299 827 33,44
Затраты в незавершённом производстве на:
начало  года (Снзпн) 12 487 18 510 6 023 48,23 12 487 16 337 3 850 30,83
конец года (Снзпк) 18 510 25 201 6 691 36,15 16 337 21 344 5 007 30,65

Информация о работе Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы