Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40

Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Копия ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА (ДОРАБОТАННАЯ).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Творчество ребёнка, по определению О.В. Дыбиной, – это интегральное качество, характеризующееся уровнем знаний и представлений, способами действий, уровнем восприятия, воображения, стремления к преобразованию, активностью, самостоятельностью.

На основе данных исследований О.В. Дыбиной  выделены  критерии и показатели, характеризующие формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр.

Критерии  и показатели Уровни
высокий средний низкий
1.Интеллектуальный  компонент: определяет уровень знаний и представлений об окружающей действительности и уровень развития способов действий по освоению опыта творчества.

2.Эмоционально  –чувственный компонент:  включает эмоции и чувства, отражает отношение к созданию и преобразованию воображаемых образов.

3.Мотивационно  – потребностный  компонент: представляет систему потребностей в преобразовательной деятельности и её мотивов.

4.Поведенческий  компонент: выражает степень сформи-ности и устойчивости умений и навыков по преобразованию действительности (предметного мира).

Ребёнок владеет  видовыми и простейшими родовыми понятиями, имеющими 1-2 существенных признака, легко справляется с заданиями  на группировку данных понятий; самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях (бережное отношение к предметам характеризует поведение ребёнка). Ребёнок правильно  называет предметы близких видов, устанавливает  связи между назначением и  строением предметов; группируя  предметы, затрудняется в обосновании  существенных признаков; описательный рассказ составляет с помощью взрослого; в собственной деятельности предметы использует по назначению. Ребёнок часто  ошибается в назывании предметов  близких видов; затрудняется в ответах  на вопрос, из чего сделан предмет; не вычленяет существенные особенности; задание на группировку предметов по родовым признакам не принимает.

Изучение проявления творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр проведено на основе рекомендаций, разработанных О.В. Дыбиной и включает следующие диагностические методы:

  1. Метод комментирования картинок.
  2. Метод завершения рассказа.
  3. Диагностическое задание «Помощники».
  4. Игровые задания.
  5. Изучение нормативной документации детского сада.

Диагностика проявления творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром по средствам дидактических игр осуществлялась по следующим параметрам:

  1. Выделение существенных и несущественных признаков предметов.
  2. Группирование предметов по общим признакам.
  3. Обобщение понятий и классификация предметов по общим признакам.
  4. Эмоциональные реакции.
  5. Интонационная окрашенность речи.

Диагностическая работа проводилась с учётом состояния  ребёнка: его хорошего настроения, спокойного эмоционального состояния и физического самочувствия. У ребёнка не складывалось впечатление, что его проверяют.

По параметрам выделяются уровни проявления творчества в процессе ознакомления с предметным миром и критерии оценок:

  1. Уровень знаний о предметах ближнего окружения (дидактические игры, упражнения, вопросы.).

Игровое задание «Найди лишнюю картинку»

Материал: карточки (не менее 5 шт.) с изображением групп из 5-7 предметов, относящихся к игрушкам (одежде, мебели, инструментам, посуде и т. д.). На каждой карточке – одна лишняя картинка, которую надо найти.

Содержание  диагностического задания:

Инструкция  ребёнку:

  • Рассмотри внимательно картинки на карточке.
  • Найди и назови лишнюю.
  • Объясни, почему ты так считаешь? (Например, лишнее яблоко – это фрукт, все остальные предметы здесь – игрушки.)
  • Какие предметы называют игрушками?
  • Какие ещё игрушки ты знаешь?
  • Из чего они могут быть сделаны? И т. п.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ.

1 БАЛЛ  – ребёнок часто ошибается  в названии предметов близких  видов, затрудняется в ответах  на вопрос, из чего сделан предмет.

2 БАЛЛА  – ребёнок правильно называет  предметы близких видов, но  не может объяснить, как это  сделано, или выделяет не существенные  признаки.

3 БАЛЛА  – ребёнок правильно называет  предметы близких видов, различает  их по существенным признакам.

Полученные данные протоколировались. (См. протокол № 1.)

Богдан  Г.: затрудняется найти и назвать лишнюю картинку, не внимательно отвечает на вопросы, с трудом классифицирует предметы, не знает из чего сделаны определённые игрушки. (Данные показатели соответствуют 1 баллу.).

Маша  Г.: с подсказкой находит и называет лишнюю картинку, правильно называет предметы близких видов, но затрудняется в ответах на вопрос из чего сделаны предмет. (Данные показатели соответствуют 1 – 2 баллам).

Артур Д.: сразу находит лишнюю картинку, но часто ошибается в названии предметов близких видов, затрудняется в ответах на вопрос из чего сделан предмет. (Данные показатели соответствуют 1 баллу).

Глеб  Д.: правильно называет все предметы близких видов, сразу находит лишнюю картинку и называет существенные признаки отличия.(Данные показатели соответствуют 3 баллам).

Вика  К.: правильно называет предметы близких видов, но затрудняется с ответом из чего они сделаны, выделяет несущественные признаки предмета. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).

Софья Н.: правильно называет предметы близких видов, классифицирует их, но затрудняется в ответе на вопросы из чего сделаны предметы.(Данные показатели соответствуют 2-3 баллам).

Кирилл  Л.: часто ошибается в названии предметов близких видов, с трудом нашёл лишнюю картинку, не может объяснить из чего сделан предмет, или выделяет несущественные признаки. (Данные показатели соответствуют 1-2 баллам). 

  1. Уровень сформированности познавательных и речевых умений (умение использовать все простейшие способы сенсорного анализа предметов и материалов, умение устанавливать связи между назначением предметов). (Дидактические игры, упражнения, вопросы.)

Игровое задание «Что здесь лишнее?».

Материал: предметные картинки с изображением различной обуви (весенней, летней, зимней) и предметные картинки различных предметов (например, зонтик, мячик и т. д.).

Содержание  диагностического задания:

Я (воспитатель) раскладываю картинки по принципу «Четвёртый лишний» (2-3 различных варианта).

Инструкция  ребёнку:

  1. Найди лишний предмет.
    1. Объясни, почему он лишний.
    2. Из какого материала сделан предмет?
    3. Что можно с ним делать? Расскажи.
  2. Покажи все резиновые предметы.
    1. Покажи тёплые предметы.
    2. И т. п.
    3. Покажи зимнюю (летнюю) обувь.
    4. Пробуй сам разложить предметы так, чтобы один из них был лишним.
    5. Расскажи об этом предмете.

    КРИТЕРИИ  ОЦЕНОК.

    1 БАЛЛ  – ребёнок не вычленяет существенные  особенности, делает ошибки при  группировке предметов, описательный  рассказ составить не может.

    2 БАЛЛА  – ребёнок по указаниям взрослого правильно применяет обследовательские действия для выявления разнообразия качеств и свойств предметов и материалов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных  признаков. Описательный рассказ составляет с помощью воспитателя.

    3 БАЛЛА  – ребёнок способен использовать  обследовательские действия для вычленения качеств и свойств предметов и материалов. Самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях.

    Полученные  данные протоколировались. (См. протокол № 1.)

    Богдан  Г.: сразу находит лишний предмет, но с трудом отвечает на вопрос - почему он лишний и из чего он сделан. Зато сам отвечает что с предметом можно делать и различает зимнюю и летнюю обувь. (Данные показатели соответствуют 1-2 баллам).

    Маша  Г.: по моим указаниям правильно применяет обследовательские действия для выявления разнообразия качеств и свойств предметов и материалов. С интересом рассказывает что можно сделать с предметом, но с трудом может объяснить из чего он сделан. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).

    Артур Д.: с подсказкой находит лишнюю картинку, не выделяет существенные особенности, делает ошибки при группировке предметов, описательный рассказ составить не может. (Данные показатели соответствуют 1 баллу).

    Глеб  Д.: сразу находит лишнюю картинку, с интересом рассказывает о качествах и свойствах предмета. Пробует сам разложить предметы так, чтобы один из них был лишним. С удовольствием составляет описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. (Данные показатели соответствуют 3 баллам).

    Вика  К.: сразу находит лишний предмет, но с трудом объясняет почему он лишний. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью воспитателя. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).

    Софья Н.: сразу находит лишний предмет и объясняет почему он лишний, но с затруднением рассказывает из чего сделан предмет и что с ним можно делать

    Кирилл  Л.: с трудом находит лишнюю картинку и не может объяснить почему она лишняя. Делает ошибки при группировке предметов, но сразу показал зимнюю и летнюю обувь. С трудом составляет описательный рассказ. (Данные показатели соответствуют 1 баллу). 

  1. Уровень сформированности умений пользоваться предметами и материалами  в соответствии с  их назначением  (дидактические игры, упражнения, вопросы).
              1. Наблюдения за детьми в игре, на прогулке, во время дежурства.
              2. Игровое задание «Помоги Гномику».

Материал: сюжетные и предметные картинки с изображением материалов и инструментов.

Содержание  диагностического задания:

Создаётся проблемная ситуация, требующая помощи в выборе материалов и инструментов.

- Гномику  надо заготовить много дров  на зиму. Какие инструменты ему  потребуются и почему? (на картинках  изображены топор, пила ручная, пила электрическая, ножницы,  нож.)

- Какие  правила нужно соблюдать при работе с данными инструментами?

- Чем  опасны инструменты?

- Гномик  хочет сшить новые зимние штанишки. Из чего штанишки сшить? (На 3-4 карточках образцы материалов: бумага, ткань разного цвета и плотности.).

- Какой  материал лучше выбрать и почему? Какие инструменты нужны Гномику? (На предметных картинках нарисованы швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы, ткань.).

Информация о работе Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром