Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40

Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Копия ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА (ДОРАБОТАННАЯ).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Маша Г., Вика К. и Софья Н. легче справляются  со всеми заданиями, но с ними также  необходимо продолжать заниматься и уделить особое внимание составлению полного, развёрнутого рассказа. Продолжать вызывать интерес к познанию новых предметов и их свойств, их назначений и составу. Развивать творческие способности и интерес к дидактическим играм.

Глеб Д. быстрее  и лучше всех справляется с  заданиями и правильно составляет описательный рассказ о предмете. С ним так же необходимо продолжать заниматься и поддерживать его интересы в познании предметного мира и  развитии творческих способностей.

Все эти рекомендации необходимо выполнять учитывая настроение и интерес детей, делать это так, чтоб им было интересно познавать всё новое. Лучше всего это будет закрепляться на практике в игре в непринуждённой обстановке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

Процесс формирования творчества представляет собой педагогическую систему, которая успешно может функционировать  и развиваться при определённых условиях.

Эффективность процесса формирования творчества у  детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром, как  показало экспериментальное исследование, определяет выбор педагогической технологии, которая включает в себя: детальное и чёткое описание целей; поэтапная проектируемость достижения целей; управляемость учебного процесса; корректируемость; гарантированная результативность; воспроизводимость; визуализация.

Игровая технология  в данной работе представлена как  способ проектирования педагогического  процесса по формированию творчества у детей пятого года жизни с  помощью системы дидактических  игр:

  • Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;
  • Игры, направленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующие овладению способами творчества;
  • Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Каждая группа дидактических игр имеет внутреннее деление по использованию тех или иных игровых действий с предметным миром.

Разработанная Дыбиной О.В. система дидактических игр имеет педагогическую ценность. Она направлена на формирование творчества как  интегрального качества личности.

Характер и  содержание творческих проявлений необходимо рассматривать через обогащение и усложнение структурных и содержательных показателей когнитивной,  эмоциональной и поведенческой сфер ребёнка. 
 
 
 

Приложение  №  2.

Дидактические игры для средней  группы.

(4 – 5 лет).

«ПУТАНИЦА»

Дидактическая задача: Закреплять умение группировать материалы на рукотворные и природные.

Игровое действие. Группировка предметов по материалам, раскладывание.

Игровое правило. Действовать на основе символов.

Материал. Большая карта, поделённая пополам, с символами природного («дерево» и рукотворного мира («человек»)). Набор карточек с изображением видов материалов (глина, бумага, дерево и т. д.)

ХОД ИГРЫ:

Взрослый  предлагает каждому ребёнку разложить  карточки с изображением видов материалов на большой карте, ориентируясь по символам «дерево» и «человек».

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!»

Дидактическая задача: Побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, ткань).

Игровое действие: Группировать.

Материал: Картинки с изображением предметов.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый  предлагает детям картинки с изображением предметов, изготовленных из материала, резины, стекла, дерева, ткани. Взрослый обращает внимание детей на то, что у всех ребят одинаковое количество предметных картинок. Поясняет, что победит тот, кто по сигналу («положи предметы, сделанные из металла» или «положи предметы, сделанные из резины» и т. д.) быстрее и безошибочно положит картинку.

«НАЙДИ  ПРЕДМЕТЫ»

Дидактическая задача: Побуждать детей к группировке предметов по какому – то признаку (величина, материал и т. д.).

Игровое действие: Группировать.

Материал: Предметные картинки.

ХОД ИГРЫ:

«Данила – Мастер» приходит в гости  к ребятам и приносит сундучок, в котором лежат различные  предметы. Он обращается к детям, помочь ему найти среди всех предметов, только:

  • Металлические;
  • Съедобные;
  • Тяжёлые;
  • Круглые;
  • Длинные;
  • Маленькие;
  • Резиновые и т. д.

«НЕОБЫЧАЙНЫЕ  ЦВЕТЫ».

Дидактическая задача: Побуждать детей группировать предметы по способу использования. Упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: посуда, одежда, мебель, игрушки, обувь и другие. Развивать желание играть со сверстниками.

Игровое действие: Группировать.

Материал: 1. Предметные картинки, вырезанные в виде лепестков цветка.

            2.»Серединка» цветка с наклеенной  картинкой: шкаф, кастрюля, барабан,  туфля и т. д.

    ХОД ИГРЫ:

1.Взрослый  обращает внимание детей на полянку, где растут необычные цветы. Сердцевиной необычного цветка может быть любой предмет, например, шкаф, тогда лепестки – предметы, в которые можно складывать и т. п.

2.Взрослый  жалуется детям, что подул сильный  ветер и разбросал лепестки  цветов по всей полянке. Предлагает детям помочь соединить лепестки с серединкой этих необычных цветов. Дети группируют лепестки с обозначенными на них предметными картинками по способу использования данного предмета, а затем любуются полянкой, на которой растут необычные цветы.

«ЛОТО»

Дидактическая задача: Уточнять представления детей о труде взрослого, опираясь на орудия труда.

Игровое действие: Группирование.

Материал: 6 больших карт, с изображением представителя профессии. 24 маленькие карточки – орудия труда.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый  обращает внимание детей на большие  карты с изображением человека труда (профессии) и маленькие карточки с изображением человека труда (профессии) и маленькие карточки с изображением орудий труда. Раздаёт детям маленькие  карточки и предлагает по сигналу («начинай») закрыть большие карты предметными картинками с изображением орудий труда нужных для данной профессии. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно закроет свою карту.

«КТО  БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ СВОЮ КОМАНДУ»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о предметах природного и рукотворного мира.

Игровое действие: Разделение.

Материал: Предметные картинки.

ХОД ИГРЫ:

Дети  стоят в кругу, каждый ребёнок  получает предметную картинку с изображением предметов предметного или рукотворного мира. На противоположных сторонах комнаты расположены символы рукотворного (человек) и природного (дерево) мира. По звуковому сигналу взрослого дети должны занять места на одной из сторон соответственно полученным предметным картинкам. Выигрывают те, которые справятся с заданием более чётко и быстро.

«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

Игровое действие: Разделение.

Материал: Муляжи овощей и фруктов, кукольная посуда, мебель, одежда, коробка.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый  обращает внимание детей на посылку  и письмо Незнайки. Незнайка просит детей разделить предметы рукотворного и предметного мира и объяснить  свои действия.

Варианты  усложнения игры:

  1. Увеличить количество предметов;
  2. Вычленять группы предметов: мебель, посуда, одежда, игрушки, фрукты, овощи.
  3. Один ребёнок описывает предмет, остальные дети находят этот предмет среди других.

«НАЙДИ  НАЗВАННЫЙ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая задача: Побуждать детей к нахождению предмета по описанию. Закрепить умение называть предметы обобщённым словом.

Игровое действие: Отгадывание.

Материал: Предметные картинки с изображением одежды, посуды, мебели, игрушек, орудий труда.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть  предметы, назвать материал и объяснить, для чего нужны человеку изображённые предметы. Затем воспитатель предлагает детям отгадать предмет по описанию его признаков.

 Например, этот предмет сделан из металла  и пластмассы, небольшого размера,  серого цвета,  создан человеком,  нужен для того, чтобы резать  картон и бумагу (ножницы). Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.

«ЧТО  ЛИШНЕЕ»

Дидактическая задача: Побуждать детей к пониманию назначения и функции предметов необходимых для жизни человека. Учить вычленять их общие признаки.

Игровое действие: Группирование.

Материал: Предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек.

ХОД ИГРЫ:

На столе  перед игроками разложены предметные картики. Например: шкаф – кровать  – кукла – кресло;

Майка – чашка – шорты – носки;

Ложка – вилка – юбка – нож;

Белка – кошка – лиса – ёж;

Груша – капуста – лук – огурец.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, назвать изображённые предметы, рассказать о том, что между ними общего, и есть ли среди них предмет, не подходящий к этой группе. Задание считается выполненным, если дети определили назначение предметов и отобрали все лишние предметы.

«УГАДАЙ ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО»

Дидактическая задача: Упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Игровое действие: Группирование.

Материал: Предметные картинки, кусочки разных видов материалов, обручи.

ХОД ИГРЫ:

Игроки  делятся на группы. Число групп  зависит от количества представленных кусочков разных видов материала (символ материала расположен в обруче). Каждая группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям рассмотреть  изображённые на картинках предметы, выяснить из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

«ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТ»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о многообразии рукотворного мира, видах материалов.

Игровое действие: Отгадывание.

Игровое правило: Действовать по очереди.

ХОД ИГРЫ:

Группа  детей делиться на две команды. Взрослый задаёт вопрос: «Из чего изготавливают?». Команды по очереди предлагают варианты ответов. Выигрывает та команда, ответ которой будет последним. Например, «Из чего изготавливают вазу?», «Из чего люди изготавливают кровать?» и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром