Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40

Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Копия ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА (ДОРАБОТАННАЯ).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

 Первое условие - раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с "раннего хождения" или ползания, т. е. с очень раннего физического развития. И позже - раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами также стимулируют развитие самых разных способностей. 

 Второе важное условие эффективного развития способностей состоит в том, чтобы ребенка заранее окружить такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность.

Обстановка, опережающая развитие детей предполагает: различные книги, спортивные снаряды, мастерские с материалами и инструментами, строительные материалы (кубики, кирпичики), измерительные приборы, развивающие игры и т. д.  

Третье условие успешного развития творческих способностей детей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Максимальное проявление сил осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. В этом возрасте малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения. Интенсивная умственная деятельность позволяет ребенку превратиться в почемучку. 

 Четвертое условие предполагает свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы и т. д. Эмоциональный подъем, интерес спасет ребенка от переутомления и перенапряжения. 

Пятое условие успешного развития творческих способностей - умная, доброжелательная помощь взрослого. Не следует, однако, превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Попустительство и подсказка только вредит ребенку.

 
Корни детского творчества — в игре. Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка (Б. П. Никитин). Такие особенности сюжетно-ролевой игры как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей и т. д. стимулируют развитие детского творчества. Творческие возможности игр - обнаруживаются и в овладении детьми способами сюжетосложения (Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротова).

К пятому году жизни детей роль становится центром их игры и возникают предпосылки для формирования таких форм ролевого поведения, которые бы позволяли ребенку использовать роль как средство совместного развертывания сюжета игры. Для того чтобы ребенок использовал роль как средство развертывания сюжета совместной игры ему необходимо научиться сменять роли в ходе игры и изменять ролевые позиции в зависимости от смены роли партнером. Это способствует творческому воссозданию ребенком ситуаций, участником которых он хотел бы стать. В среднем дошкольном возрасте в процессе формирования игры выделяется этап сюжетосложения, где у детей воспитываются умения выделять целостные сюжетные события, обозначать их для партнеров по игре и комбинировать в различные смысловые последовательности, что позволяет ребенку строить общий с партнером сюжет игры.

 
Основная задача умственного воспитания дошкольников — это развитие у них творческих познавательных способностей, которые являются предпосылкой становления творческого мышления. Е. В. Бодрова и Е. Г. Юдина подчеркивают необходимость преодоления в отношении детей со стороны взрослых "над-позиции", которая выражается в восприятии ребенка как "материала". В процессе воздействия на "объект" прикладываются определенные усилия для достижения конечного результата. Если воспитание и обучение ребенка пошло по этому пути, то творческая самостоятельность становится иллюзией. Над-позиция взрослых чаще всего выражается в грубой и явной форме.
 

Развитие творческой личности будет обеспечено в том случае, если взрослый займет по отношению к ребенку равноправную позицию. Для успешного развития творческого мышления в совместной деятельности предпочтительно действие взрослого со своей позиции, но с учетом позиции ребенка.

 
Определено влияние художественных текстов на творческие проявления детей (Т. И. Алиева). Обучение детей среднего дошкольного возраста рассказыванию, способствует воспитанию у них к пяти годам простейших образных обобщений. Образные обобщения возникают в процессе активного творческого восприятия детьми литературных произведений, включения литературных художественных образов в контекст собственного творчества.
 

Рассказывание играет значительную роль в развитии творческого воображения дошкольников (Л. Ворошкина). Творческое рассказывание предполагает упражнение старших дошкольников в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения. В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра. Развитию творчества способствуют также решение задач на смекалку, головоломки, загадки, задачи-шутки. При этом дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество.

 
Различные виды (из бумаги, строительного и 
природного материалов, деталей конструктора) и формы (по образцу, замыслу, теме и условиям) конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Самостоятельная конструктивная деятельность может протекать как творческий процесс, если ребенок будет иметь обобщенные представления о конструируемых объектах и некоторые технические умения (анализировать структуру объектов, ставить цель и искать способы ее достижения, планировать свою деятельность и т. д.).

 
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) создает благоприятные условия для развития у детей восприятия цвета, чувства цвета, которые являются важными средствами выразительности в детском творчестве (декоративное рисование, художественное конструирование и т. д.), где необходима подборка цветов и их сочетаний, использование цвета как средства выразительности. В процессе лепки и рисования дети овладевают ритмом, у них развиваются эстетическое восприятие и воображение, эстетические представления и т. д. Важно, что художественно-творческая деятельность направлена на выражение своего отношения к изображаемому (Т. С. Комарова).

 
Музыка также является благоприятным для развития детского творчества видом искусства. Высказывается предположение, что одним из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности дошкольников является музыкально-двигательное творчество (Е. В. Горшкова). В образно-сюжетном танце проявляется детское сотворчество, направляется фантазия ребенка, определяется поиск образно-выразительных движений. Обучение детей танцам - одно из средств воспитания у них музыкально-двигательного творчества.

 
В современной литературе анализ творчества дошкольников осуществляется в основном по трем направлениям (Н. Н. Поддьяков).
 

Первое направление предполагает изучение механизмов творческой переработки ребенком вновь приобретаемого опыта, а также количественные и качественные особенности преобразующей, комбинирующей деятельности детей в этом процессе. Особое место занимает определение роли фантазии в развитии творчества дошкольников.  

Второе направление — изучение структуры поисковой деятельности, становления и смены ее основных форм, условий усложнения и развития этой деятельности и т. д. Одной из важных форм поисковой деятельности является детское экспериментирование. 

Третье направление ориентируется на исследование проблем взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Эмоции составляют основу формирования потребностей ребенка как в самом процессе творчества, так и в его конечном продукте. Эмоциональная насыщенность детского творчества в конечном счете способствует становлению эвристической структуры личности. 
 
 

1.2. Игра как ведущий  вид психологической  деятельности детей  дошкольного возраста. 

Игра является важным фактором в жизни ребёнка. Через игру взрослое сообщество задаёт подрастающему поколению определённую совокупность знаний, умений и навыков, активно используя при этом формирующую направленность игры.

Какую бы социально  – профессиональную стезю ребёнок  ни избрал в своей будущей жизни, ему, прежде всего, необходимо освоить  систему общечеловеческих, родовых, исторически непреходящих ценностей. Игра является важнейшим инструментом для овладения общими способами действий с вещами, для построения чувственной картины мира, а также для создания универсальных форм мышления и нравственного отношения к себе подобному.

Игра – исторически  развивающееся образование. Игра не является раз и навсегда данным. В результате психологических исследований выявлены две взаимосвязанные линии, по которым может осуществляться саморазвитие игры: 1. видоизменение и ампликация тех развивающих функций игры, которые были изначально «заложены» в неё взрослым сообществом;

           2. оформление новых развивающих  функций игры, проектирование которых  не входило в сферу сознательных  намерений взрослых. 

Следовательно, детская игра – не просто переосмысление уже осмысленного (взрослыми), а способ определения ребёнком своего самобытного места в мире людей. В игре этот мир предстаёт перед ребёнком, по словам В.С. Библера, как «мир впервые».

Бесценен вклад  в науку учёных, детских педагогов  и психологов, доказавших, что игра столь полезное занятие – одно в ряду многих тоже полезных занятий, вроде физзарядки, составления гербария местной флоры или путешествий по местам российской исторической славы.

Осмысление игры восходит к Сократу, Платону и  софистам («познавательные игры»). Игра была предметом интереса И. Канта, Ф. Шиллера, Й. Хейзинги, Х. – Г. Гадамера, М. Бахтина. Л. Витгенштейн через призму игры рассматривал современную манеру философствования.

По решительному заявлению нидерландского историка и философа – идеалиста Йохана Хейзинги (1872 – 1945), определившего игру как высшее проявление человеческой сущности, человеческая цивилизация не добавила никакого сколько – нибудь существенного признака в понятие игры вообще. К примеру, животные отнюдь не томились в ожидании человека, чтобы он научил их играть. Й. Хейзинга замечает: «Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты уже воплощены в играх животных. Достаточно понаблюдать хотя бы игру щенят. Они приглашают друг друга неким подобием церемониальных поз и жестов. Они соблюдают правило, что нельзя, например, партнёру в игре покусывать ухо. Они притворяются ужасно злыми. И, что особенно важно, они совершенно очевидно испытывают при этом огромное удовольствие и радость. Существует много более высоких, много более развитых форм игры и животных: настоящие состязания и увлекательные представления для зрителей». 

К первому и  основному признаку игры Й. Хейзинга относит свободу: игра – прежде всего  свободное действие. Далее, игра не есть «обыденная» или «настоящая»  жизнь. Выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с её собственным устремлением – вот второй признак игры. Третьим отличительным признаком игры является её замкнутость , ограниченность. Она «разыгрывается» в определённых границах времени и места. К положительному свойству игры также относится её способность устанавливать порядок, она сама есть порядок. Кроме того, в каждой игре свои правила. Правила игры бесспорны и обязательны. Поль Валерии, например, высказывал весьма дальновидную мысль о том, что по отношению к правилам игры всякий скептицизм неуместен. В самом деле, стоит отойти от правил, и мир игры тотчас же рушится. 

По самой своей  природе игра вообще парадоксальна: она сочетает свободу, творчество, непринуждённость с жёстким требованием выполнять  совершенно определённые правила. Именно подчинение правилам, как ни странно, доставляет ребёнку главное наслаждение в игре. 

Немецкий учёный К. Бюллер просто определил игру как  деятельность, сопровождаемую удовольствием  и совершаемую ради него. Игра, по его мнению, как и сны, и грёзы есть особая форма удовлетворения глубинных влечений, которые невозможно удовлетворить иначе в реальной жизни ребёнка. 

ИГРА – это  присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих  возможностей. Игра удовлетворяет многие потребности ребёнка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить своё любопытство, исследовать окружающий мир. Фундаментальный труд американского психолога Грейса Крайга «Психология развития» содержит немало страниц, посвящённых играм детей. Игру, подчёркивает Г. Крайг, назавают «работой детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии маленького ребёнка. «Она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребёнок мог отточить и расширить только что приобретённые им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности. В силу самой своей природы она не направлена на достижение какой-то объективной цели» ( Крайг Г. «Психология развития»/Пер. с англ.: Мальгина Н. и др.,С.-П. 2000г.). 

Игры меняются по мере того как растут дети. Все  виды игр имеют особенности и  назначение. Однако между ними нет  чётко обозначенных границ – в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга. 

Информация о работе Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром