Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Основную цель курсовой работы обозначим как определение видов взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель может быть реализована посредством решения пошаговых задач:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы исследования аспекта взаимоотношений в старшей дошкольной группе; 2) выявить уровень представлений о нормах взаимоотношений; 3) определить виды взаимоотношений старших дошкольников; 4) составить коррекционную программу действий; 5) проанализировать результаты коррекционной деятельности; 6) разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в игровой деятельности дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…
1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….
1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе…………………………………………………………………….
1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе……………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…
2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности……………………..
2. 2 Результаты исследования игровой деятельности…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………....
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курс Взаимоотношения детей дошкольн возраста в игре.rtf

— 2.17 Мб (Скачать)

Анализирующее восприятие сменяется постепенно синтезирующим, то есть развивается возможность установления связей между элементами воспринимаемого предмета.

В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формируется общественная направленность личности.

Психологическими особенностями данного возраста является  импульсивность, непроизвольность запоминания и внимания, образное мышление.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сенситивным для:

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения.  

1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе

 

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему социальных взаимоотношений с окружающими людьми: дома, в детском коллективе -  и приобретает опыт общественно принятого поведения. В процессе повседневного общения дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Необходимость формирования навыков социально значимого поведения в дошкольном возрасте обусловлена психологическими особенностями данного возрастного периода.

Характерной чертой старшего дошкольного возраста является рост потребности в общении: согласно исследованиям А. Г. Рузской, Н. И. Ганощенко, вдвое  увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания [18, 45]. Для старших дошкольников важным фактором является уважение сверстников и возможность сотрудничества в различных видах деятельности. Усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании, то есть осознании совпадении оценки дошкольника с оценкой коллектива, возрастает. Исследователи доказывают значительную роль коллектива на формирование личности дошкольника в этот период жизни [18, 45].

В общении со сверстниками старшие дошкольники проявляют себя эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Дошкольник старшей группы детского сада более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, причём уровень функционирования этой потребности оказывается выше, чем в предыдущие периоды возрастного развития. Равенство сверстников позволяет ребенку проецировать свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера [18, 54]. Так преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему: доброжелательное внимание и игровое сотрудничество (младший дошкольный возраст); потребность в сопереживании (старший дошкольный возраст).

В исследованиях данного возраста выделяют три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками:

1) деловые, 2) познавательные, 3) личностные. Если проследить развитие мотивов общения дошкольников, то динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников такова: в 3-4 года ведущими мотивами являются личностные; в 4-5 лет - деловые и личностные; в 5-6 лет - деловые, личностные, познавательные; в 6-7 лет - деловые и личностные [4, 27].

Таким образом, вначале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его мотивируют качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. Развитие познавательных интересов детей  на протяжении дошкольного возраста создает основу для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, играющие существенную роль на протяжении всего дошкольного детства, проявляются в сравнении себя со сверстником, с его возможностями, желании быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем [4, 30].

Характер взаимодействия со сверстником старшем дошкольном возрасте преобразуется: ровесник как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.

Дошкольники в этот период жизни начинают копировать шаблоны поведения взрослых, внедряя их в свои отношения внутри малой группы детского сада.

Малая группа детского сада представляет собой простейший вид социальной группы со сложившимися личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения [4, 35].

Специфика малой группы детского сада обусловлена  социально-педагогическим воздействием воспитателей, регулирующих социальную деятельность группы, и наличием зачатков саморегуляции, появляющихся вследствие активных внутригрупповых процессов.

Статус дошкольника в малой группе детского сада рассматривался такими учёными, как А. А. Рояк, В. С. Мухина, Т. А. Репина и др. Было выявлено, что уровень на положение ребёнка в группе влияют его игровые способности детей. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково - они выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру [25, 46].

В исследовании Т. А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности: успешность в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и статус ребенка в малой группе.

Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М. И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей [24, 31]. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

Результаты экспериментальных работ под руководством М. И. Лисиной показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру [24, 34].

Иерархическое деление группы обусловлено выборами дошкольников на основе оценочных отношений, которые возникают при восприятии детьми друг друга и квалифицировании с точки зрения существующих в этом возрасте оценочных эталонов.

Ценности, определяющие взаимооценки детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка. На основании того, кто из детей наиболее авторитетен в группе, какие ценности и качества наиболее популярны, можно судить о содержании отношений детей, о стиле этих отношений. В группе, как правило, преобладают социально одобряемые ценности: защищать слабых, помогать, однако в группах с ослабленным воспитательным влиянием взрослых «вожаком» может стать ребенок или группа детей, старающихся подчинить себе других детей.

Как показывает анализ психологических и педагогических  исследований,  основой привязанности детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности, потребность в общении и признании сверстников, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. С возрастом  проявляется характерная тенденция увеличения «изолированности» и «звездности», взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников [24, 44].

Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы [24, 45].

Изоляция негативно влияет на развитие личности ребенка, поскольку  обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. Процесс изоляции и его последствия изучается в работах А. А. Рояк.

Таким образом, группа детского сада представляет собой целостное образование, единую функциональную систему со своей структурой и микродинамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

 

 

1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе

 

Игра - особый вид деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной, действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий в рамках ее структуры [14, 25].

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений [9, 14].

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Так, игра «Голуби» имитирует семейную жизнь. В игре участвует семейство: голубь, голубица, голубята и их враг ястреб.

Игра «Серый Волк» показывает участь отверженного в обществе. Волк, выражая собою нарушителя увеселений, есть лицо семейное из старой русской жизни. Кто-нибудь из детей играет волка, а все прочие деток. Волк, поджав руками лицо, сидит, сгорбившись на бугорке, и молчит. Детки щиплют перед ним траву и, все вместе, приговаривают скороговорку, а затем разбегаются. Игра представляет собой аналог догонялок.

В играх «Я по горенке шла, клубок ниток нашла», «Заинька», «Репка», «Редька» проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что, например, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньица», не повредить. В игре «Утена», которая «По лугам гуляла, Гнездо совивала, Деток выводила, Деток собирала», народ создает ласковый, светлый образ доброй надежной матери, который вместе с игрой, предложенной педагогом, впитывают дети, проникаясь нежностью и напевностью мелодии, уменьшительно-ласкательными суффиксами слов, плавными повторами.

Традиционные народные игры  просты, интересны, разнообразны. В них учитываются регионально-этнические, половозрастные и личностные особенности играющих. Игровой фонд дополняется и другими формами воспитательно-развивающих средств: материальными (игрушки, игровое снаряжение) и духовными (знания, идеалы, принципы, заповеди, наставления новым поколениям).

Способы использования игровых средств «по-народному» складываются как коллективное творчество с распределением ролей (безымянный автор, исполнители, сочувствующие); они объединяют «устойчивую традиционность с гибкой вариативностью; общечеловечность и общедоступность - с регионально-этническими, сакрально-конфессиональными и другими чертами национальной самобытности.

Определяющим признаком народности является объективно-субъективная направленность к установлению лада (согласия, дружбы, гармонии, соразмерности, меры, «золотой середины» среди всего безграничного в масштабах целого народа и противоречивого многообразия характерных народных свойств [15, 23].

Игра обладает такими чертами, как эмоциональностью, действенностью и гуманизмом. Народные игры становятся частью нравственного воспитания. Радость движения сочетается с нравственным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств - любви и преданности Родине.

Информация о работе Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре