Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Основную цель курсовой работы обозначим как определение видов взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель может быть реализована посредством решения пошаговых задач:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы исследования аспекта взаимоотношений в старшей дошкольной группе; 2) выявить уровень представлений о нормах взаимоотношений; 3) определить виды взаимоотношений старших дошкольников; 4) составить коррекционную программу действий; 5) проанализировать результаты коррекционной деятельности; 6) разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в игровой деятельности дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…
1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….
1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе…………………………………………………………………….
1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе……………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…
2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности……………………..
2. 2 Результаты исследования игровой деятельности…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………....
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курс Взаимоотношения детей дошкольн возраста в игре.rtf

— 2.17 Мб (Скачать)

Методистами отмечается важность раннего включения компонента народной педагогики в сферу воспитательной работы, которую необходимо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по воспитанию младших школьников необходимо учитывать психолого-возрастные возможности и особенности. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечают исследователи, именно в этом возрасте начинается пробуждение живого внимания, интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной культуры.

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

 

1) Старший дошкольный возраст является сенситивным для раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

 

2) Характерной чертой старшего дошкольного возраста является рост потребности в общении.

 

3) Группа детского сада представляет собой целостное образование, единую функциональную систему со своей структурой и микродинамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

 

4) Игра - особый вид деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной, действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий в рамках ее структуры.  

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности

 

Взаимоотношения старших дошкольников в игре психологически детерминированы. В качестве основного детерминанта нами принят темперамент как активно формирующееся в данном возрасте образование.

В течение дошкольного и младшего школьного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение типа темперамента в целом (у детей раннего возраста).

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у детей является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и в особенности активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различным влияниям.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей детского возраста в процессе становления [7].

Каждый ребенок дошкольного возраста и младшего школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следует учитывать, что в зависимости от особенностей темперамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость и т.п.

Дети холерического темперамента активны. Они быстро берутся за дело и доводят его до конца. Они любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Но им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как их природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т.п. Поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, недописывать слова и пр. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояния обиды или гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Путем воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребенка постепенно развивается новый темп деятельности.

Дети-сангвиники отличаются большой живостью. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Однако они могут так же быстро охладеть к начатому делу, как и увлечься им. Сангвиники могут дать искреннее обещание, но не выполнить его. Они принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль. Они могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а слезы у них быстро сменяются улыбкой или смехом. Их эмоциональные переживания, как правило, неглубоки, а его подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностностью. Путем разумного воспитания можно помочь ребенку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, к одноклассникам, научить его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе, в симпатиях.

Дети флегматического темперамента отличаются медленно возникающей слабой возбудимостью. Их чувства имеют слабую внешнюю выразительность. Для них характерно спокойное и ровное поведение. Это смирные дети. Они малообщительны, никого не трогают, не задевают. Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать. Они не склонны к подвижным и шумным играм. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Путем воспитания можно помочь флегматикам преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность.

Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе.

Таким образом, задача воспитателя заключается не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны - ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Наиболее эффективно в этом отношении участие детей в видах деятельности, связанных с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями, например занятия подвижными играми и спортом, интересная самостоятельная работа на уроке, активное участие в различных кружках, соревнованиях и пр.

Воспитание темперамента в значительной степени связано с формированием волевых черт характера ребенка, которые позволяют ему владеть собой. Вообще научить ребенка владеть своим поведением, владеть самим собой, значит помочь ему в становлении личности, в формировании морально-волевых сторон характера. Однако вспомним, что надо строго отличать темперамент от характера: первый является динамической характеристикой поведения, второй - содержательной [4].

Таким образом, чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия этого мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента. Темперамент любого человека - большого и маленького - нельзя «уложить» в рамки одного какого-либо темперамента. В темпераменте каждого ребенка и взрослого есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим чертам, в сочетании нескольких типов темпераментов.

Экспериментальное исследование было организовано на базе детского образовательного учреждения г. Минска № 470 в старшей дошкольной группе № 1 (список дошкольников приведён в приложении 1).

Перед исследованием особенностей общения в экспериментальной группе необходимо определить виды темперамента, представленные в ней. Для решения данной задачи нами использовался метод направленного наблюдения над специально организованной игровой деятельностью дошкольников. При наблюдении учитывались такие показатели, как реактивность, активность, пластичность, ригидность, Интравертность-экстравертность, работоспособность. Используя данные шесть показателей, мы составили таблицу темпераментов экспериментальной группы.

Эмпирической основой наблюдения стала игра «Перенос кубиков» (методика Ю. А. Самарина).

Испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (минимальное количество кубиков - три). Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180°, продолжая держать лопатку в руке, и принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Результаты эксперимента представлены в сводной таблице в приложении 2.

Реактивность дошкольников (непроизвольные реакции на ситуацию) проявлялись в вербальном, мимическом, двигательном виде. Так, Аня А. не решалась подойти к столу с лопаткой и кубиками, так как ей предстояло начать игру первой. Подбадривания воспитателя и постоянная эмоциональная поддержка помогла девочке справиться с волнением, и в результате она стала тщательно выполнять задание.

Активность (сотрудничество с внешним миром) проявлялась в просьбах о помощи, разговорах с одногруппниками о процессе переноса кубиков. Например, Денис Б. после того, как донёс кубики до середины дороги, уронил их и отказывался продолжить испытание, демонстрируя обиду и раздражение. Побудительные просьбы дошкольников стали для него мотивом продолжения действия.

Пластичность (приспосабливаемость) проявлялась в умении перестроиться с учётом изменения условий игры (количества кубиков). При выполнении условий игры дошкольник переносил кубики два раза. Светлана Ж. при переносе пробовала держать лопатку на разной высоте и двигаться на разной скорости, в результате выбрав самый удобный для себя вариант.

Ригидность (косность поведения, неумение приспособиться) показывали в игре дошкольники, которые копировали способ поведения других детей, но если он не приводил к успеху, не могли выработать свою тактику поведения и не доводили выполнение задания до конца.

Интравертность-экстравертность проявлялась в эмоциональном и вербальном реагировании дошкольника в процессе игры. Для интровертных детей характерна самостоятельность и сосредоточенность на игре. Они не обращают внимания на слова одногруппников и воспитателя. Экстравертные дети, наоборот, комментируют свою деятельность, спрашивают совета, ярко проявляют эмоции.

Работоспособность показывает на готовность довести деятельность до успешного финала, несмотря на промежуточные неудачные попытки. Так, Кристина К. попросила третью попытку для реализации успешного завершения.

Согласно полученным результатам в экспериментальной группе типы темпераментов распределились следующим образом:

 

Таблица 1. Распределение типов темпераментов в экспериментальной группе

Холерики

Сангвиники

Флегматики

Меланхолики

Максим Б.

Денис Б.

Зоя Г.

Кристина К.

Светлана Т.

Ариан Б.

Светлана Ж.

Варвара К.

Олег Л.

Алексей Ф.

Марина Ш.

Лена Б.

Денис Н.

Илья Н.

Эрик Я.

Аня А.

Ольга Ж.

Андрей Л.

Ядвига Э.

Степан Ф.


 

Отразим на диаграмме распределение темпераментов в группе.

Диаграмма 1. Распределение типов темпераментов в группе с учётом гендерного фактора


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, наблюдение за проведением игры показало, что в группе представлены все виды темперамента. Наиболее значительные различия отмечаются в преобладании у мальчиков флегматического типа темперамента. Остальные виды темперамента отличаются незначительно.

Приведем описание типичного поведения детей разных темпераментов в процессе экспериментальной игры «Перенос кубиков».

Дошкольники-сангвиники охотно включаются в игру, рвутся выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны и веселы, азартны, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.

Информация о работе Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре