Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Основную цель курсовой работы обозначим как определение видов взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель может быть реализована посредством решения пошаговых задач:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы исследования аспекта взаимоотношений в старшей дошкольной группе; 2) выявить уровень представлений о нормах взаимоотношений; 3) определить виды взаимоотношений старших дошкольников; 4) составить коррекционную программу действий; 5) проанализировать результаты коррекционной деятельности; 6) разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в игровой деятельности дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…
1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….
1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе…………………………………………………………………….
1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе……………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…
2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности……………………..
2. 2 Результаты исследования игровой деятельности…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………....
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курс Взаимоотношения детей дошкольн возраста в игре.rtf

— 2.17 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..

2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…

1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….

5

 

5

1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе…………………………………………………………………….

 

8

1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе……………………………………………

 

12

ВЫВОДЫ ПО  ГЛАВЕ 1…………………………………………………

14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…

2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности……………………..

 

15

 

15

2. 2 Результаты исследования игровой деятельности…………

20

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………….

28

Заключение………………………………………………………………..

30

Список использованных источников…………………………………....

32

Приложение…………………………………………………………………

34


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Старший дошкольный возраст рассматривается в психологии и педагогике как период смены основной деятельности человека: игра начинает заменяться учёбой. Смена деятельности требует психической и физиологической подготовленности ребёнка, это обеспечит его успешность в школьной сфере и станет основой дальнейшего развития.

В старшем дошкольном возрасте деятельность ребёнка усложняется, так как в этот период начинается активная социализация личности, её включение в жизнь социума. Именно в дошкольном возрасте может быть создана база норм, на которую человек будет опираться в последующей жизни.

Человек, как существо социальное находится в постоянном взаимодействии  с другими людьми. Ему необходимы самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные, но любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные существующими нормами морали. Это объясняет актуальность методических разработок по развитию у дошкольника этикетных понятий, выработке принципов нравственности. 

Этикет выражает содержание принципов нравственности, является важной частью общечеловеческой культуры, нравственности, морали.

Воспитание культуры поведения означает научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности.

Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.

Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Целеустремленная, систематическая работа из воспитания навыков и привычек культурного поведения начинается в старшем дошкольном возрасте. В этот период  закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах.

Проблема воспитания культуры взаимоотношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, A. M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и других.

Поступательное движение к идеалу человека этичного связано с гуманизацией жизни общества. На сегодняшний день гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевое понятие современного педагогического процесса.  Основной целью воспитательно-образовательного процесса становится развитие личности. Приоритеты современности переместились с получения знаний на всестороннее развитие ребёнка. Гуманизация дошкольного образования спровоцировала развитие ряда программ для использования в дошкольных учреждениях.

Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов Республики Беларусь пользуется базисной типовой программой детского сада, в нашей республике большая часть дошкольных учреждений использует программу дошкольного образования «Пралеска». Среди задач образовательного стандарта выделяют развитие  и формирование фундаментальных  качеств и свойств личности, нравственных и духовных ценностей ребенка, необходимых для адекватных действий в познаваемом мире. К фундаментальным качествам личности относят умение сопереживать, готовность заботиться и поддерживать, любить, что является основой многих положительных привычек.

Объектом дипломной работы являются представления дошкольников об элементарных нормах взаимоотношения. Предметом работы - процесс реализации данных представлений в игровой деятельности.

Основную цель курсовой работы обозначим как определение видов взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель может быть реализована посредством решения пошаговых задач:

1) рассмотреть психолого-педагогические основы исследования аспекта взаимоотношений в старшей дошкольной группе;

2) выявить уровень представлений о нормах взаимоотношений;

3) определить виды  взаимоотношений старших дошкольников;

4) составить коррекционную программу действий;

5) проанализировать результаты коррекционной деятельности;

6) разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в игровой деятельности дошкольников.

На этапе подготовки к констатирующему эксперименту нами применялись следующие методы: анализ методической литературы, сравнительно-сопоставительный метод. На этапе проведения эксперимента были применены опрос, тест, беседа, статистические методы, метод моделирования.

Методологической базой исследования стали работы Д. Б. Эльконина, Е. О. Смирновой, Т. А. Репиной, В. Н. Мясищева, Е. А. Панько, Е. М. Дубовской, Я. Л. Коломинского.

При разработке методики приобщения к элементарным общепринятым нормам использовались результаты констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлены аспекты в восприятии исследуемого явления, нуждающиеся в  коррекции.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 155», группа № 1 (список детей приведен в приложении 1). Количество выборки составило 20 человек.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста

 

До 5 лет ребенок осознает себя таким, каким является в жизни. Дальнейшее развитие самосознания влечет к тому, что он начинает различать желательные и нежелательные черты образа, примеряя их на себя. Естественно, что подобные особенности развития старших дошкольников достаточно специфичны: ребенок не озвучивает, какими чертами характера хотел бы обладать, а просто хочет быть похожим на конкретного персонажа, который может быть как сказочным героем, так и вполне реальным.

На данном возрастном этапе начинает формироваться будущая познавательная деятельность детей, когда область познания значительно расширяется, переходя от игры к желанию узнать новое. Грамотные воспитатели пользуются этим качеством, пробуждая в детях чувство лидерства, желание показать собственные умения и навыки.  Именно так наилучшим способом усваивается новая информация. Психологические возрастные особенности старших дошкольников касаются и развития коммуникабельности. [2, с. 62].

Спецификой старшего дошкольного возраста является подготовка к изменению социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется систем а взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как «большой» и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей [4, с. 27]:

- негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).

- упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).

- строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

- своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).

- обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она «дура»).

- протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

В старшем дошкольнои возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.

Мнение сверстников начинает играть не меньшую роль, чем авторитет взрослых. Совершенствуется речь, развивается ее образность и эмоциональность. Богаче становится и сам лексический запас. Связность речи проявляется не только в повседневной жизни, но и при декламировании стихов. Ребенок овладевает способностью пересказа [9, с. 98].

В старшем дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие старшего дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т.е. представления об окружающем расширяются и углубляются. 
Мышление старшего дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, хотя начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К данному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения [1, с. 25].

Дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами, правила взаимоотношения с другими детьми.

В старшем дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

Данный возраст характеризуется равномерным физическим развитием: увеличение роста и веса и других параметров идёт довольно равномерно. Костная система дошкольника находится в стадии формирования,  процесс окостенения кисти и пальцев ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга: развивается аналитико-систематические способности; изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения, однако по-прежнему преобладает процесс возбуждения, поэтому дошкольники очень возбудимы и импульсивны [16].

Скорое начало школьного обучения означает смену ведущей деятельности - игры на учёбу, поэтому к изменению готовится весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием дошкольниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой воспитателя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех.

Учебная деятельность в старших дошкольных группах стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Детей данного возраста отличает острота и свежесть восприятия, любознательностью.

Информация о работе Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре