Экономика труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:27, контрольная работа

Описание работы

Кадры - это совокупность работников различных профессионально - квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

Содержание

1. Состав и структура персонала предприятия……………………………….2
Персонал предприятия, его состав и структура. Их характеристика…...2
1.2.Методы расчета потребности в работниках различных категорий (основных рабочих, вспомогательных рабочих, специалистов, служащих и руководителей)…………………………………………………………………..5
1.3 Определение дополнительной потребности предприятия в кадрах……………………………………………………………………………10
2. Международное регулирование социально-трудовых отношений………13
2.1. Международная организация труда (МОТ) и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений………………………………………………13
2.2. Структура МОТ, участие в ней России. Основные методы и формы участия России в работе МОТ…………………………………………………15
Задача……………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

экономика труда.docx

— 45.15 Кб (Скачать)

В среднесрочных (на 3-5 лет) и долгосрочных (5-10 лет) планах дополнительная потребность  на прирост численности рассчитывается укрупнено как разность между  среднегодовой численностью в соответствующем  плановом году и ожидаемой численностью предшествующего года.

В текущих годовых планах производится более детальные расчеты с  поквартальной или помесячной разбивкой. Расчеты дополнительной потребности  ведутся в физических лицах так  называемым цепным методом, предусматривающим  последовательный переход от периода (квартал, месяц) к периоду. Дополнительная потребность на прирост численности  для каждого периода рассчитывается как разность между планируемой численностью на конец (Чк) и начало (Чн) периода: ДПпр = Чк - Чн.

Численность на начало планового периода  равна численности на конец предшествующего (предпланового) периода. Для первого  в расчете цепочке плановых периодов она равняется фактической численности  работников на конец предшествующего  периода. Для последующих периодов она будет равняться расчетной  численности на конец предшествующего  периода.

Численность на конец периода рассчитывается на основе данных о плановой среднесписочной численности работников на данный период и численности на его начало. Поскольку среднюю для любого периода численность можно укрупнено представить как полсуммы численностей на начало и конец периода, постольку численность на конец периода может быть рассчитана как разница между удвоенной среднесписочной численностью и численностью на начало периода: Чк = 2*Чср -- Чн.

Дополнительная потребность на возмещение естественной убыли, увольнений по причинам текучести определяется в процентах к среднесписочной  численности на основе анализа статистических данных за соответствующие периоды  прошлых лет с корректировкой на изменение половозрастного состава  работников, улучшение условий труда, планируемые мероприятия по закреплению  кадров.

Дополнительная потребность на возмещение убыли работников в связи  с призывом в армию определяется на основе данных о численности юношей призывного возраста с поправкой  на отсев, имевший место в прошлые  годы. Размер возмещения в связи  с уходом на пенсию устанавливаются  на основе численности лиц, достигающих  в плановом периоде пенсионного  возраста, с учетом их желания и  целесообразности дальнейшего использования  на производстве. Дополнительная потребность  на возмещение убыли, связанной с  окончанием действия трудовых договоров, определяются прямым счетом.

Поскольку численность всех категорий  персонала, включая учеников, планируется  в среднегодовом исчислении, а  балансовый расчет дополнительной потребности работников, нуждающихся в профессиональной подготовке на предприятии, ведется в физических лицах, производится перерасчет последних с учетом сроков подготовки по каждой профессии. Среднегодовая численность учеников (Чуср) определяется как частное от деления суммы произведений численности подлежащих обучению рабочих (Чобi) и количества месяцев обучения по каждой профессии (Мобi) на двенадцать

Чуср = ( ?Чобi * Мобi ) / 12.

 

2. Международное регулирование  социально-трудовых отношений.

2.1. Международная организация труда  (МОТ) и ее роль в регулировании  социально-трудовых отношений.

Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в  соответствии с Версальским мирным договором. МОТ выработала такие  критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и  нормальным трудовым отношениям. МОТ  является международной институциональной  основой, позволяющей рассматривать  такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий  труда во всем мире. Ни одна страна или  ни одно общество не может принять  любые из этих мер без аналогичных  и одновременных действий со стороны  своих конкурентов.

Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно  выделить следующие основные направления:

 разработка международной политики  и программ с целью содействовать  основным правам человека, улучшению  условий труда и жизни, расширению  возможностей занятости; 

создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;

проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками  Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.

В 1944 году на сессии в Филадельфии, США Международная конференция  труда приняла Филадельфийскую  декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

В Декларации воплощены следующие  принципы:

труд не является товаром;

свобода слова и свобода объединения  являются необходимым условием постоянного  прогресса;

нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

все люди, независимо от расы, веры или  пола, имеют право на осуществление  своего материального состояния  и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической  устойчивости и равных возможностей.

В своей работе МОТ использует различные  методы. Из них можно выделить четыре основных:

1. развитие социального партнерства  правительств, организаций трудящихся  и предпринимателей (трипартизм)

2. разработка и принятие международных  трудовых норм: конвенций и рекомендаций  и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность)

3. оказание странам помощи в  решении социально-трудовых проблем.  В МОТ это называется техническим сотрудничеством

4. проведение исследований и  осуществление публикаций по  социально-трудовым проблемам.

Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

 

2.2. Структура МОТ, участие  в ней России. Основные методы  и формы участия  России  в работе МОТ.

Структура МОТ является уникальной среди учреждений системы Организации Объединенных Наций. Это - единственная международная организация, состоящая из представителей правительств, при чем активное участие во всей ее деятельности принимают представители нанимателей и трудящихся. Такая трехсторонняя система дает возможность представителям организаций нанимателей и трудящихся принимать участие в обсуждениях, дискуссиях и решениях МОТ на равной основе с представителями правительств. Трехсторонняя структура МОТ находит отражение в составе Международной конференции труда. Международная конференция труда - генеральная ассамблея, которая ежегодно проводит свои сессии в Женеве, - обеспечивает всемирный форум для обсуждения социальных вопросов и вопросов трудовых отношений. В ее работе принимают участие состоящие из четырех членов делегации из каждой из 175 стран - членов МОТ. В состав каждой делегации входят два представителя правительства, один член делегации от нанимателей и один член делегации от трудящихся, которых в случае необходимости могут сопровождать консультанты по техническим вопросам. Их деятельность включает избрание Административного Совета, принятие программы МОТ и утверждение бюджета МОТ, который образуется за счет финансовых средств, предоставляемых всеми государствами -- членами МОТ. Международная конференция труда также принимает международные стандарты труда в виде Конвенций и Рекомендаций, принимает резолюции по вопросам общей политики и деятельности МОТ и принимает решения о приеме новых членов.

Административный Совет является исполнительным органом МОТ. Также  как и Международная конференция  труда Административный Совет имеет трехстороннюю структуру. В его состав входят 56 полных членов (28 представителей правительств, 14 представителей нанимателей и 14 представителей трудящихся) и 66 заместителей членов (28 представителей правительств, 19 представителей нанимателей и 19 представителей трудящихся). Международное бюро труда в Женеве выполняет функции постоянного секретариата МОТ. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации. Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Членство в МОТ - одной из старейших и ведущих международных организаций - позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации  с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления. МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению  нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

С 1959 г. в Москве действует отделение  МОТ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее  формирование на его основе многопрофильной  группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины  и Молдавии).

Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности  заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

Россия активно участвует в  работе Всемирной комиссии по социальному  измерению глобализации, созданной  по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комисси от России - В.И.Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии “Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех”.

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. Особое значение имела встреча Х. Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А.Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006-2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А.К. Исаевым.

Организация оказала содействие при  подготовке встречи министров труда  «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен  информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи». Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению  российских экономических реформ. В  то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической  помощи МОТ и подключиться к участию  во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций  и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций. В настоящее время сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Информация о работе Экономика труда