Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Основную цель курсовой работы обозначим как определение видов взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель может быть реализована посредством решения пошаговых задач:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы исследования аспекта взаимоотношений в старшей дошкольной группе; 2) выявить уровень представлений о нормах взаимоотношений; 3) определить виды взаимоотношений старших дошкольников; 4) составить коррекционную программу действий; 5) проанализировать результаты коррекционной деятельности; 6) разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в игровой деятельности дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…
1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….
1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе…………………………………………………………………….
1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе……………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…
2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности……………………..
2. 2 Результаты исследования игровой деятельности…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………....
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курс Взаимоотношения детей дошкольн возраста в игре.rtf

— 2.17 Мб (Скачать)

Холерики более настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе.

Флегматики не сразу включаются в игру. Они спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно.

Дошкольники-меланхолики долго медлят. Им страшно даже прикоснуться к лопатке. Подбадривание воспитателя не снимает волнения. Они предвидят неудачу, еще не включившись в игру. А после первых неудач выходят из игры, не поддаваясь никаким уговорам. У многих вся процедура заканчивается непреодолимым смущением и слезами.

Учитывая данное распределение типов темперамента в экспериментальной группе, нами организовано исследование особенностей общения в ходе совместных игр.

 

 

2. 2 Результаты исследования игровой деятельности

 

Различия темпераментов изучались в процессе написания курсовой работы посредством двух методов:

1) наблюдение;

2) метод «Покорми птичек».

На протяжении 20 дней велось наблюдение в непосредственной обстановке за поведением дошкольников экспериментальной группы. В ходе наблюдения были выявлены следующие особенности проявления темперамента.

Дошкольники холерического темперамента предлагают игру в 65-80% случаев. Отказ от игры со стороны детей холерического темперамента может быть связан с видом игры: как правило, холерики предпочитают подвижные игры, в других видах игр они могут отказаться участвовать. В наблюдаемой группе максимальное количество отказов демонстрирует Кристина К. (55%). Средний процент отказов - 20%. Отказ от игры мотивирован не лидерской позицией дошкольника и незаинтересованностью в игре.

При вовлечении в игру дошкольники-холерики в 70 % случаев играют активно, предлагая новые повороты в сюжете игры, сотрудничая с остальными участниками.

Непринятие правил игры со стороны холериков наблюдается по нескольким причинам: нарушения правил другими участниками в ходе игры, занятое кем-то лидерское место, незаинтересованность и желание выйти из игры. В нашей группе нарушение правил чаще всего допускались Максимом Б. (45 %). Остальные дошкольники (Светлана  Т., Денис Б., Кристина К., Зоя Г.) нарушали правила редко - до 15 % от общего числа наблюдаемых случаев.

Холерики демонстрируют негативное отношение к замечаниям воспитателя в 45 % случаев. Негатив проявляется в мимике, вербальном отклике. После негативного отклика часто следует попытка коррекции. Данный показатель имеет гендерную дифференциацию: девочки стараются корректировать себя сразу, не отражая своих негативных эмоций.

Для холериков игра интересна, если она проводится в группе. Так, в 75 % случаев холерики участвуют именно в коллективных играх, хотя могут и заниматься индивидуально.

Сопровождение игры вербальными пояснениями для холерика обязательно в 65 % случаев, так как это доказывает его лидерство, знание игры. Если попросить дошкольника дать высказаться другим участникам, выслушать их, можно спровоцировать отказ от игры.

Холерики достаточно легко присоединяются к игре, что наблюдалось нами в 65 % случаев. Могут получать удовольствие, просто наблюдая за игрой - 35 %, но чаще активно играя.

Холерики часто стремятся к лидерству, что мешает им наладить сотрудничество с другими участниками игры. Так, Максим Б., стремясь всякий раз занять лидирующую позицию, разрушает игру. Хотя Зоя Г., Кристина К., Денис Б. могут уступить эту позицию другим и играть в сотрудничестве.

Сангвиники предлагают игру в среднем в 65 % случаев. Отказ от игры следует в 35 %. Причиной отказа могут стать незаинтересованность в игре или нарушения правил в ходе игры. Сангвиников отличает высокая активность в игре, которая к концу угасает. Сангвиники экспериментальной группы демонстрировали такую стратегию поведения в 65 % случаев. Дошкольники-сангвиники стремятся к соблюдению правил - 55 % случаев. Замечания воспитателя могут проигнорировать - 35 %, корректируют себя в 45 % случаев.

Сангвиники предпочитают вербальное сопровождение игровой деятельности, причём вербально активны и сами и поощряют к этому участников игры (45 % случаев). Поэтому в группе отмечен высокий процент нацеленности на сотрудничество - 55%. Сангвиники легко присоединяются к игре - 65 % случаев.

Представим средние показатели по наблюдению за дошкольниками флегматичного и меланхоличного темперамента.

Темперамент

Ребенок сам предлагает игру

Отказывается, когда ему предлагают игру

Ребенок активно играет

Ребенок выполняет условия игры с неохотой

Следует правилам игры

Отношение к замечаниям

Игра в группе/ индивидуально

Играет молча/ описывая ход игры

Легко присоединяется к игре

С удовольствием наблюдает за игрой

Стремится к сотрудничеству в игре

Флегматик

10%

45 %

45%

5%

75%

Негатив,

коррект.

Инд.

молча

35%

65%

45%

Меланхолик

25%

65%

55%

15%

75%

Негатив., коррект.

Инд.

молча

15%

75%

65%




 

Полученные данные свидетельствуют, что общение дошкольников разного темперамента в условиях игры имеет общие и специфические особенности.

У детей всех типов темперамента проявляется в поведении положительное и отрицательное доминирование и подчинение, но различается степень их выраженности. Дети-экстраверты (холерики и сангвиники) чаще доминируют в игре. Для них характерно стремление и умение помочь при выполнении совместных игровых действий.

Дети-интроверты (флегматики и меланхолики) преимущественно подчиняются партнерам в сюжетно-ролевой игре, проявляют уступчивость, готовность соглашаться, доверительное отношение к сверстникам, сильное воодушевление, если их успехи замечены и признаны. Однако в целом в общении у детей-интровертов преобладает отрицательное подчинение: они чаще уступают главные роли сверстникам, подчиняются их требованиям в отношении выполнения игровых действий, менее активны и инициативны.

Наблюдения показали, что дети-экстраверты (холерики и сангвиники) более инициативны в начальной, организационной фазе игры, обсуждении выбора темы, распределении ролей и предпочтении собственной роли.

Интроверты чаще «общаются» с игровыми атрибутами, «обращаются» к игрушке, спрашивают других, что делать дальше, планируют свои действия без побуждений со стороны других детей.

Экстравертные типы темперамента ориентированы на подвижные и сюжетно-ролевые игры. Наблюдения показали, что наиболее часто инициаторами дидактических игр становятся дети-интроверты (флегматики, меланхолики). В их общении в такого рода играх преобладает положительное доминирование и подчинение.

Дети-меланхолики наиболее уверенно ведут себя, проявляют инициативу в спокойных дидактических играх со слабо выраженным соревновательным мотивом.

В дидактических играх у экстравертов вместе с положительными формами поведения проявляются и другие: у холериков -- отрицательное доминирование («заставляют» уступить ход, согласиться с их мнением; часто несдержанно проявляют недовольство выигрышем партнера, спорят, «ругают» за нарушение правил игры, обзываются, «нападают», смеются над проигравшими); у сангвиников -- отрицательное подчинение (нередко они безынициативны в случаях неудачи, бросают игру до ее завершения, порой сознательно поддаются партнеру по игре, чтобы избежать конфликтной ситуации).

Дети-экстраверты и интроверты различно проявляют поведенческую активность в подвижных играх, используют вербальные и невербальные средства общения в процессе игры.

Обобщенные данные наблюдений за общением детей разных типов темперамента в процессе подвижных игр позволили определить степень выраженности их общей поведенческой активности в таких играх. Дошкольники-экстраверты (холерики и сангвиники) в силу особенностей своего темперамента (высокой эмоциональной возбудимости, реактивности) более активны в подвижной игре, чем дети-интроверты (флегматики и меланхолики). Чаще всего именно они выступают инициаторами таких игр, их зачинщиками, руководят сверстниками и следят за соблюдением игровых правил. Дети-экстраверты проявляют в подвижных играх и высокую коммуникативную активность.

По-разному проявляется вербальная и невербальная активность дошкольников в подвижных играх. Для детей всех типов темперамента характерно преобладание невербальной активности в общении в процессе игры: используют разную интонацию, активно жестикулируют, переглядываются, выражают эмоции (страх, радость, грусть) мимикой, часто прикасаются друг к другу. Дети-экстраверты в невербальном общении часто стремятся инициировать телесный контакт, дотронуться до партнера.

Они интенсивно жестикулируют, привлекая тем самым к себе внимание, ярко, экспрессивно выражают радость (подпрыгивают на месте, громко смеются, кричат). Интроверты же, как правило, держатся обособленно от сверстников или находятся на близком расстоянии от своего друга. Дети-флегматики в ходе таких игр более сдержанны и осторожны, нежели представители других темпераментов. Меланхолики ярче флегматиков выражают радость, воодушевление, переживание, страх.

Дети-интроверты в подвижной игре вербально менее активны. Вместе с тем они довольно часто хвалят сверстников, благодарят за помощь, спасение, однако крайне редко отстаивают свою позицию, оспаривают неправильность действий партнеров по игре.

Изучение особенностей общения в экспериментальной группе происходило на основе игры «Покорми птичек». Воспитатель предлагал детям игровую ситуацию: нужно всем вместе покормить птичку, которая сидит у него на руке. Такая ситуация провоцирует проявление особенностей темперамента. Наблюдение за поведением детей отражено в таблице, размещённой в приложении № 3.

В общении дошкольников внутри группы и дошкольников с воспитателем учитывались следующие показатели:

- отношение к замечаниям;

- активность позиции;

- мимика;

- сотрудничество;

- чёткость мысли;

- устойчивость внимания.

Для меланхоликов характерна негативная реакция на замечания вплоть до появления слёз. Они краснеют от стыда, отворачиваются, стараются отстраниться от группы на время или в течение всей игры. В качестве защитной реакции может выступать игнорирование замечания, хотя присутствуют вышеперечисленные переживания и физиологические показатели.

Активность меланхоликов требовала поощрения со стороны воспитателя или подбадривания одногруппников. Только в этом случае дошкольник включался в игру.

Мимика меланхоликов передаёт их нерешительность. Она не является выразительной, но легко читаема.

Меланхолики не стремились к лидерству, уступали свою позицию. Но, увлекшись игрой, настойчиво проявляли интерес, несмотря на напор других детей.

Чёткость мысли меланхоликов детерминирована уровнем образования и эмоциональной стабильностью. В нашем случае вербальная активность проявлялась как в отрывочных словах, так и в логичных построениях.

Меланхолики при увлечении демонстрировали устойчивое внимание. 

Дошкольники холерического темперамента демонстрировали выразительную негативную реакцию на замечания воспитателя. Но некоторые из них (Денис Б., Зоя Г., Кристина К.) стремятся корректировать своё поведение, несмотря на негативный эмоциональный фон. Максим Б. в ответ на замечание способен грубить и разрушать атмосферу игры. Связать способность к коррекции с гендерным аспектом будет субъективно, так как для подобного вывода требуются дополнительные исследования. Как нам кажется, различия в поведении дошкольников детерминированы семейными факторами.

Все холерики группы проявляют себя активно, стремятся руководить. При нарушении их лидирующей позиции реагируют по-разному: мальчики грубят, хулиганят, девочки показывают недовольство невербально - игнорированием игры.

Холериков отличает, как правило, выразительная мимика. В исследуемой группе только Кристина К.  показывала слабую мимическую выразительность.

Чёткость мысли связана с эмоциональным состоянием и образованностью. В группе дошкольники демонстрировали отрывистость и неумение связать мысль в целостные фразы. Низкая проявляемая эмоциональность Кристины К. может объясняться как умение самоконтроля в ситуации, требующей проявления определенных умственных свойств.

Направленность внимания холериков группы различно: девочки стремятся выполнять требования группы, мальчики обращают внимание не на игру, а на то, как распределяет внимание к детям воспитатель. Если внимание взрослого долго не направлено на них, они теряют интерес к игре и переключаются на другой объект.

Реакция на замечание флегматиков также содержит эмоции стыда и раздражения, но они стремятся корректировать себя в любом случае.

Активность позиции проявляется в поступательном увлечении игрой, но на лидирующую позицию они не претендуют.

Мимические проявления слабые, но читаемые. В компании стремятся к обособленности. Выражение мысли зависит от уровня подготовленности. Так, в группе Лена Б.  и Денис М. показали логичную, аргументированную речь, а Илья Н. строил речь из отдельных слов, не связывая их в высказывание.

При достаточном увлечении предметом внимание флегматиков группы характеризовалось устойчивостью.

Сангвиники относятся к замечаниям спокойно, реагируя на них либо игнорированием, поскольку слишком увлечены процессом игры, либо коррекцией, что говорит о выработанной привычке обращать внимание на замечания взрослых.

Информация о работе Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре