Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в условиях рынка и конкуренции не только благополучие, но и само существование предприятия или фирмы, зависит от эффективности их деятельности, которая, в свою очередь, зависит от качества управленческих решений. Качество же управленческих решений зависит от компетентности менеджмента и качества информации, на основе которой принимаются эти решения (под качеством информации следует понимать её оперативность, достоверность и полноту). Управленческие решения должны разрабатываться и приниматься на основе результатов экономического анализа, с помощью которого достигается осмысление и понимание имеющейся информации, а так же научно обосновываются и оптимизируются принимаемые решения и действия.

Содержание

Введение 3

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5

1.1. Правовой статус, состав и структура предприятия 5

1.2. Выпускаемая продукция, оказываемые услуги 6

1.3. Экономическая среда и конкуренты 11

1.4. Ресурсы предприятия 12

1.4.1. Внеоборотные активы 12

1.4.2. Оборотные средства 17

1.4.3. Персонал организации 20

1.5. Организация и оплата труда 23

1.6. Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии 25

2. Экономический анализ деятельности предприятия 26

2.1. Анализ динамики экономических показателей 26

2.2. Анализ финансового состояния предприятия 38

2.3. Анализ затрат на производство, прибыльность, рентабельность 38

2.4. Обоснование предложений по улучшению работы предприятия 43

2.4.1. Причины ухудшения финансового состояния предприятия: 43

2.4.2. Расчет экономического эффекта. 43

2.4.3. Расчет чистого потока доходов 45

2.4.4. Расчет чистой дисконтированной стоимости 47

3. Методика постановки задач АСУ 49

3.1. Обоснование целей создания АСОИ 50

3.2. Структура АСОИ исследуемого предприятия 51

3.3. Подсистема управления материальными ресурсами 52

3.4. Постановка задачи 52

3.4.1. Организационно-экономическая сущность задачи 48

3.4.2. Информационная база задачи 54

3.4.3. Алгоритм решения задачи 57

3.5. Экономический эффект от внедрения задачи 58

Заключение 60

Список литературы 62

Приложение А – Организационная структура предприятия 63

Приложение Б – Бухгалтерская отчётность предприятия 64

Работа содержит 1 файл

Курс. по эк. пр. вариант2.doc

— 1.86 Мб (Скачать)

         Чпр - среднесписочная численность производственного персонала организации, чел.

   При анализе динамики уровня производительности труда определяют:

   - абсолютное изменение выработки

   ΔВ = Вт - В0                                                                     (28)

   где Вт , В0 – Выработка в текущем и базовом периодах, соответственно, руб./чел.

   - относительное изменение показателя выработки:

   JВ = (Вт / В0) * 100%                                                             (29)

   - абсолютный прирост объема валовой продукции за счет изменения выработки:

   ΔСвпВ = (Вт - В0) * Чоб                                                             (30)

   где Вт , В0 - фактический и базисный уровень выработки, руб./чел.;

         Чоб - Среднесписочная численность персонала организации в текущем периоде.

   - относительный прирост валовой продукции за счет изменения выработки, %:

   dΔвпв = (Свпт - Свпо) / Свпо * 100                                            (31)

   где Свпт, Свпо - годовой объем валовой продукции в отпускных ценах, в текущем и базовом периоде, соответственно.

   - экономия (дополнительное привлечение) численности работников за счет изменения

   производительности  труда:

   ЭЧ = Чт - Свпт / В0                                                                    (32)

   где B0 - базисный уровень выработки, руб/чел.;

         Чт – Среднесписочная численность работников в текущем периоде.

   Исходные  данные и расчет рассмотренных показателей  представлены в таблице 13.

    

Таблица13 - Динамика производительности труда
                     
Персонал 2008 год 2009 год Jв, % Эч
Свп, ВР тыс.руб. Ч, чел. Удч,% Во, руб/чел Свп, ВР тыс.руб. Ч, чел. Удч,% Вт, руб/чел
В текущих ценах                    
Производственный 34302 33 45,21 1039,46 42280 33 46,48 1281,21 123,26 -7,67
Всего 27194 73 100,0 372,52 32993 71 100,0 463,8 124,52 -17,57
В базовых ценах                    
Производственный 29266 33 45,21 886,85 34814 33 46,48 1054,97 118,96 -6,26
Всего 25366 73 100,0 347,48 27944 71 100,0 393,58 113,27 -9,42
 

   Из  таблицы 13 видно, что:

    - Если смотреть в текущих ценах, то годовая выработка на одного работника производственного персонала увеличилась на 23,26%, а общая выработка увеличилась на 24,52% за счёт сокращения численности непроизводственных работников, на два человека;

   - За счет повышения производительности труда удалось сэкономить труд 7,67 производственных рабочих или 17,57 человек общей численности персонала;

   - Если смотреть в сопоставимых ценах, то выработка на одного производственного рабочего увеличилась на 18,96%, общая выработка увеличилась на 13,27%. Экономия труда составила 6,26 человек производственного персонала или 9,42 человека общей численности.

   - Абсолютный прирост валовой продукции за счет повышения производительности труда составил:

   В текущих ценах ΔСвпВ = (Вт - В0) * Чт = (1281,21 – 1039,46) * 33 = 7977,75 руб.;

   В базовых ценах: ΔСвпВ’ = (1054,97 – 886,85) * 33 = 5547,96 руб.

     - Относительный прирост валовой продукции за счет повышения производительности труда составил:

   В текущих ценах dΔвпв = (1281,21 – 1039,46) / 1039,46 * 100 = 23,26 %;

   В базовых ценах: dΔвпв’ = (1054,97 – 886,85) / 886,85 * 100 = 18,96 %.

   1.5. Организация  и оплата труда 

   Для большинства  работников предприятия применяется  тарифная система оплаты труда (система  должностных окладов), плюс оплата сверхурочных и за работу в выходные и праздничные  дни. Исключение составляют менеджеры по продажам, у которых комиссионная система оплаты труда с применением минимального оклада (они получают оклад, равный минимальному размеру оплаты труда, плюс два процента от суммы оплаченных договоров, заключенных менеджером).

   1.5.1. Анализ заработной платы

   Для проведения анализа заработной платы  рассчитываются следующие показатели:

   а) средняя  заработная плата персонала:

   ЗП = ФЗП / Чоб                                                                    (33)

   где ФЗП - фонд начисленной заработной платы (стр.160 ф.№4 + стр.622 ф.№1);

          Чоб - Среднесписочная численность персонала организации.

   б) индекс заработной платы:

   Jзп = ЗПт / ЗПо * 100                                                                  (34)

   Где ЗПт, ЗПо – средняя заработная плата в текущем и базисном году, соответственно. Расчет показателей заработной платы и их динамики приведён в таблице 14.

Таблица 14 - Динамика заработной платы  
                         
  В текущих  ценах, тыс. руб. J, % В базовых  ценах, тыс. руб. J, %
2008 год 2009 год 2008 год 2009 год
Ч,чел. ФЗП ЗП Ч,чел. ФЗП ЗП ФЗП ЗП ФЗП ЗП
  73 10140 138,9 71 11970 168,59 121,38 9459 129,58 10138 142,79 110,19
 

   Из  таблицы 14 видно, что средняя заработная плата работников предприятия выросла  в 2009 году, по сравнению с 2008 годом на 21,38% в текущих, или на 10,19% в сопоставимых ценах. Рост производительности труда производственного персонала (в текущих ценах) превышает рост средней заработной платы на 1,88%. А, по предприятию в целом, рост производительности труда опережает рост заработной платы на 3,14%.

   Если  же смотреть в сопоставимых ценах, то рост годовой выработки на одного производственного работника опережает рост средней годовой заработной платы на 8,77% (18,96% и 10,19%, соответственно), а рост выработки по предприятию в целом опережает рост средней годовой заработной платы только на 3,08% (13,27% и 10,19%). Опережение роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы ведет к экономии себестоимости продукции и, соответственно, к повышению финансовых результатов.

   1.6. Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии

   Поскольку доля постоянных заказов в выручке  не велика (20 – 25 процентов), то основная нагрузка по обеспечению бесперебойной  работы предприятия приходится на коммерческий отдел (менеджеров по продажам). Основным каналом продвижения продукции и услуг, в силу доступности, дешевизны и всеохватности, является Интернет. Менеджеры практикуют как пассивные (путём размещения объявлений на различных специализированных сайтах) так и активные продажи. Суть активных продаж состоит в том, что из различных источников информации создаётся база данных возможных потребителей, куда заносятся название и сфера деятельности фирмы, телефон, факс, адрес электронной почты и сайта (если есть), а так же контактные лица. Затем делается “холодный” звонок, когда менеджер представляется сам и коротко представляет предприятие и предлагаемую продукцию, а так же уточняет недостающую информацию о контрагенте. Если, в процессе разговора, с другой стороны высказана заинтересованность в сотрудничестве, факсом или почтой отправляется коммерческое предложение, и контрагент переводится в разряд потенциальных клиентов, с которым ведется дальнейшая работа. Другим, достаточно действенным способом продвижения производимой продукции, является участие в различных специализированных выставках, однако в последние два года рассматриваемое предприятие в таковых не участвовало.

   2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

   2.1. Анализ  динамики финансово-экономических показателей

   2.1.1. Для  анализа финансово-экономических показателей составим сводную таблицу 15 исходных данных на основании формы №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б), а так же таблиц 13 и 14, как в текущих, так и в базисных (на 01.01.2008 г.) ценах, предварительно укрупнив некоторые статьи.

Таблица 15 – Финансово-экономические показатели деятельности предприятия, тыс. руб.
           
Показатели В текущих  ценах В базисных ценах
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
Выручка (нетто) от реализации 21 401 27 194 32 993 25 366 27 944
Производственная  себестоимость реализованной продукции 15 133 21 812 25 121 20 346 21 277
Валовая прибыль 6 268 5 382 7 872 5 020 6 667
Коммерческие  расходы 908 489 685 456 580
Прибыль от продаж 5 360 4 893 7 187 4 564 6 087
Проценты  к получению 86 108 90 101 76
Проценты  к уплате 127 202 316 188 268
Доходы  от участия в других организациях 87 95 13 89 11
Прочие  доходы 11 587 16 132 29 281 15 048 24 800
Прочие  расходы 12 692 15 757 30 029 14 698 25 434
Балансовая  прибыль 4 301 5 269 6 229 4 915 5 273
Налоговые вычеты 1 365 1 614 1 692 1 506 1 433
Чистая  прибыль 2 935 3 656 4 537 3 409 3 843
Постоянные  налоговые обязательства 346 331 450 309 381
Средняя годовая заработная плата   138,9 168,59 129,58 142,79
Выработка на одного производственного рабочего в год   1039,46 1281,21 886,85 1054,97
Выработка общая в год   372,52 463,8 347,48 393,58

Информация о работе Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы