Анализ и экономическое обоснование фонда заработной платы работников предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 08:35, диссертация

Описание работы

Таким образом, учитывая актуальность темы, целью написания бакалаврской работы является анализ и экономическое обоснование фонда заработной платы работников предприятия торговли. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы фонда заработной платы;

- дать организационно- экономическую характеристику предприятия;

- провести анализ фонда заработной платы на данном предприятии;

-спланировать фонд заработной платы на 2009 год.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…...…. 6
1. Теоретические и методические аспекты фонда заработной платы… 8
1.1 Сущность оплаты труда в торговле…………………………...……. 8
1.2 Понятие, состав, показатели и источники формирования фонда заработной платы……………………………………………..….…….
14
1.3 Методика анализа фонда заработной платы…………………….…… 19
1.4 Планирование фонда заработной платы………………………...…… 24
2. Анализ экономических предпосылок планирования фонда заработной платы ООО «СКИТ-2000»……………….............………
28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия…………………………………………………….………
28
2.2 Анализ товарооборота, численности работников и производительности труда……………………………………...……..
42
2.3 Анализ динамики, состава и структуры фонда заработной платы…. 52
2.4 Анализ средней заработной платы работников торгового предприятия и оценка факторов ее определяющих…………...……..
56
2.5 Оценка эффективности использования заработной платы на торговом предприятии………………………………………..……….
59
3. Экономическое обоснование фонда заработной платы ООО «СКИТ-2000»…………………………………………………….…….
63
3.1 Планирование фонда заработной платы…………………….……….. 63
3.2 Разработка мероприятий совершенствования системы оплаты труда торгового предприятия………………………………………….
70
Заключение…………………………………………………………..……….. 74
Библиографический список…………………………………….……………. 78

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 1.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

      На  данном предприятии:

      - грамотная рекламная политика. Хорошо  развита наружная реклама и  реклама по местному телевидению;

      - цены на товары  средние по сравнению с конкурентами, соблюдается соотношение цена – качество;

    - широкий ассортимент, который пополняется новой продукцией. 

      Финансовая  деятельность.

     Включает  процессы, связанные с движением  денежных средств в организации. Можно сказать, то данное предприятие является прибыльным (в 2007 году чистая прибыль увеличивается), хотя рентабельность конечной деятельности невысока.

      Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Для определения типа организационной культуры также будем использовать анкету (Приложение Б).Итоги таковы:

  • культура власти (1) – 38,
  • культура роли (2) – 59,
  • культура задачи (3) – 33,
  • культура личности (4) – 21.

     Исходя  из результатов анализа культуры на ООО «Импульс» преобладает  культура роли. На культуру влияют следующие  факторы:

    1. история и собственность;
    2. размер;
    3. технология;
    4. люди, определяющие культуру;
    5. цели и задачи;
    6. окружение.

     Культура  сформировалась с учетом истории  фирмы: она работает на рынке сравнительно недавно, и в этот период происходило  активное развитие фирмы, расширение, открытие филиалов, формирование имиджа.

      Культура  роли больше подходит менеджерам, которые  любят безопасность и предсказуемость, которые хотят достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающийся личный вклад, и тем, которых интересует возможность квалифицированно применять  принятую методологию, а не окончательный результат. Под воздействием времени культура может претерпевать изменения.

       На основе бухгалтерской отчетности проведем анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия торговли ООО «СКИТ - 2000» (прил. В,Г, табл. 2.1)

Таблица 2.1 - Анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за 2007 - 2008 гг.

Показатели Ед. изм. 2007 г. 2008 г. Отклонение (+;-) Отчетный год  в % к прошлому году
А Б 1 2 3 4
1.Товарооборот

    в т.ч.:

тыс. руб. 569443 1059032 489589 185,98
2.оптовый товарооборот тыс.руб. 170832,90 317709,6 146876,7 185,98
3.розничный товарооборот тыс.руб. 398610,1 741322,4 342712,3 185,98
4. Торговая площадь м2 902,8 902,8 - 100,00
5.Товарооборот

  на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2 630,75 1173,05 +542,3 185,98
Продолжение таблицы 2.1
А Б 1 2 3 4
6.Среднесписочная численность работников, всего чел. 136 174 +38 127,94
- в  т.ч. работников торгово-оператив-ного  персонала чел. 63 82 +19 130,16
7.Производительность труда одного среднесписочного работника, всего тыс. руб./

чел.

4187,08 6086,39 +1899,31 145,36
- в  т.ч. одного работника торгово-оперативного  персонала тыс. руб./

чел.

9038,78 12915,02 +3876,24 142,88
8.Фонд заработной платы

– сумма

 
 
тыс. руб.
4141,31 14397,07 +10256,76 347,73
– уровень % 0,73 1,36 +0,63 -
9.Среднегодовая заработная плата одного работника тыс. руб. 30,44 82,74 +52,3 271,81
10.Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб 5436 8649,5 +3213,5 159,11
11. Фондоотдача руб. /1 руб.
104,75 122,44 +17,69 116,89
12.Фондоемкость руб. / руб. 0,009 0,008 -0,001 88,89
13.Фондовооружен-ность труда одного работника тыс. руб./

чел.

40,0 49,7 +9,7 124,25
14.Коэффициент эффективности использования основных фондов руб. /

1 руб. 

0,69 0,75 +0,06 108,69
15.Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 142918,5 303696,5 +160778 212,50
16.Время обращения оборотных средств дни 90 103 +13 114,44
17.Скорость обращения оборотных средств обороты 4 3,4 -0,6 85
18.Коэффициент участия оборотных средств в обороте руб./ руб. 0,25 0,30 +0,05 120
19.Коэффициент рентабельности оборотных средств 
руб./1 руб. ОС 0,03 0,02 -0,01 66,67
Окончание таблицы 2.1
А Б 1 2 3 4
20.Себестоимость проданных товаров, работ, услуг тыс. руб. 409891 911735 501844 222,43
21.Валовая прибыль

– сумма

 
тыс. руб.
159552 147297 -12255 92,32
– уровень % 28,02 13,91 -14,11 -
22.Издержки обращения тыс. руб. 148249 123229 -250020 83,12
–уровень 
% 26,03 11,64 -14,39 -
23. Прибыль (убыток) от продаж

– сумма

 
 
тыс. руб.
 
11303
 
24068
 
+12765
 
212,93
–рентабельность продаж % 1,98 2,27 +0,29 -
24.Проценты к получению тыс. руб. 31 93 +62 300,00
25.Проценты к уплате тыс. руб. 7521 29661 +22140 394,37
26. Доходы от

участия в других организациях

тыс. руб. - - - -
27. Прочие доходы тыс.руб. 3343 8456 +5113 252,95
28. Прочие расходы тыс. руб. 1613 2860 +1247 177,31
297. Прибыль (убыток) до налогообложения

– сумма

 
 
тыс. руб.
8612 9096 +484 105,62
–рентабельность предприятия % 1,51 0,86 -0,65 -
30.Отложенные налоговые активы тыс. руб. - - - -
31.Отложенные налоговые обязательства  
тыс. руб.
- - - -
32. Текущий налог на прибыль  
тыс. руб.
2517 2494 -23 99,09
33.Налоговые санкции тыс.руб. - 15 - -
34.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода тыс. руб. 6095 6587 +492 108,07
-рентабельность конечной деятельности % 1,07 0,62 -0,45 -

      Анализ товарооборота является одним из основных моментов изучения и оценки деятельности предприятия торговли, служит одной из

      экономических предпосылок прогнозирования товарооборота и работы предприятия в целом.

      Изучая  приведенные в таблице 2.1 данные можно сделать следующие выводы о работе ООО «СКИТ- 2000» за отчетный период:

      Товарооборот  является важнейшим показателем  всех экономических параметров торгового  предприятия, так как именно он определяет размер дохода и прибыли.

      В отчетном периоде ООО «СКИТ – 2000» было продано всех товарных ресурсов на общую сумму 1059032 тыс. руб., за отчетный период по сравнению с прошлым  оборот увеличился на 489589 тыс. руб., что  в относительной форме составило 185,98 %, при том, что торговая площадь осталась без изменений 902,8 кв. м. Причинами увеличения выручки могли послужить следующие аспекты: эффективная рекламная компания, грамотная товарная политика, увеличение работников торгово-оперативного персонала, предложение гибкой системы скидок и т.д.

      Так как данное предприятие имеет  оптово-розничную торговлю, проанализируем отдельно оптовый товарооборот и  розничный. Из данной таблицы мы видим, что оптовый товарооборот в отчетном году, по сравнению с прошлым периодом вырос на 146876,7 тыс.руб., а розничный на 342712,3 тыс.руб. при одинаковом  темпе роста , который составляет 185,98 %.

      Торговая  площадь важна для товарооборота. От нее зависит размер реализации товаров. Чем больше объем реализации на 1 кв.м., тем лучше предприятие работает. Площадь торгового зала за отчетный год не изменилась и составила 902,8 кв.м.

      Товарооборот  на 1 кв. м. торговой площади в отчетном периоде составила 1173,05 тыс. руб. / 1 кв. м., что было выше по сравнению с  прошлым периодом на 542,3 тыс. руб. / 1 кв. м., что в относительной форме составил 185,98 %. Все это положительно характеризует деятельность предприятия.

      Любая деятельность, включая торговую, невозможна без трудовых ресурсов. Среднесписочная  численность работников ООО «СКИТ – 2000» в отчетном периоде составила 174 человека по сравнению с прошлым она увеличилась на 38 человек, что составляет 127,94 %.  Это могло быть связано с введением новых должностей или нехватке рабочей силы.

     В составе персонала преобладают  работники категории, которые напрямую связаны с реализацией товара. В данном случае торгово-оперативный персонал. В прошлом периоде их насчитывалось 63 человека, а в отчетном периоде их увеличилось на 19 человек и составило 82 человека, при темпе роста 130,16 %. Такое изменение произошло в связи с уменьшением количества заказов и соответственно продаж.

    Качественным  показателем использования кадров является производительность труда – размер выручки на одного работника. Производительность труда одного работника в отчетном периоде увеличилась на 1899,31 тыс. руб. / чел., что составляет 145,36 %, также увеличилась и производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала на 3876,24 тыс. руб. / чел. (142,88 %). Рост производительности труда оценивается положительно. Это является основным признаком эффективного использования кадрового состава предприятия.

      Материальным  стимулированием к труду выступает  заработная плата. Фонд заработной платы в целом по предприятию вырос на 10256,76 тыс. руб., но он используется нерационально, так как его темп роста (347,73%) превышает темп роста товарооборота (185.98%), а именно на 161,75%.

      Так же в отчетном периоде произошло  увеличение среднегодовой заработной платы одного работника на 52,30 тыс. руб., что составляет 271,81 %.

      Основные  фонды занимают важное место в  ресурсах предприятия. Без их наличия  торговое предприятие не сможет выполнять  свои функции по обслуживанию покупателей и реализации товаров. Среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном периоде по  сравнению с прошлым увеличилась на 3213,5 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие приобрело за отчетный период дополнительно часть средств, так как основные средства учитываются по остаточной стоимости.

      Фондоотдача является одним из важных показателей  эффективности использования основных фондов. Она показывает стоимость реализованной продукции, приходящуюся на 1 руб. основных средств. За отчетный период она увеличилась на 17,69 руб. / 1 руб. ОФ по сравнению с предыдущем периодом и составила 122,44 руб. / 1  руб. ОФ. Отмеченное можно охарактеризовать положительно.

      Фондоемкость  показывает стоимость основных средств, приходящихся на 1 рубль товарооборота. Она по сравнению с прошлым периодом незначительно снизилась и составила 0,008 руб. / руб.

      В динамике рост фондоотдачи и снижение фондоемкость оценивается положительно.

      Фондовооруженность  труда одного работника торгового  предприятия определяется, как отношение  среднегодовой стоимости основных фондов к численности работников. В динамике увеличение данного показателя оценивается положительно. В отчетном периоде она увеличилась на 9,7 тыс. руб. / чел. и составила 49,7 тыс. руб. /чел.

      В связи с тем, что темп роста  среднегодовой стоимости основных фондов растет меньшими  темпами, чем  темп роста чистой прибыли, поэтому  коэффициент основных фондов вырос  по сравнению с прошлым периодом на 0,06 руб. /1 руб. ОФ и составила в отчетном периоде 0,75 руб. / 1 руб. ОФ.

     Оборотные средства, так же как и основные фонды являются важнейшей частью материального ресурсов предприятия  торговли. Они предназначены для снижения расходов, экономии материальных ресурсов и т.д. В ООО «СКИТ -2000» данный показатель имел положительную динамику. Так в отчетном году оборотные средства составили 303696,5 тыс.руб., что было выше предшествующего года на 166778 тыс. руб.

      Время и скорость обращения оборотных средств связаны между собой и влияют на потребность предприятия в основных фондах. Сокращение времени и увеличение скорости обращения минимизируют потребность в использовании основных фондов, что выгодно для торгового предприятия. Однако на данном предприятии, время обращения оборотных средств по сравнению с прошлым периодом увеличилось на 13 дней, а скорость обращения оборотных средств снизилась на 0,6 оборотов, это негативный момент в деятельности предприятия.

      Произошло снижение валовой прибыли (в прошлом периоде – 159552 тыс. руб.; в отчетном периоде – 147297 тыс. руб.) за счет увеличения себестоимости проданных товаров, работ и услуг, по сравнению с прошлым периодом она увеличилась на 501844 тыс. руб. и составила в отчетном периоде 911735 тыс. руб., это может быть свидетельством роста цен.

      Положительной экономической оценки в работе торгового предприятия «СКИТ - 2000» заслуживает снижение издержек обращения, так как экономия издержек – существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятия. В отчетном году они составили 123229 тыс. руб.

      Прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдельного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства. В отчетном году прибыль от продаж на предприятии увеличилась по сравнению с прошлым периодом на 12765 тыс. руб.

     Доходов от участия в других организациях предприятие не имеет.

      Рентабельность  продаж показывает доходность предприятия, то есть, сколько составляет прибыль на 1 руб. реализованной продукции. Рентабельность продаж за отчетный период составила 2,27  %.

Информация о работе Анализ и экономическое обоснование фонда заработной платы работников предприятия торговли