Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40

Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Копия ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА (ДОРАБОТАННАЯ).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Введение:

В истории  дошкольной педагогики ознакомление детей  с предметным миром всегда считалось  одной из важных задач, для решения  которых выдвигались разные системы  ознакомления детей с предметами (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Е. И. Тихеева). На современном этапе дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром не утратило своей актуальности. Многие педагоги отмечают, что предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки, по-прежнему, имеют особое значение в развитии дошкольников (В.И. Логинова, О.В. Дыбина, М.В. Крулехт). Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные впечатления. Метод моделирования позволяет раскрывать детям действенные особенности предметов, закономерные связи, упорядочивает их ориентировочно-познавательную деятельность и формирует наглядно-схематическое мышление.

Творчество  ребёнка – это интегральное качество личности  характеризующееся уровнем представлений, способами действий, уровнем восприятия, активностью и самостоятельностью.

По мнению доктора  педагогических наук Дыбиной Ольги Витальевны содержание и структура творчества детей дошкольного возраста меняются в зависимости от возраста. Компонентами этой структуры являются:  1. интеллектуальный, определяющий уровень знаний и представлений об окружающей действительности и уровень развития способов действий по освоению опыта творчества;

                     2. эмоционально – чувственный, включающий эмоции и чувства, отражающий отношение к созданию и преобразованию воображаемых образов;

                     3. мотивационно – потребностный, представляющий систему потребностей в преобразовательной деятельности и её мотивов;

                      4. поведенческий, выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков по преобразованию действительности (предметного мира).

Формировать творчество, по мнению Дыбиной О.В., необходимо средствами, которые воздействуют на ум, эмоции, чувства, желания, волю, поведение ребёнка. Поскольку предметный мир является «раскрытой книгой сущностных сил человека», ознакомление с ним усиливает информационную, эмоциогенную, регуляторную силы его воздействия на все сферы личности и составляет вместе с внутренним миром ребёнка взаимосвязанные стороны творческого процесса. Творчество как интегральное качество можно формировать в процессе ознакомления с предметным миром и его преобразованием.

Ознакомить детей  с предметным миром, значит направить  восприятие, мышление, действия, желания  детей на предмет с целью его изучения (т.е. овладеть сведениями о предмете), освоения (т. е. вполне овладеть предметом, научившись пользоваться им), присвоения (т.е. сделать его своим), потребления ( удовлетворить им свои потребности) и преобразования (изменить предмет).

Характер и  содержание ознакомления детей с  предметным миром зависят от позиции  ребёнка, его отношения к данному  процессу, степени активности (собственной  активности и активности, стимулируемой  взрослым). Оба типа активности тесно  взаимосвязаны между собой и редко наблюдаются отдельно. Стабильность взаимосвязей между типами активности обуславливается взрослым, который для ребёнка выступает образцом – ориентиром.

Результатом познания предметного мира, освоения опыта  взрослого и реализация собственного опыта для ребёнка является преобразовательная деятельность, имеющая свой механизм и структуру.

Механизм: неудовлетворённость потребности в предмете требует его изменения в специфической для ребёнка форме для удовлетворения потребности.

Структура преобразовательной деятельности включает в себя: принятие или самостоятельное выдвижение цели, её осознание на основе определённой мотивации или возникшей проблемной ситуации; прогнозирование действий по преобразованию предмета ( выбор варианта преобразования, нахождения способа реализации, планирование последовательности процесса с помощью алгоритмов, схем, рисунков); реализация замысла и получение продукта деятельности ( оригинального, нестандартного, значимого для ребёнка).

Эффективность формирования творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром, по показателям эксперимента Дыбиной О.В., определяется выбором педагогической технологии, основными признаками которой являются следующие: детальное и чёткое описание целей; поэтапная проектируемость достижения целей; управляемость педагогического процесса, корректируемость; результативность; воспроизводимость процесса; визуализация.      

Творчество  детей - это сложнейшее явление, это  психологический космос. Поэтому  важнейшее условие эффективного исследования творчества - это использование системного подхода. Таким образом, основной путь формирования творчества у дошкольников заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и в формировании такой общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач. 
Чем богаче, противоречивее и оригинальнее внутренний мир ребенка, тем радикальнее, неожиданнее те творческие преобразования, которые он осуществляет со знаниями, получаемыми от взрослого или со знаниями, которые он получил в виде впечатлений от окружающих предметов и явлений. Любое новое впечатление, любое новое знание преломляется дошкольником через его уникальный и неповторимый внутренний мир и получает свой колорит.

Цель  исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.

Объект  исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Задачи  исследования:

    1. Проанализировать научную психолого-педагогическую и          методическую литературу по проблеме формирования творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
    2. Выявить критерии и показатели проявления творчества у детей пятого года жизни и на их основе подобрать диагностические задания.
    3. Провести диагностическое обследование детей пятого года жизни и выявить уровни проявления детского творчества.
    4. Проанализировать результаты проведённой опытно – экспериментальной работы.

Методы  исследования:

    1. анализ научной литературы;
    2. игровые задания;
    3. изучение нормативной документации детского сада.

1.1 Исследования научных  трудов отечественных  и зарубежных педагогов  и психологов по  проблеме формирования  творчества у детей  пятого года жизни.

Проблема развития детского творчества в настоящее  время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии  формирования индивидуального своеобразия  личности уже на первых этапах ее становления. В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское воображение и мышление, детская деятельность, детская одаренность и др. 

В психологической  литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень. С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы. 

Делается также  попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности, персептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания); интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.); характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность). 

Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все это пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Однако при этом важно учесть две позиции. 

Во-первых, креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных  деятельностей ребенка, его опыта, его личности.

Во-вторых, очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый  нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру. Не ставя перед собой задачу подробно анализировать теоретическую сторону вопроса, отметим только наиболее в связи с этим важные его аспекты, прежде всего то, что основным в творчестве ребенка является воображение как процесс оперирования образами и их комбинирования. Поэтому в детской психологии мы замечаем использование терминов воображение и творчество зачастую рядоположено. Кроме того, важнейшим для творчества ребенка является интенсивно развивающееся в период дошкольного детства мышление, способность ребенка к выбору неординарных решений. И наконец, третий показатель креативности в детском возрасте, стремления ребенка к открытию нового - эмоционально положительный фон его деятельности. 

Проблема деятельностного  взаимодействия дошкольников также нашла свое отражение в психолого-педагогических работах. В этом отношении наиболее изученной остается сюжетно-ролевая игра. Являясь для дошкольников значимой, она достаточно ярко высвечивает многие специфические стороны формирования этого взаимодействия. С точки зрения развития творчества она, без сомнения, представляет ребенку множество возможностей.

Проблема творчества не является новой для педагогической теории и практики. Уже накоплен значительный опыт в формировании творчества у детей разного возраста. В педагогике можно выделить направления в исследовании творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности: музыкальной (Н.А.Ветлугина, Н.А.Метлов, О.П.Радынова и др.), изобразительной (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева и др.), литературной (Н.С.Карпинская, Л.А.Пеньевская, О.С.Ушакова и др.), театральной (Л.С.Фурмина и др.), игровой (Н.Я.Михайленко и др.), двигательной (А.В.Кенеман, Н.В.Полтавцева, Э.Я.Степаненкова и др.).

Бесспорно, что перечисленные направления  в исследовании творчества детей  являются важными и значимыми  для педагогической науки. В них  прослеживается общая идея, что жизнь  ребенка сама по себе не гарантирует  «выращивание» элементов творчества. Для их возникновения и развития требуются специальные и научно обоснованные концепции и социально-педагогические практики, в реализации которых ведущая роль принадлежит педагогу-воспитателю.

В теории и практике разрабатываются концепции  развития творчества детей. Вот некоторые из них:

Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, направленная на эстетическое воспитание и формирование творчества путем организации эстетической деятельности детей 2-7 лет средствами разных видов искусства и их интеграции (Т.С.Комарова).

Концепция формирования творческой активности детей, направленная на развитие воображения, отдельных качеств личности: быстроты, гибкости, оригинальности, точности (Л.Н.Прохорова). В основе концепции лежит девятиэкранная схема системного мышления Г.С.Альтшуллера.

Концепция моделирующей деятельности и продуктивного  воображения, направленная на становление  познавательных и художественных способностей, а также специфических видов  деятельности детей (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.).

Концепция «продвижения», направленная на максимальную реализацию возможностей ребенка в  деятельности, на формирование творческих способностей, соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества (С.Л.Новоселова, Л.Ф.Обухова, Л.А.Парамонова и др.), за счет обогащения — амплификации (А.В.Запорожец).

Концепция «Я — мир», направленная на приобщение ребенка к ценностям культуры, понимание смысла человеческой жизни, осознание себя в этом мире и формирование социально-эстетической творческой активности средствами синтеза искусств (Р.М.Чумичева и др.).

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А.Венгер, В.И.Логинова, Л.А.Мишарина, С.Ф.Сударчикова, М.В.Крулехт и др.) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей и системности познания мира, учеными не изучались отношения ребенка к творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении предметного мира и проявлять творчество, не раскрывались связи «человек - предмет», «ребенок - предмет». Их взаимосвязь впервые рассмотрена в кандидатской диссертации О.В.Дыбиной (1992).

В ряде работ (А.И.Савенков, Д.Шмуклер, S.W.Russ и  др.) предложены подходы к построению модели формирования творчества детей. Интерес представляет модель «творческого потенциала личности: развития и обучения» (А.И.Савенков, 1999), построенная на основе спирально-концентрического принципа. Автор выделил круг умственных действий, которые обеспечивают эффект детского творчества. В исследовании С.В.Русс (S.W.Russ, 1996) описывается модель развития у детей способности к творчеству, в основе которой лежат эмоциональные, познавательные и индивидуальные (задатки, темперамент и др.) процессы. Вместе с тем в авторских моделях нет направленности на развитие творчества средствами предметного мира.

Понимание значимости предметного мира, успешное его использование в формировании творчества у детей дошкольного  возраста во многом зависят от уровня профессиональной подготовки педагогов. Только педагог, ориентированный в вопросах вещного мира и его многофункциональности, может знакомить детей с предметным миром и на этой основе формировать творчество.

Одним из основных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Ключевой момент развития творчества ребенка дошкольника — формирование особой структуры его опыта — эвристической структуры (Н. Н. Поддьяков). Эвристическая структура состоит из стабильных, устойчивых психических образований (консервативный компонент) и подвижных психических образований (развивающийся компонент). Входя в противоречие с консервативным компонентом подвижные психические образования (развивающийся компонент) стимулируют его развитие. Этот процесс сопровождает повышение интеллектуальной и эмоциональной активности дошкольников. У них возникают неожиданные вопросы, догадки, предположения. Это уже начало творчества. Соотношение консервативного и развивающегося компонентов может быть различным. При преобладании развивающегося компонента вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. И наоборот, доминирование консервативного компонента тормозит развитие эвристической структуры опыта ребенка.

 
Практика показывает, что не испытывают трудностей в учебе те дети, которые уже до школы обладали высоким уровнем общего развития. Установлено, что чем моложе дети, тем ближе они по развитию, тем меньше отличаются они друг от друга. Выделяются несколько условий успешного развития творческих способностей дошкольников (Б. П. Никитин).
 

Информация о работе Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром