Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40

Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Копия ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА (ДОРАБОТАННАЯ).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

В отечественной  педагогике система дидактических  игр была создана в 1960-е годы в связи с разработанной теорией сенсорного воспитания (Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.). Большой вклад в теорию и практику дидактических игр внесла А.К. Бондаренко, которая обосновала их (как форму обучения, как самостоятельную деятельность, как средство всестороннего воспитания ребёнка), исследовала стадии развития дидактической игры, а также определила этапы руководства дидактическими играми.

Современные психологические и педагогические исследования (З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко,Е.О. Смирнова и др.) рассматривают дидактическую игру как развивающую деятельность. Под влиянием новых условий жизни, в результате научных исследований и воспитательного воздействия практики меняются обучающие задачи, содержание и игровые действия. Прослеживаются основные тенденции в изменении дидактических игр: усиление образности; интеллектуализация, изменение и усиление познавательного содержания; с одной стороны соблюдение правил игры, а с другой – отсутствие жёстко фиксированных правил, что позволяет ребёнку выбрать способ решения задачи.

В теории и практике дошкольного образования  дидактические игры различаются  по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям  и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других – иные.

Чаще  всего игры соответствуют содержанию обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром (природой, предметным миром и т.д.), по математическому, речевому развитию, по развитию детского интеллекта и т. д.

Широкое использование дидактических игр  в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры (замысел, правила, обучающая задача, игровые действия) предполагают активное  отношение ребёнка к сообщаемым и усваиваемым представлениям. Правила – организующий элемент игры, а игровые действия стимулируют детскую активность; благодаря действиям «дидактическая задача облекается в игровую форму; внимание ребёнка направлено на развёртывание игрового действия, и уже в процессе действия игры он выполняет обучающую задачу» (Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду, 1982г.) Сорокина А.И. пишет, что своеобразие дидактической игры как средства воспитания и обучения отличает её от других средств тем, что она даёт возможность обучать в доступной и привлекательной для дошкольников форме деятельности.

Представления у детей о предметном мире, как  основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании  системы дидактических игр (игровой  технологии) разработанных Дыбиной Ольгой Витальевной. Она строится с учётом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий, организации жизни дошкольников и руководства педагогом.

Дидактические игры обеспечивают процесс познания ребёнком своих творческих возможностей через ситуации, связанные с выполнением творческих заданий, создают условия для выполнения различных по статусу ролей («ученика», «знатока», «незнайки», «друга» и т. п.). Дидактические игры разработанные Дыбиной О.В. создают условия для проявления потребности быть самостоятельным, умным, знающим, как взрослый; эмоциональный характер игры позволяет усиливать появившуюся потребность, закреплять и повышать степень её выраженности. Кроме того, у детей появляется желание «творить».

Информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность дидактических игр в исследованиях Дыбиной О.В. определяется как содержанием, так и другими структурными элементами. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфические способы решения задач. Например, в игре «Петрушка идёт трудиться», для детей пятого года, предлагается такая мотивация: «Приходит письмо от Петрушки, в котором тот рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а ещё помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь, полить цветы, навести порядок в комнате (убрать на место игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Однако Петрушка запутался в предметах – орудиях труда и просит ребят помочь».

Таким образом, мотивация определяет «программу» игровых действий. Эмоциональная насыщенность игровых действий в дидактических играх, разработанных  Дыбиной О.В. для ознакомления с предметным миром, очевидна. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием соединяют точки, выбирают предмет, доделывают и ремонтируют его, устанавливают на место недостающие части, собирают разрезные картинки, подпрыгивают, приседают, загадывают, отгадывают и т. д.

Особая  роль отводиться играм, стимулирующим  творческие проявления. Детям предлагалось видоизменять знакомые игры (придумывать новые игровые действия) и создавать новые варианты. Здесь имеет большое значение взаимоотношение воспитателя и детей. Важно увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, определить его сильные стороны и опираться на них в решении задач, помочь отдельным детям почувствовать уверенность в себе, использовать предвосхищаемую положительную оценку.

В соответствии с разработанной моделью формирования творчества у детей пятого года жизни  в процессе ознакомления с предметным миром Дыбина О.В. условно выделяет три группы дидактических игр:

  • игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;
  • игры, направленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества;
  • игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Каждая  группа дидактических игр имеет  внутреннее деление по использованию тех или иных игровых действий.

Игры  первой группы направлены на рассмотрение предмета с трёх позиций: предмета как такового; предмета как результата деятельности взрослого; предмета как творения человеческой мысли. Их целями являются обогащение опыта детей представлениями и сведениями об окружающих предметах; развитие понимания ретроспективны и перспективы предметного окружения, расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Дидактические игры представлены в определённой последовательности. Усложнение дидактических игр идёт от умения детей определять только способ действия конкретных предметов  к умению называть способ использования  и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и далее к умению устанавливать причинно – следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой (что не дала человеку природа, он создал сам), к ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.

К играм  первой группы относятся следующие  серии игр:                              «Игры – раскладки» -направлены на определение предметов природного и рукотворного мира, например «Определи место для предмета».              «Игры – определения» обогащаются играми, целью которых является определение назначения, строения, материала предметов рукотворного мира. Для детей среднего дошкольного возраста разработаны следующие игры: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идёт трудиться», «Петрушка идёт рисовать», «Петрушка в спортивной форме», «Подбери материал для названного предмета». «Игры – загадки, отгадки» учат детей умению выделять главные признаки предметов, которые характеризуют его как результат труда человека: форму, строение, материал, функцию, назначение. Решение задач предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме, а в виде осязаемых вещей: «Угадай какой предмет загадан», «Что из какого предмета?», «Отгадай инструмент» и т.д. «Игры – турне», «Игры – путешествия» позволяют раскрыть перед детьми среднего дошкольного возраста удивительный, многообразный предметный мир, мир продуктов творческой мысли человека, вызвать восхищение людьми труда. Дети начинают понимать, как постепенно взрослый изменяет вещи, делает их более удобными и полезными, как изменяются функции, детали, назначение предметов, какова роль человека: « Определи время предмета», «Послание из прошлого», «Что было – что будет», «На чём мы путешествуем?», «Путешествие с Айболитом», «Чудесные превращения волшебной палочки» и т.д.

Игры  второй группы направлены на развитие у детей способов действий разного характера. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост, творческие проявления.

К играм  второй группы относятся следующие  серии игр:                             «Игры – эксперименты», «Игры – опыты (исследования)» они включают экспериментальные, алгоритмические, моделирующие действия. В этих играх дети исследуют объекты для выяснения их скрытых, существенных связей в системах «человек – предмет», «природа – человек – предмет». Для детей среднего дошкольного возраста серия этих игр имеет следующие цели:

  • побуждать детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями или алгоритмами;
  • развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;
  • устанавливать причинно – следственные связи (между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и способом его употребления и т.д.), применяя системный подход.

Серию «Игры – эксперименты» составляют игры: « Почему птицы могут летать, а человек нет?», «Морской бой», «Теневой театр», «Мы – фокусники», «Как согреть руки?», «Удивительное стекло» и т.д. «Игры – опыты»: «Уличные тени», «Световой луч», «Мир бумаги», «Мир тканей», «Вкусный опыт», «Коробка с секретом» и т.д.

Восприятие  и усвоение представлений о предметном мире, овладение способами действий улучшаются при использовании серии «алгоритмические игры». Разработанные игры направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки предмета как продукта творческой мысли взрослых, понимать причинно – следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.

Игры  третьей группы  направлены на приобщение дошкольников к преобразованию предметов. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему  и как один и тот же предмет видоизменялся, как ещё можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.

Дыбиной Ольгой Витальевной была разработана серия дидактических игр, моделирующих творческий процесс, создающих микроклимат, в котором появляются возможности для развития воображения, мышления (актов творчества), раскрытия творческого потенциала. Чтобы обучить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформировать у них навыки находить как можно больше вариантов и способов использования предметов (многообразие форм использования), расширять понимание многофункциональности. Это серия «Игры – преобразования», к которым относятся игры типа «используй по – другому»: «Магазин», «Назови по – другому», «Сделай по – другому», «Можно – нельзя» и т.  д.

Данные  игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, применяя имеющиёся опыт, используя действия разного характера. При этом игры – преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В ходе игр – преобразований дети учатся решать задачи преобразовательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверстников). В среднем дошкольном возрасте они учатся умению ставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также учатся умению проявлять инициативу и творчество в решении задач.

Разработанная Дыбиной О.В. система дидактических  игр имеет педагогическую ценность и направлена на формирование творчества как интегрального качества личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа по формированию творчества у детей  пятого года жизни  в процессе ознакомления с предметным миром  по средствам дидактических  игр.

2.1. Изучение сформированности  творчества у детей  пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.

Констатирующий  этап опытно – экспериментальной  работы проводился на базе  МДОУ детского сада №15 Узловского района, п.г.т. Дубовка, в группе детей пятого года жизни. В опытно – экспериментальной работе принимали участие 7 детей пятого года жизни из числа, постоянно посещающих детский сад, с нормой развития:

  1. Богдан   4 года  6 месяцев
  2. Маша    4 года   8 месяцев
  3. Артур   4 года   9 месяцев
  4. Глеб      4 года   5 месяцев
  5. Вика       4 года   4 месяца
  6. Софья     4 года   6 месяцев
  7. Кирилл   4 года   8 месяцев

Цель констатирующего  этапа опытно – экспериментальной  работы – определить уровень сформированности творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.    Задачи:

  • Отобрать критерии и показатели, позволяющие рассматривать и определять уровень проявления творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.
  • Выявить актуальный уровень проявления творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.
  • Проанализировать результаты проведённой опытно – экспериментальной работы.

Информация о работе Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром