Взаимосвязанное обучение чтению и говорению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработать методику взаимосвязанного обучения чтению и говорению.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
раскрыть такие понятия как «чтение», «говорение», «монологическая речь», «диалогическая речь»;
подробно изучить чтение и говорение;
подробно разобрать основные виды чтения;
изучить характеристику монологической и диалогической речи;
рассмотреть цели и задачи взаимосвязанного обучения;
показать приемы взаимосвязанного обучения чтению и говорению;
разработать комплекс упражнений для взаимосвязанного обучения чтению и говорению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Чтение как вид речевой деятельности……………………………………... 5
1.1Виды чтения……………………………….…………………………........... 8
Ознакомительное чтение ………………………………...……………… 9
Изучающее чтение……………………………………………………….. 11
Поисковое чтение………………………………………………............... 13
2 Говорение как вид речевой деятельности….…………………….………... 15
2.1Особенности монологической речи…………………………………........ 18
2.2Особенности диалогической речи………………………………….…… 20
3 Взаимосвязанное обучение чтению и говорению...……………………... 24
3.1 Цели и задачи ………………………….……………………………........ 25
3.2 Методы и приёмы……………………. ……………………..…...……….. 27
3.3Комплекс упражнений для взаимосвязанного обучения чтению и говорению………………………………………………………………....……. 31
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 38

Работа содержит 6 файлов

1 ЧТЕНИЕ И ГОВОРЕНИЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

 

1 ЧТЕНИЕ КАК ВИД  РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Чтение является одним из важнейших средств общения. В жизни современного человека чтение занимает значительное место. Оно обогащает человека, позволяет глубже понять окружающий мир, имеет большое воспитательное значение. Чтение служит также источником эстетического наслаждения. Все эти функции должно выполнять и  чтение на иностранном языке. А для этого необходимо обучить учащегося чтению на изучаемом иностранном языке в школе, привить ему любовь к чтению[8,c.30].

В наше время, когда  количество информации на иностранных  языках непрерывно возрастает, чтение на иностранном языке играет всё  большую роль, поэтому одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению. Без овладения этим видом деятельности дальнейшее использование иностранного языка очень ограничено, так как книга в большинстве случаев для многих  является едва ли ни единственным средством закрепления и дальнейшего совершенствования полученных языковых знаний и навыков[17,c.42-43].

В методической литературе чтение обычно рассматривается как один из видов речевой деятельности. Другими видами речевой деятельности называют устную речь и письмо. Необходимо, прежде всего, уточнить, что нужно понимать под термином речевая деятельность[11,c.20].

Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая деятельность людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Подтверждением этому служит тот факт, что каждый вид речевой деятельности имеет «свое профессиональное воплощение». Например, речевая деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – профессиональную деятельность писателя. Явно, что в этих случаях речевая деятельность реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, профессионально «зафиксированной» деятельности человека. Следовательно, и обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляться с позиции формирования и самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик деятельности[6,c.40].

Участие в процессе языкового общения, происходящего в письменной или устной форме, и есть речевая деятельность.

Каждый акт общения предполагает, с одной стороны, высказывание, т.е. воспроизведение мысли вслух или письменно, с другой стороны - восприятие и осмысливание того, что высказано в устной или письменной форме. Этому соответствуют, по терминологии современной методики, репродуктивные и рецептивные виды речевой деятельности. Стало быть, репродуктивными видами являются устная речь и письменное изложение, соответствующие устной и письменной форме языкового общения. К рецептивным видам относятся слушание и чтение про себя, т.е. слуховое восприятие устной речи и зрительное восприятие письменной речи.

Особое место занимает чтение вслух как комбинированный вид речевой деятельности, так как он включает не только восприятие, но и дальнейшее воспроизведение речи. Кроме того, чтение вслух соединяет в себе и письменную и устную форму пользования языком: читающий вслух, воспринимая речь в письменной форме, воспроизводит ее в устной. 
Таким образом, чтение вслух, с нашей точки зрения, является        рецептивно-репродуктивным видом речевой деятельности. Поскольку язык непосредственно связан с мышлением (а языковое общение и есть процесс обмена мыслями), постольку всякая речевая деятельность 
предполагает деятельность мышления и тесно связана с ней. Рецептивные виды речевой деятельности, кроме того, связаны с активной работой органов чувств (орган слуха - при слушании речи, орган зрения - при чтении про себя). Репродуктивные виды речевой деятельности связаны не только с работой соответствующих органов чувств, но и с активной моторной деятельностью (произносительной артикуляционной - при говорении, 
рукодвигательной - при письменном изложении). При чтении вслух, как комбинированной речевой деятельности, активно участвуют зрение, речевые органы и cлyx. 

Совершенно бесспорно, что рецептивные и репродуктивные виды речевой деятельности не существуют и не могут существовать изолированно друг от друга. Обмен мыслями, общение посредством языка предполагает обязательное соединение этих видов деятельности, их единство. Поэтому владение языком, как средством общения, означает умение осуществлять речевую деятельность, во всех ее формах, как репродуктивных, так и рецептивных. При этом всестороннее владение языком естественно включает умение пользоваться им как в устной, так и в письменной форме[11,c.21].

Таким образом, чтение, как громкое, так и чтение про себя, представляет собой сложный вид речевой деятельности, заключающийся в восприятии, осмысливании и воспроизведении мыслей, изложенных в письменной речи. Основная цель громкого чтения заключается в воспроизведении вслух речи, в непосредственном сообщении другим того, что воспринимается и осмысливается самим чтецом. Цель и сущность чтения про себя заключается в сознательном проникновении в смысл, изложенный в читаемом тексте, в критической переработке и усвоении мыслей, сообщаемых в этом тексте. Тем самым мыслительная деятельность, осуществляемая в процессе чтения, может быть охарактеризована как творчески-познавательная деятельность[11,c.22].

Как и всякая речевая деятельность, чтение зависит  от развития навыков и умений. Научиться  читать — это значит овладеть навыком и умением связывать зрительные графические образы со слухомоторными, т. е. соотносить буквы и буквосочетания со звуками, а также зрительные и звукомоторные образы слов с их значением. Овладение чтением предполагает также умение различать связи слов в предложении. От этих умений зависит беглость чтения и понимания читаемого, что при чтении вслух выражается в интонации[22].

Неправильные навыки чтения затрудняют понимание учащимися  текста, т.е. мешают выработке у них  основного умения, которым должны овладеть учащиеся в области иностранного языка.

Начиная работу в классе, учитель должен, прежде всего, выяснить причины ошибок, которые ученики  допускают при чтении. Ошибки могут  быть обусловлены отсутствием правильных навыков произношения или незнанием правил чтения. Каждый ученик должен знать, какие у него дефекты в произношении. Учитель должен каждому из учеников назвать их. Это необходимо для того, чтобы ученики работали над преодолением этих дефектов.

Очень полезно даже в 9-10 классах  иногда в начале урока проводить в течение 3-5 минут хоровую и индивидуальную фонетическую зарядку, выделяя для каждого урока упражнение для закрепления навыка произношения определенных звукосочетаний.

Учащийся должен знать, что  интонация, как и фразовое ударение, служит для выделения тех слов, которые являются носителями смысла предложения.

Ясно, что в условиях работы в 8-10 классах тратить много времени  на усвоение правильной интонации невозможно. Однако следует внушить учащимся, что осмысленное, сознательное чтение требует правильного ударения и правильной интонации, иначе смысл предложения может быть искажен.

Давая задания на дом, учитель  должен предупредить учащихся, что  он будет требовать чтение с правильным произношением, ударением и правильной интонацией[21,c.94-95].

  Чтение всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения (а не на его создание), на получение информации, поэтому его относят к рецептивным видам речевой деятельности. Особенностью чтения является то, что оценка успешности его осуществления носит субъективный характер и находит выражение в удовлетворенности читающего полученным результатом — достигнутой степенью полноты и точности понимания[12,c.268].

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности является, по-видимому, самым необходимым для большинства людей. Возможность общаться с иностранцами устно имеют сравнительно немногие, возможность читать       иностранную литературу, газеты и журналы - практически все. Методическая система обучения, не дающая адекватного владения чтением, не может быть признана            рациональной.

 

 

 

    1. Виды чтения

 

 

В зарубежной методике предлагается свыше 30 видов чтения, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что под видами чтения иногда понимают разные этапы одного и того же вида или разные способы фиксации прочитанного. Так, например, просмотровое чтение в одной из работ делится на такие виды, как: общий обзор (skimming), предварительный обзор (preview), повторный обзор (review), окончательный обзор (overview), просмотр (scanning).

Основные виды чтения, до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах, можно суммировать и отобразить в следующей таблице №1.

Таблица №1

Параметры различения

        Вид чтения

По форме прочтения

Чтение про себя

Чтение вслух

По использованию логических операций

Аналитическое чтение

Синтетическое чтение

По глубине проникновения в содержание текста

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

По целевым установкам

Изучающее чтение

Ознакомительное чтение

Просмотровое чтение

Поисковое чтение

По уровням понимания

Полное/детальное понимание

Общее/глобальное понимание


В таблицу не включены такие названия, как: домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др. Все эти названия не означают новый вид чтения, они указывают лишь на место и форму проведения работы над чтением.

Чтение вслух и про себя относится то к видам, то к двум сторонам одного и того же чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум способам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, как косвенный показатель сформированное говорения.

Оппозиции «аналитическое — синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, аналитико-синтетическом по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Названия «интенсивное – экстенсивное» чтение коррелируют с выше рассмотренными оппозициями. Некоторые авторы называют первый вид чтением с глубоким проникновением в содержание, а второй — чтением беглым, поверхностным.

Различия в данных видах чтения связаны со скоростью чтения, объемом и важностью текстов («важные тексты читаются интенсивно, неважные — экстенсивно»). Лучший результат достигается, по мнению автора, тогда, когда оба вида используются одновременно, причем «текст читается по-возможности экстенсивно, а интенсивнее не более, чем нужно» [3,c.233-235].

Остановимся на более подробном анализе видов чтения, у которых за основу для классификации были взяты практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение, если нужно, языка и содержания. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решением определенных коммуникативных задач.

Целью обучения в школах разного типа являются три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее.

 

 

1.1.1 Ознакомительное чтение

 

 

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации[13,c.95].

При ознакомительном  чтении целью является извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты, и тогда вступает в силу языковая избыточность[7,c.61-62].

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются[13,c.95-96].

Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70—75 %. Этот показатель принимается психологами за норму. Программа этот уровень проникновения в содержание относит к общему/глобальному пониманию.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации[3,c.235].

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского языка ниже 180, для немецкого — 150, для русского—120 слов в минуту[13,c.96].

В основе ознакомительное чтение лежат определенные умения, которыми читающий пользуется:

Введение.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Р Е Ф Е Р А Т.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Взаимосвязанное обучение чтению и говорению