Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Основную цель курсовой работы обозначим как определение видов взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель может быть реализована посредством решения пошаговых задач:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы исследования аспекта взаимоотношений в старшей дошкольной группе; 2) выявить уровень представлений о нормах взаимоотношений; 3) определить виды взаимоотношений старших дошкольников; 4) составить коррекционную программу действий; 5) проанализировать результаты коррекционной деятельности; 6) разработать рекомендации по оптимизации взаимоотношений в игровой деятельности дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…
1. 1 Сенситивные возможности старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….
1. 2 Особенности взаимоотношений в старшей дошкольной группе…………………………………………………………………….
1. 3 Игровая деятельность как основа взаимодействия в старшей дошкольной группе……………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…
2. 1 Организация и методики исследования взаимоотношений детей в игровой деятельности……………………..
2. 2 Результаты исследования игровой деятельности…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………....
Приложение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курс Взаимоотношения детей дошкольн возраста в игре.rtf

— 2.17 Мб (Скачать)

Для сангвиников группы характерна высокая экстравертность: они делятся своими впечатлениями, готовы выслушать других, иногда проявляется стремление к лидерству. Мимика у дошкольников с данным темпераментом очень выразительная. Они контактны со всеми членами группы, независимо от эмоционального фона контактёра. Чёткость мысли проявляется в свободе общения с воспитателем и детьми. Хотя и в этой группе наблюдается отрывистость, нелогичность изложения собственной позиции, что объясняется недостаточным уровнем подготовки, а не эмоциональным состоянием дошкольника.

Внимание сангвиника имеет различную устойчивость, но чаще всего после непродолжительного увлечения игрой дошкольники данного типа темперамента переключают внимание на новые, а потому более привлекательные объекты.

Анализируя деятельность дошкольников в процессе игры, следует отметить гендерное влияние на проявление особенностей общения. Так, девочки стремятся учитывать социальные требования к поведению в группе: корректируют себя при замечании воспитателя, стараются изменить негативный эмоциональный фон, выражают готовность к сотрудничеству. В то время как мальчики часто проявляют желание обособиться, лидировать единолично, требуют внимание исключительно к себе.

Учитывая выявленные особенности общения у дошкольников различных типов темпераментов, нами разработаны методические требования по развитию навыков общения в группе дошкольников.

1) Сангвиников следует обучать умению слушать других и самим выражать свои мысли и идеи четко, ясно, не перебивая других. Учить учитывать желания и потребности сверстников.

2) Флегматикам нужно активировать внимание, развивать умение поддерживать общую беседу. Важно стимулирование эмоций. Учить неравнодушию к критике и учету ее в своих действиях.

3) Холерикам развивать самоконтроль, альтруизм, справедливость, внимание к чувствам других. Учить решать часто возникающие конфликты с помощью мирного, эффективного способа. Развивать способность к адекватной самооценке.

4) Меланхоликов учить формированию позитивной жизненной установки и оптимистического склада мироощущения через концентрацию на добром и радостном, что нас окружает. Повышать самооценку и уверенность в себе.

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

 

1) Взаимоотношения внутри группы в процессе игровой деятельности детерминированы темпераментом дошкольников, поэтому при исследовании при приняли темперамента как исходную точку эксперимента.

 

2) В экспериментальной группе представлены все виды темперамента. Наиболее значительные различия отмечаются в преобладании у мальчиков сангвинического типа темперамента. Остальные виды темперамента отличаются незначительно.

 

3) В общении дошкольников внутри группы и дошкольников с воспитателем учитывались следующие показатели: отношение к замечаниям; активность позиции; мимика; сотрудничество; чёткость мысли; устойчивость внимания.

 

4) Особенности меланхоликов:  негативная реакция на замечания вплоть до появления слёз. В качестве защитной реакции может выступать игнорирование замечания. Активность меланхоликов требовала поощрения со стороны воспитателя. Мимика не является выразительной, но легко читаема.  Меланхолики не стремились к лидерству, уступали свою позицию. Но настойчиво проявляли интерес.

Чёткость мысли детерминирована уровнем образования и эмоциональной стабильностью.

 

5) Дошкольники холерического темперамента демонстрировали выразительную негативную реакцию на замечания воспитателя.  Проявляют себя активно, стремятся руководить. При нарушении их лидирующей позиции реагируют по-разному: мальчики грубят, хулиганят, девочки показывают недовольство невербально. Выразительная мимика.  В группе дошкольники демонстрировали отрывистость и неумение связать мысль в целостные фразы.

Направленность внимания холериков группы различно: девочки стремятся выполнять требования группы, мальчики обращают внимание не на игру, а на то, как распределяет внимание к детям воспитатель.

 

6) Реакция на замечание флегматиков содержит эмоции стыда и раздражения, но они стремятся корректировать себя.

Поступательное увлечение игрой.  Мимические проявления слабые. В компании стремятся к обособленности. Выражение мысли зависит от уровня подготовленности. При достаточном увлечении предметом внимание флегматиков группы характеризовалось устойчивостью.

 

7) Сангвиники относятся к замечаниям спокойно. Высокая экстравертность. Мимика очень выразительная. Они контактны со всеми членами группы. Чёткость мысли проявляется в свободе общения с воспитателем и детьми. Внимание сангвиника имеет различную устойчивость, но чаще всего после непродолжительного увлечения игрой оно переключается  на новые, более привлекательные объекты.

 

8) Следует отметить гендерное влияние на проявление особенностей общения. Девочки стремятся учитывать социальные требования к поведению в группе: корректируют себя при замечании воспитателя, стараются изменить негативный эмоциональный фон, выражают готовность к сотрудничеству. Мальчики часто проявляют желание обособиться, лидировать единолично, требуют внимания исключительно к себе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе повседневного общения дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Необходимость формирования навыков социально значимого поведения в дошкольном возрасте обусловлена психологическими особенностями данного возрастного периода.

Характерной чертой старшего дошкольного возраста является рост потребности в общении. Вдвое  увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В общении со сверстниками старшие дошкольники проявляют себя эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми.

Преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему: доброжелательное внимание и игровое сотрудничество (младший дошкольный возраст); потребность в сопереживании (старший дошкольный возраст).

Темперамент является индивидуально-своеобразным свойством психики, определяющим динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности, независимо от её содержания, целей, мотивов, остаётся постоянной в зрелом возрасте.

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у детей является высокая пластичность нервной системы детей. Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию.

Дошкольники холерического типа: активны в игре, быстро берутся за дело, доводят его до конца, предпочитают игры соревновательного характера, выступают в роли организаторов. Очень обидчивы, злопамятны. Не способны к медленной, плавной деятельности.

Дошкольники-сангвиники активны, берутся за многое, не учитывая своих возможностей, быстро охладевают к деятельности, меняют роли в игре, обидчивы.

Флегматики медленно включаются в деятельность, не проявляют признаков увлеченности, внешне спокойны и ровны в поведении, малообщительны. Не склонны к шумным играм.

Меланхолики педантичны, доводят деятельность до конца, углубляются в неё. Легко смущаются.

В экспериментальной группе представлены все виды темперамента. Наиболее значительные различия отмечаются в преобладании у мальчиков сангвинического типа темперамента. Остальные виды темперамента отличаются незначительно.

В общении дошкольников внутри группы и дошкольников с воспитателем учитывались следующие показатели: отношение к замечаниям; активность позиции; мимика; сотрудничество; чёткость мысли; устойчивость внимания.

Особенности меланхоликов:  негативная реакция на замечания вплоть до появления слёз. В качестве защитной реакции может выступать игнорирование замечания. Активность меланхоликов требовала поощрения со стороны воспитателя. Мимика не является выразительной, но легко читаема.  Меланхолики не стремились к лидерству, уступали свою позицию. Но настойчиво проявляли интерес.

Чёткость мысли детерминирована уровнем образования и эмоциональной стабильностью.

Дошкольники холерического темперамента демонстрировали выразительную негативную реакцию на замечания воспитателя.  Проявляют себя активно, стремятся руководить. При нарушении их лидирующей позиции реагируют по-разному: мальчики грубят, хулиганят, девочки показывают недовольство невербально. Выразительная мимика.  В группе дошкольники демонстрировали отрывистость и неумение связать мысль в целостные фразы.

Направленность внимания холериков группы различно: девочки стремятся выполнять требования группы, мальчики обращают внимание не на игру, а на то, как распределяет внимание к детям воспитатель.

Реакция на замечание флегматиков содержит эмоции стыда и раздражения, но они стремятся корректировать себя.

Поступательное увлечение игрой.  Мимические проявления слабые. В компании стремятся к обособленности. Выражение мысли зависит от уровня подготовленности. При достаточном увлечении предметом внимание флегматиков группы характеризовалось устойчивостью.

Сангвиники относятся к замечаниям спокойно. Высокая экстравертность. Мимика очень выразительная. Они контактны со всеми членами группы. Чёткость мысли проявляется в свободе общения с воспитателем и детьми. Внимание сангвиника имеет различную устойчивость, но чаще всего после непродолжительного увлечения игрой оно переключается  на новые, более привлекательные объекты.

Следует отметить гендерное влияние на проявление особенностей общения. Девочки стремятся учитывать социальные требования к поведению в группе: корректируют себя при замечании воспитателя, стараются изменить негативный эмоциональный фон, выражают готовность к сотрудничеству. Мальчики часто проявляют желание обособиться, лидировать единолично, требуют внимания исключительно к себе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Алфеева, Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет)/ Е. В. Алфеева. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 210 с.

Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками/ Е. А. Алябьева. - М.: Владос, 2003. - 193 с.

Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика/ Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - Минск: Университетское, 1997. - 237 с.

Возрастная и педагогическая психология/ под. ред. М. В. Гамезо. - М.: Наука , 1984. - 155 с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус. - Минск: Университетское, 1997. - 237 с.

Диагностика эмоционально-нравственного развития/ред.  И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. - 162 с.

Дубовская, Е. М. Социальная психология малой группы/ Е. М. Дубовская, Р. Л. Кричевский. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 318 с.

Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами/ Т. Ерофеева. - СПб.: Пегас, 1999. - 68 с.

Козлова,  С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова. - Эл. ресурс. - Адрес доступа: http://www.psychology

Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я. Л. Коломинский. - Минск: Издательство БГУ, 1976. - 350 с.

   Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива/ Я. Л. Коломинский. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с.

Коломинский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: очерк социальной психологии школьного класса/ Я. Л. Коломинский. - Минск: Народная асвета, 1969. - 240 с.

Коломинский, Я. Л. Психологическое развитие детей в норме и паталогии/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/ Я. Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.

Коломинский, Я. Л. Человек и психология/ Я. Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1980. - 224 с.

Купина, Н. А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры/ Н. А. Купина, Н. Е. Богуславская. - М.: Росто, 1992. - 176 с.

Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников/ И. Н. Курочкина. - М.: Академия, 2001. - 79 с.

Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет/ И. Ф. Мулько. - М.: Академия, 2004 - 96 с.

Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии/ В. Н. Мясищев. - М.-Воронеж: Аспект, 1995. - 169 с.

Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников/ Л. Ф. Островская. - М.: Наука, 1987. - с. 143

Петрова, И. А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста/ И. А. Петрова. - М.: Аспект, 1990. - 95 с.

Парамонова, Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л. А. Парамонова. - М.: Наука,1987. - 160 с.

Поздеева, Т. В. Уроки нравственности/ Т. В. Поздеева. - Минск: НИО, 2010. - 20 с.

Пралеска: программа для дошкольного образования/ Е. А. Панько. - Минск: НИО, 2007. - 320 с.

Развитие общения дошкольников со сверстниками/ под ред. А. Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 215 с.

Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада/ Т. А. Репина. - М.: Наука, 1978. - 234 с.

Репина, Т. А. Психология дошкольника/ Т. А. Репина. - М.: Академия, 1995. - 194 с.

Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 152 с.

Информация о работе Взаимоотношения детей дошкольного возраста в игре