Анализ основного капитала на примере ОАО «Промтрактор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа основного капитала предприятия и выявление резервов повышения эффективности его использования.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа основного капитала;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- оценить и проанализировать использование основного капитала в ОАО «Промтрактор»
- разработать предложения по повышению эффективности использования основного капитала.

Работа содержит 1 файл

Анализ основного капитала организации и эффективности его ис - копия.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

     У общества с дополнительной ответственностью уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

     Добавочный  капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по нескольким каналам.

     Добавочный  капитал возникает в результате:

  • прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;
  • получения дополнительных денежных средств (или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);
  • прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств;
  • прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой прибыли или фондов предприятия;
  • отражения положительной курсовой разницы по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских предприятий.

     Что включать в состав добавочного капитала и как его использовать, решают собственники предприятия, разрабатывая соответствующие положения. Основной канал поступления добавочного капитала — результаты переоценки основных фондов. Вполне естественно ежегодное увеличение уставного капитала за счет добавочного. Но, как отмечалось, многие предприятия этого не делают и в результате несут определенные потери, связанные с условиями формирования резервного капитала.

     Резервный капитал предприятий подразделяется на два типа резервных фондов. Обязательный резервный фонд, создаваемый в соответствии с законодательством РФ, объем которого должен составлять не менее 15% уставного капитала предприятия (на предприятиях с иностранным капиталом — 25%), формируется только за счет ежегодного отчисления чистой прибыли предприятия в размере не менее 5%. Отчисления прекращаются при достижении установленного уставом объема этого фонда. Средства фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах, при отсутствии иных средств, — для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций. Ни на какие другие цели деньги резервного фонда не используются.

     Таким образом, в соответствии с мировой  практикой резервный капитал  предприятия предназначен для покрытия убытков предприятия, а в акционерных обществах — также для погашения облигаций общества и выкупа их акций при отсутствии иных средств. Если резервный фонд используется на указанные цели, то отчисления в него производятся из прибыли до ее налогообложения. Это означает, что предприятие имеет льготу, и отчисления в резервный фонд не облагаются налогом на прибыль. 

     Необязательные резервные фонды предприятия могут использоваться:

  • при недостатке оборотных средств — на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;
  • при достаточности оборотных средств — в краткосрочные финансовые вложения.

     При использовании резервного капитала на эти цели отчисления в него должны производиться из чистой прибыли, т.е. без льгот по налогообложению. В частности, акционерные общества могут формировать из чистой прибыли специальный фонд акционирования работников общества. Он предназначен на приобретение акций общества, продаваемых акционерами, для последующего размещения их работникам. В условиях развития производства, когда будут приглашаться высококвалифицированные специалисты, это может быть одним из стимулов. Акции акционерного общества могут быть одним из вариантов премирования работников. Кроме того, концентрация большей части выпущенных акционерным обществом акций среди работников общества служит мощным стимулом и условием повышения эффективности производства.

     Значение  резервного капитала для российских предприятий пока невелико.

     Нераспределенная  прибыль — это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами и осталась в распоряжении предприятия. Ее доля в собственных источниках финансирования российских предприятий невелика, однако это наиболее быстро растущий элемент собственного капитала предприятий.

     Нераспределенная  прибыль может аккумулироваться как в резервных фондах, так и в фондах специального назначения, из которых покрываются расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом. При возможности создания множества таких фондов для различных целей по экономическому содержанию их можно подразделить на два типа — фонды накопления и социальной сферы и фонды потребления.

     В фонде накопления по решению учредителей  резервируется часть чистой прибыли  для финансового обеспечения  капитальных вложений в производство. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются:

  • амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов;
  • фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства;
  • заемные и привлеченные источники.

     Этот  фонд создается в целях предоставления предприятию возможности за счет собственной прибыли и других источников обеспечить прирост оборотных средств и финансирование капитальных вложений. При распределении чистой прибыли решается, какая ее часть должна быть направлена на выплату дивидендов и какая на развитие производства. Инвестиционный фонд служит источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия. Следовательно, увеличиваются чистые активы и балансовая стоимость акций акционерного общества, а при увеличении уставного капитала — и их номинальная стоимость. Увеличение средств на развитие способствует увеличению объема реализации предприятия и росту его прибыли. Вот почему в мировой практике примерно половина акционерных обществ не платят дивиденды, а привлекают акционеров постоянным ростом стоимости акций.

     Фонд  социальной сферы покрывает капитальные  вложения в социальные службы предприятия. Фонды потребления создаются для финансирования социальных мероприятий некапитального характера (премии работникам, спортивные соревнования, материальная помощь и др.). Фонд социальной сферы по своему значению для российских предприятий занимает второе место после добавочного капитала.

     К прочим резервам относятся резервы, которые создаются на предприятиях в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость, и издержки обращения, что позволяет избежать неравномерности включения этих расходов в затраты.

     Что касается размещения собственного капитала, то основная его доля находится в форме внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений, нематериальных активов и прочих внеоборотных).

     В условиях рыночной экономики внешние  источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. Многообразие каналов привлечения заемных ресурсов создает возможность использовать их в различных ситуациях.

     К источникам заемных средств относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиты частных лиц и пр.

     Привлечение заемного капитала становится необходимым для покрытия потребности предприятия в основных и оборотных фондах. Такая потребность может возникнуть в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства, из-за отсутствия достаточного стартового капитала, наличия сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции, а также в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайным обстоятельствам и т.д.

     Заемный капитал подразделяется на краткосрочный  и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года — к долгосрочному капиталу. Как финансировать те или иные активы предприятия — за счет краткосрочного или долгосрочного (заемного и собственного) капитала, решают в каждом конкретном случае. Однако предприятие часто следует правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (например, страховой запас, часть дебиторской задолженности) финансируются за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, финансируется за счет краткосрочного капитала.

     Все внешние источники финансирования попадают в одну из двух категорий: финансирования путем получения кредитов либо выпуска ценных бумаг (кроме акций). Более подробно остановимся на кредитной форме заемного капитала.

     В мировой практике выделяют следующие  виды кредитов: банковский, коммерческий, потребительский, государственный, международный и ростовщический кредит. Для предприятий наиболее актуальны коммерческий и, конечно, банковский кредит.

     Коммерческий  кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственного запаса у поставщика. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования. Хотя упущенная выгода при использовании коммерческого кредита не отражается в учете, тем не менее она может выражаться значительной суммой, если поставщик предоставляет покупателю скидки с цены при оплате сделки в более короткие сроки, чем определены в договоре. Например, при оплате в течение 10 дней при сроке платежа в 30 дней поставщик может предоставить скидку 2% стоимости платежа.

     Как и во всех других случаях привлечения  капитала, предприятие, получающее коммерческий кредит, должно обратить внимание на проблему зависимости. Поставщик может навязать фирме невыгодные цены или товар более низкого качества, потребовать прекращения деловых контактов с конкурентами данного поставщика или выполнения других неподходящих условий.

     Банковский  кредит. Во всем мире коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников краткосрочных и долгосрочных кредитных ресурсов.

     Банковское  кредитование предприятий на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов возвратности, платности и срочности, отражающих сущность и содержание кредита. Эти принципы стихийно сложились на раннем этапе развития кредита, а затем были закреплены в законодательстве.

     Банковский  кредит предоставляется специализированными  кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление данных операций от Центрального банка. Заемщиками банковского кредита могут быть только юридические лица. Инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение.

     Кроме традиционных форм кредита, существуют и другие формы внешнего финансирования, которые непосредственно с кредитными операциями не связаны, но так же, как и кредит, связаны с привлечением заемных средств. Примером таких операций служат факторинговые и лизинговые операции.

     Факторинг обеспечивает следующие преимущества:

  1. финансирование предприятия осуществляется сразу же, исчезает необходимость дожидаться срока платежа со стороны покупателей его продукции;
  2. уменьшается финансовый риск предприятия, которое гарантированно получает все платежи;
  3. предприятие может уменьшить свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, так как банк берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета;
  4. предприятие получает возможность получать информацию о платежеспособности покупателей, так как банки связаны между собой и через компьютерную систему могут круглосуточно получать сбытовую, финансовую информацию о клиентах.

     Стоимость услуг факторинга складывается из двух элементов:

  • комиссионных, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей и могут составлять от 0,5 до 2% суммы счетов;
  • обычной рыночной процентной ставки для кредитов, так как банк выплачивает предприятию деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.

Информация о работе Анализ основного капитала на примере ОАО «Промтрактор»