Взаимосвязанное обучение чтению и говорению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработать методику взаимосвязанного обучения чтению и говорению.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
раскрыть такие понятия как «чтение», «говорение», «монологическая речь», «диалогическая речь»;
подробно изучить чтение и говорение;
подробно разобрать основные виды чтения;
изучить характеристику монологической и диалогической речи;
рассмотреть цели и задачи взаимосвязанного обучения;
показать приемы взаимосвязанного обучения чтению и говорению;
разработать комплекс упражнений для взаимосвязанного обучения чтению и говорению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Чтение как вид речевой деятельности……………………………………... 5
1.1Виды чтения……………………………….…………………………........... 8
Ознакомительное чтение ………………………………...……………… 9
Изучающее чтение……………………………………………………….. 11
Поисковое чтение………………………………………………............... 13
2 Говорение как вид речевой деятельности….…………………….………... 15
2.1Особенности монологической речи…………………………………........ 18
2.2Особенности диалогической речи………………………………….…… 20
3 Взаимосвязанное обучение чтению и говорению...……………………... 24
3.1 Цели и задачи ………………………….……………………………........ 25
3.2 Методы и приёмы……………………. ……………………..…...……….. 27
3.3Комплекс упражнений для взаимосвязанного обучения чтению и говорению………………………………………………………………....……. 31
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 38

Работа содержит 6 файлов

1 ЧТЕНИЕ И ГОВОРЕНИЕ.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Речевые ситуации подразделяются на реальные, условные и проблемные. Также существует классификация речевых ситуаций, которая выделяет реальные, условные, воображаемые, фантастические (сказочные), конкретные, абстрактные, проблемные. Главное – все они должны соотносится с возрастными психологическими особенностями учащихся, быть для них личностно значимыми. 

Таким образом, выделяются важнейшие условия порождения и стимулирования речи:

  • наличие мотива высказывания,
  • ситуативность,
  • личностная ориентация.

Все это в совокупности придает речи коммуникативный характер.

В естественном акте коммуникации человек высказывается  только в том случае, когда у  него возникает потребность, обусловленная  какими-то обстоятельствами действительности и отношениями общающихся. В учебных условиях мотив не возникает сам собой и очень часто речь вызывается диктатом учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме. Именно потребность и внутреннее желание высказаться расценивает американский психолог Риверс как первое и необходимое условие общения на иностранном языке. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, так как мотив речи «гнездится» в ситуации. Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, нужно представлять себе ее структуру.

Структура учебной  речевой ситуации  следующая:

  • определенный отрезок действительности (конкретное место и время действия, где осуществляется неречевое и речевое поведение), который может быть намечен вербально или изображен при помощи наглядных средств;
  • действующие лица (собеседники, со всеми присущими им характеристиками и определенными отношениями друг к другу, влияющими на речевые намерения говорящих).

Ситуации могут  носить статичный или динамичный характер. При динамичном характере происходят изменения в компонентах ситуации, например, происходит перестановка в действующих лицах и в их взаимоотношениях.

Очень важно  «пропускать» ситуацию через себя, придавая ей личностный характер. Личностная ориентация значительно повышает эффект усвоения иностранного языка, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приемом обучения говорению является поэтому различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры[7,c.46-48].

В методике выделяют два уровня речи: подготовленный и  неподготовленный. Подготовленный уровень речи предполагает предварительное обеспечение ее языковым материалом, выделение времени на подготовку. Неподготовленная речь в данный конкретный момент осуществляется без всякой подготовки и без опор извне. Предполагается, что такие опоры уже существуют в распоряжении учащегося и извлекаются стимулом, идущим от ситуации. Неподготовленная речь готовится всем процессом обучения; при этом подготовленная речь выполняет роль репетиции для нее.

При обучении говорению  важно учитывать соотношение  его важнейших форм: монолога, диалога  и полилога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи. Однако как в живом акте речи, так и в обучении эти формы сосуществуют, часто переходя одна в другую[18,c.126].

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно  со слушанием) осуществляется устное вербальное общение. Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога.

 

 

2.1 Особенности монологической речи

 

 

Монологическая  речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин[20]. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства. Хотя монолог, как и другие формы речи, мотивирован стимулом, исходящим из ситуации, он относительно автономен от нее. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду — контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации, она постоянно «вторгается» в них. Диалог и полилог называются, как правило, ситуативными[18,c.127].

Целью монологического  высказывания может быть либо информирование слушателей, либо пробуждение в них  тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определенным действиям. В соответствии с этим выделяют информационную речь (выступление), убеждающую и побуждающую.

Информационная  речь в основном имеет функцию  передачи и обогащения знаний. Осуществляя  эту функцию, выступающий должен учитывать интеллектуальные способности  восприятия информации, а также познавательные возможности слушателей.

В убеждающей речи на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость  слушателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная  и др. Выступая с такой речью, следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Выступающий должен воспитать в себе умение психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе знания их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации.

Побуждающая речь направлена в основном на то, чтобы  побудить слушателей к тем или  иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные  формы такой речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания побуждающей  речи должны быть краткими и направленными на выявление вопросов о том, что необходимо сделать; почему это необходимо сделать; как это сделать.

Во всех видах  выступлений речевые средства выбираются в зависимости от предмета речи, слушателей и поставленной цели. Предмет речи оказывает существенное влияние на язык и стиль выражения[4,c.82-83].

Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора.

Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какую-то тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом[12,c.252].

Монологическая речь всегда обладает признаком адресованности, что выражается в словах-обращениях: «Дорогие товарищи!», «Послушайте, дети...» и т. д. и интонационно. Адресованность монологической речи зависит от ее логичности, от четкой разбивки на смысловые куски, которые последовательно разворачиваются перед слушающим. Важную роль в этом плане выполняют риторические вопросы, привлекающие внимание к существенным моментам содержания[18,c.127].

Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения[4,c.84].

В основной части  с помощью логически безупречных  и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии.

При изложении  основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет  речи оставался неизменным, чтобы  на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты[4,c.85].

В заключении подводится итог выступления. Здесь также имеются  свои особенности. Если оратор не смог соблюсти регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает  речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления.

Заключение  должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной  цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления»[4,c.85-86].

В специальной литературе существует классификация монологов в зависимости от типов их общественного воздействия, а также от их стилистических особенностей. Условно выделяют монологи четырех типов: монолог-убеждение, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа.

Также различают:

  • монолог стилистически нейтральный, когда по какой- 
    либо причине избегают обращения ко второму лицу, все 
    внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности изложения;
  • монолог разговорный, ведущийся от 1-го лица и непосредственно обращенный к реальному или предполагаемому в ораторской речи второму лицу. Такой монолог рассчитан на вовлечение слушателя в процесс речевого общения. Это монолог в диалоге, и здесь особенно интенсивно используются различного рода средства воздействия на аудиторию, характерные для ораторской речи вообще: восклицательные предложения, побудительные и обобщающие предложения, ораторские речевые фигуры, внутренний диалог, меткие афористичные выражения и др.

В условиях естественного речевого общения монолог в чистом виде встречается редко, чаще всего он сочетается с элементами диалогической речи, являясь, по сути дела, монологом в диалоге[12,c.253-254].

Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе. Целью монологического высказывания может быть либо информирование слушателей, либо пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определенным действиям.

 

 

2.2 Особенности диалогической речи

 

 

Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого[19]. В общем виде диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается[4,c.87].

Можно выделить следующие основные характеристики диалога:

  • реактивность;
  • ситуативность.

Реактивность. Именно данная черта диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины.

Реакция партнера по общению может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло. Не менее трудно справиться и с ситуацией, в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае необходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную логику разговора, подключать разнообразные дискурсивные приемы для осуществления намеченной цели общения.

Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном языке, а следовательно, учитель иностранного языка должен уметь их формировать практически заново. Отсутствие этих навыков проявляется не столько в незнании лексики, грамматики и т. д., сколько в неумении входить в контакт с людьми, вежливо отвечать на вопросы, проявлять заинтересованность в том, что говорит собеседник, поддерживать разговор с помощью простых реплик реагирования, адекватно использовать мимику, жесты, интонацию и другие паралингвистические средства.

В отличие от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнера. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать. Здесь вступают в силу новые группы объективных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями речи говорящего, о которых подробно говорилось в лекции о формировании умений аудирования. Для успешного ведения диалога в этой связи необходимо иметь определенный уровень развития речевого слуха, компенсаторных умений, вероятностного прогнозирования и т. д. Таким образом, учащимся необходимо овладеть определенным набором реплик реагирования, сформировать готовность к взаимодействию, в неожиданных ситуациях, овладеть необходимыми компенсаторными технологиями.

Ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в монологе, и в диалоге, именно ситуация определяет, мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи, Учебное общение имеет свою специфику, учебные монологи и диалоги не всегда протекают по тем же законам, что и в реальном общении. Однако если установки типа «Расскажи нам о своей семье, любимом герое и т.д.» могут спровоцировать более или менее успешное монологическое высказывание, то, вне заданной ситуации аналогичная установка на диалог явно не будет иметь успеха.

Введение.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Р Е Ф Е Р А Т.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Взаимосвязанное обучение чтению и говорению