Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром эффективно влияющие на формирование детского творчества.
Объект исследования: умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс ознакомления с предметным миром как средство формирования творчества у детей пятого года жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические исследования. Проблемы формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.
исследование научных трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования творчества у детей 5 года жизни…………………………………………………….10
Игра как ведущий вид психологической деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………18
Роль игры в формировании творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………….25
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и средств формирования представлений о предметном мире у детей 5 года жизни в дидактических играх.
2.1. Диагностика состояния сформированности представлений о предметном мире у детей 5 года жизни…………………………………….32
2.2. педагогические условия формирования творчества у детей 5 года жизни в процессе ознакомления с предметным миром……………………40

Заключение……………………………………………………………………….42
Выводы…………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Копия ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА (ДОРАБОТАННАЯ).doc

— 281.50 Кб (Скачать)

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ.

1 БАЛЛ  – ребёнок не всегда пользуется  предметами и материалами в  соответствии с их назначением  и свойствами; безопасный способ детского поведения в предметном мире требует советов, разъяснений и указаний со стороны взрослого.

2 БАЛЛА  – в свободной деятельности  ребёнок пользуется предметами  и материалами в соответствии  с их назначением и свойствами, успешно осваивает способы разумного  поведения в предметном мире.

3 БАЛЛА  – поведение ребёнка характеризуется  бережным отношением к предметам и материалам; характерен осознанный способ безопасного поведения в быту.

Полученные  данные протоколировались. (См. протокол № 1.).

Богдан  Г.: с ошибками находит нужные инструменты и с помощью воспитателя называет правила использования в работе инструментов. Затрудняется с ответами на вопросы о шитье.(Данные показатели соответствуют 1 баллу).

Маша  Г.: с трудом, но справляется с заданиями при помощи и подсказок воспитателя, правильно называет нужные инструменты для шитья и заготовки дров, успешно осваивает способы разумного поведения в предметном мире. (Данные показатели соответствуют 1-2 баллам).

Артур Д.: не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; приходиться разъяснять о безопасном способе поведения в предметном мире. (Данные показатели соответствуют 1 баллу).

Глеб  Д.: сразу выбрал необходимые инструменты и рассказал как и для чего ими пользоваться, с удовольствием порассуждал о соблюдении правил безопасности с данными инструментами. (Данные показатели соответствуют 3 баллам).

Вика  К.: пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами, успешно осваивает способы разумного поведения в предметном мире. (Данные показатели соответствуют 2 баллам).

Софья Н.: показала необходимые инструменты для заготовки дров и шитья штанишек, но путается в правилах безопасного использования предметов. (Данные показатели соответствуют 2-3 баллам).

Кирилл  Л.: с помощью воспитателя находит нужные инструменты, но затрудняется с объяснениями о назначении и свойствах предмета. Безопасный способ детского поведения в предметном мире требует советов, разъяснений и указаний со стороны взрослого. (Данный показатели соответствуют 1 баллу).

По результатам  проведённой диагностики:

Глеб  Д. имеет высокий уровень компетенции, он владеет видовыми и простейшими понятиями, имеющими 1-2 существенных признака, легко справляется с заданиями на группировку данных понятий; самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях, бережно относиться к предметам.

Маша  Г., Вика К. и Софья  Н. имеют средний уровень компетенции, они правильно называют предметы близких видов, устанавливают связи между назначением и строением предметов; группируют предметы, но затрудняются в обосновании существенных признаков; описательный рассказ составляют с помощью взрослого; в собственной деятельности предметы используют по назначению.

Богдан  Г., Артур Д. и Кирилл Л. имеют низкий уровень компетенции, они часто ошибаются в названии предметов близких видов; затрудняются в ответах на вопрос, из чего сделан предмет; не выделяют существенные особенности; задание на группировку предметов по родовым признакам не понимают.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Педагогические  условия формирования творчества у детей  пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита  Б.Н. Никитина, О.В. Дыбиной и Л.Кэррола можно  выделить следующие основные условия  успешного формирования творчества у детей пятого года жизни: 

Во –  первых,  необходимо создание  обстановки,  опережающей  развитие  детей.  Насколько это  возможно  заранее  окружить  ребенка  такой  средой  и  такой системой  отношений,  которые  стимулировали  бы  его  самую   разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в  нем  именно  то,  что  в соответствующий момент способно наиболее эффективно  развиваться. 

Второе  условие   успешного развития творчества заключается   в   предоставлении   ребенку   большой   свободы    в   выборе

деятельности, в чередовании дел, в продолжительности  занятий  одним  каким- либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда  желание  ребенка,  его  интерес, эмоциональный подъём послужат надежной,  гарантией  того,  что  уже  большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. 

Но предоставление ребенку такой свободы  не  исключает,  а,  наоборот,

предполагает  ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых –  это  и есть  третье условие  успешного  развития  творчества.   Самое главное здесь - не  превращать  свободу  во  вседозволенность,  а  помощь  в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей  способ "помощи" детям, но  она  только  вредит  делу.  Нельзя  делать  что-либо  за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать  за  него,  когда  он  сам может додуматься. 

Давно   известно,   что   для   творчества    необходимо    комфортное

психологическая обстановка и  наличие  свободного  времени,  поэтому  четвёртое условие  успешного развития  творчества  – тёплая  дружелюбная атмосфера в семье и в дошкольном учреждении. Взрослые должны  создать безопасную психологическую базу  для возвращения ребенка из  творческого поиска  и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его   неудачам,  терпеливо   относиться   даже   к странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из  обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания  ребенка с высоким  творческим  потенциалом,  хотя  некоторые  западные  психологи  и сейчас считают, что  творчество  изначально  присуще  ребенку  и,  что  надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но  практика  показывает,  что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу  к созиданию, и надолго сохранить творческую  активность.  Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы  обучения, дошкольники, не теряя своеобразия творчества,  создают  произведения более высокого уровня, чем их необученные  самовыражающиеся  сверстники.  Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные  школы  и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров  о  том,  чему  же  и  как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

Формирование  творчества детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс,  в  ходе которого  решается  ряд  педагогических  задач,   направленных   на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе я, на основе  изучения литературы  по данной теме, попыталась  определить  основные  направления и педагогические задачи по формированию творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром.

На пятом году жизни ребёнка необходимо способствовать накоплению и совершенствованию знаний о предметах (назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). Воспитатель должен учитывать, что на 5-м году жизни у ребенка возрастает интерес к выполнению трудных заданий. Например, педагог раздает воспитанникам мелкие предметы (карандаши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др.) и предлагает не только называть их, но и определить, чем эти объекты похожи друг на друга. Задает наводящие вопросы («Может быть, предметы одинакового цвета? одинаковой формы?). Постепенно подводит к выводу, что все предметы сделаны из дерева, деревянные.

На занятиях следует систематически упражнять детей в различении и назывании цвета, воспитывать умение определять основной цвет предмета и окраску его частей («Медвежонок черный, а грудка у него беленькая»). 
В течение года дети должны  научиться  узнавать предметы глины, дерева, бумаги, ткани, металла,  выделять признаки от 1 до 3-х материалов;  аргументировать свои суждения. Всякий раз ознакомление  с   новым   материалом   надо  организовывать  так, чтобы каждый ребенок мог практическим путем выявить его свойства.

В средней группе у ребенка продолжают формировать представление о пространственных отношениях и соответствующий словарь: слева, справа, между, около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у. Детей учат ориентироваться «от себя» («Впереди меня дверь, сзади окно, справа — шкаф», «Рядом со мной сидит Игорек» и т. п.). В этих целях используются специальные дидактические упражнения: «Расскажи, что слева от тебя, а что справа (спереди, сзади)»; «Кто что заметил слева?»; «Где сейчас Незнайка и Петрушка?» (Незнайка впереди, около двери, а Петрушка сбоку, около окна); «Матрешки гуляют» (большая матрешка впереди, маленькая — за ней, а самая маленькая — рядом с большой и т. п.); «Кто, где спрятался?» и др. 

Благодаря этим педагогическим условиям и рекомендациям  успешнее формируется творчество у детей пятого года жизни  в процессе ознакомления с предметным миром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

В  результате проведённой опытно – экспериментальной  работы по формированию творчества у  детей средней группы в процессе ознакомления с предметным миром  по средствам дидактических игр  можно сделать следующие заключения:

1.Необходимо  продолжать использовать новые  информационные технологии; проводить специальные занятия, для которых необходимо правильно подбирать наглядный материал. Знакомить с различными материалами, чтобы ребенок  имел возможность выделить их свойства. Не ограничиваясь при этом только демонстрацией свойств и качеств материала, а предоставлять каждому ребёнку свой материал.

2.Продолжать обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов; учить группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. Это такие обобщающие понятия, как «посуда», «транспорт», классификации посуды — кухонная, столовая, чайная. Тем самым у детей будет воспитываться умение, объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом использовать соответствующие обобщающие слова. Главное не в том, чтобы ребенок запомнил предметы, попадающие под то или иное обобщающее понятие, а в том, чтобы он научился выделять общие для отдельных предметов признаки.

3.Для знакомства с предметами  можно использовать загадки. К сожалению, дети, как правило, не умеют их отгадывать. Поэтому в средней группе желательно проводить занятия по выработке умения отгадывать загадки. На этом занятии воспитатель должен учить детей выделять те признаки предмета, которые описаны в загадке.

4.Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях очень удобно использовать дидактические игры.

5.При  знакомстве детей с предметным миром, воспитатель должен объяснить им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Он придумывает предметы, которые ему необходимы, затрачивает на их изготовление много труда, и поэтому ко всему нужно относиться бережно. Необходимо учить этому детей, например: напоминать, что накрывая на стол, нужно аккуратно обращаться с посудой, потому что она может разбиться; рассматривая книгу, аккуратно переворачивать страницы, так как бумага — материал непрочный и книга может порваться и т.д.

По результатам, проведённой мною диагностики, видно, что  необходимо продолжать формировать  творчество у детей в процессе ознакомления с предметным миром  и особо уделить внимание  Богдану Г., Артуру Д., Кириллу Л. С ними необходимо чаще заниматься:  учить выделять  свойства предметов, их признаки; показывать, как группировать и классифицировать предметы по признакам; знакомить с обобщающими признаками предметов используя при этом сам материал и  дидактические игры, разработанные О.В.Дыбиной, такие как: «Будь внимателен»,  «Найди предметы», «Не ошибись»,  «Назови предмет», «Что лишнее»,  «Угадай, что из чего сделано»,  «Мастерская по ремонту»,  «Найди пару»,  «Отгадай материал»,  «Что из чего изготавливают…?»  и  др. (См.  приложение №…). Учить составлять полный развёрнутый рассказ о предмете, вызывая при этом интерес к занятию.

Информация о работе Формирование творчества у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с предметным миром