Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Ценообразование - одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.

Содержание

9. Система цен в рыночной экономике. Основные признаки классификации цен 3
23. Понятие розничной цены, ее роль и сфера применения. Виды розничных цен и их структура 11
Задача 45 17
Задача 51 19
Задача 55/2 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.doc

— 464.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

 

9. Система цен в рыночной экономике. Основные признаки классификации цен

23. Понятие розничной цены, ее роль и сфера применения. Виды розничных цен и их структура

Задача 45

Задача 51

Задача 55/2

Список литературы


9. Система цен в рыночной экономике. Основные признаки классификации цен

Ценообразование - одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.

Система цен не только пассивно отражает состояние экономики, она активно воздействует на воспроизводственный процесс и на распределительные отношения. Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.

Цены используются при прогнозировании объемов и темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных пропорций и отраслевой структуры промышленности. Уровни и соотношения цен оказывают прямое воздействие на качественные показатели деятельности предприятий, на развитие и формирование структуры производства и потребления. Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости продукции, экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, для системы экономического стимулирования. Цены относятся к числу важнейших показателей, определяющих жизненный уровень населения.

Таким образом, от правильного решения теоретических и практических проблем ценообразования во многом зависит эффективность хозяйственного механизма, стабильность общества. В свою очередь, хозяйственный механизм оказывает огромное влияние на цены и ценообразование.

При всей важности и значимости цен они лишь производное от выбранной модели хозяйствования. Так, затратные цены были порождены затратным хозяйственным механизмом, т.е. такой системой управления, планирования, финансирования, материально-технического снабжения, оценки деятельности и формирования доходов предприятий, при которой деятельность предприятий оценивалась по степени выполнения централизованно устанавливаемых им вышестоящими органами управления плановых заданий, а их финансовое положение определялось не эффективностью деятельности на рынке, а решениями вышестоящих органов управления.

В плановой экономике ценообразование также было плановым: цены формировались на основе предусмотренных народнохозяйственными планами пропорций и утверждались в централизованном порядке государственными органами ценообразования, по плану осуществлялись изменения в методологии ценообразования, проводились пересмотры и реформы цен.

Нормальное развитие рыночной экономики невозможно без рыночных цен, которые выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и рынок[1].

Известно, что система цен — один из важнейших элементов рыночной экономики, и она, естественно, связана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение раз­личных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассмат­риваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Изменения, внесенные в уровень одной цены, сказываются на уров­нях других цен. Это объясняется единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов рынка между со­бой и тесной взаимосвязью всех элементов рыночного хозяйствен­ного механизма.

В зависимости от различных критериев можно провести сле­дующую классификацию существующих видов цен[2].

Цены внутренние и внешние

I. Цены, обслуживающие национальную экономику (или внут­ренние цены), — это цены, которые формируются с учетом осо­бенностей отраслей национального хозяйства.

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по ко­торым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от форм собствен­ности.

Цены на строительную продукцию представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на стро­ительство каждого объекта), либо усредненную сметную сто­имость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.).

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пе­ремещение грузов и пассажиров, которая взимается транспорт­ными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению и орга­низациям. Они обслуживают оборот товаров, которые, как пра­вило, выбывают из сферы обращения и потребления в домашнем хозяйстве или в производстве.

Тарифы на услуги — система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

Названные цены относятся к классу национальных и должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль национальным производителям.

II. Цены внешнеторговые — цены, по которым осуществляет­ся экспорт и импорт товаров и услуг. Формирование этих цен принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод ис­пользования конкурентных материалов, т.е. информации отдель­ных фирм, производящих и реализующих на мировом рынке ана­логичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию.

Цены экспортные — цены, по которым российские произво­дители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

Алгоритм формирования экспортных цен:

1. Выбор на мировом рынке цены-ориентира.

2. Приведение этой цены к условиям сделки (с учетом каче­ства товара, транспортировки, платежа, страхования, хранения и т.д.).

3. Включение экспортной пошлины.

4. Перевод валюты по курсу Банка России на дату заключения сделки.

Цены импортные — цены, по которым российские фирмы за­купают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости им­портного товара с учетом таможенных импортных пошлин, ва­лютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен зани­мают косвенные налоги — акциз и налог на добавленную сто­имость.

Виды цен по степени участия государства в ценообразовании

I. Цены рыночные товаров (работ, услуг) — цены, складываю­щиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры.

Рыночные цены по условиям их формирования и по уровню подразделяются на цены свободной конкуренции, монопольные и демпинговые.

Цены свободной конкуренции — рыночные цены, которые сти­хийно складываются под влиянием спроса и предложения в усло­виях свободной конкуренции. Например, таковы цены на вычис­лительную технику на российском компьютерном рынке в усло­виях множества конкурирующих продавцов и покупателей. К этой категории относится большинство цен.

Цены монопольные (высокие, низкие) — рыночные цены, ко­торые формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Так, в период переходной экономики некоторые крупные российские коммер­ческие структуры в условиях монопольного положения на рынке устанавливали цены на свою продукцию значительно выше сред­него уровня. Монопольные цены используются для извлечения дополнительной прибыли.

Цены демпинговые — рыночные цены, уровень которых созна­тельно занижен одним или несколькими субъектами ценообразо­вания в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Ис­пользуются как средство вытеснения конкурентов с рынка и уве­личения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

II. Цены регулируемые — цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. К государствен­ным методам регулирования цен относятся предварительное уве­домление об изменении цен и их декларирование. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фикси­рованные и предельные цены.

Цены фиксированные — регулируемые цены твердо определен­ной величины. Устанавливаются, например, на природный газ, электро- и теплоэнергию, перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Цены предельные — регулируемые цены, которые ограничены нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.

Виды цен по стадиям ценообразования

Установление таких цен отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров (ра­бот, услуг) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элемен­том цены последующей стадии.

I. Цены оптовые изготовителя формируются на стадии произ­водства товаров (работ, услуг), являются расчетными, должны компенсировать затраты производителя товаров (работ, услуг) на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую пред­приятием прибыль.

Пример. Расчет оптовой цены изготовителя

Себестоимость выпуска товара - 4000 руб. за единицу, планируе­мая производителем рентабельность - 20% к затратам. Оптовая цена изготовителя составит: 4000 + (4000 * 20 : 100) = 4800 руб.

II. Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготови­теля косвенные налоги — акциз и налог на добавленную стоимость. Обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Ставка акциза по подакцизным товарам отечественного производства установ­лена в процентах к отпускной цене без НДС (но с акцизом) и по­казывает долю акциза в этой цене. Наиболее часто встречающая­ся ошибка при расчете цен — применение ставки акциза в про­центах к оптовой цене изготовителя. Ставка НДС, так же как и акциз, установлена в процентах к отпускной цене без этого нало­га, но имеет иной смысл. Ставка НДС показывает, на сколько процентов нужно увеличить отпускную цену без НДС, чтобы включить в нее этот косвенный налог.

Пример. Расчет оптовой отпускной цены

Свободная отпускная цена изготовителя - 4800 руб. за едини­цу товара, ставка акциза - 20%, ставка НДС - 18%. Свободная оп­товая отпускная цена товара без НДС (но с акцизом) составляет: [4800 : (100% - 20%)] * 100% = 6000 руб. Свободная оптовая отпуск­ная цена того же товара с НДС равна: 6000 + (6000 * 0,18) = 7080 руб.

III. Цены оптовые закупки формируются на стадии посредни­чества. Помимо оптовой отпускной цены включают посредничес­кие надбавки (скидки). Обеспечивают необходимые финансовые условия для работы посреднического звена. Посредническая скид­ка (надбавка) в российской практике может иметь разные назва­ния (например, снабженческо-сбытовая скидка или надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и т.д.). Но в любом слу­чае — это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю. В абсолютном выражении посред­ническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в отно­сительном (процентном) выражении. Тогда надбавка — это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка — это доля конечной цены реализации товара покупателю, остаю­щиеся в распоряжении посредника.

Посредническая надбавка используется для компенсации издержек обращения посредника, уплаты НДС и формирова­ния прибыли. Ставки НДС для посреднических организаций установлены в процентах к посреднической скидке (надбавке).

Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки.

По первому варианту она определяется как разница между це­ной реализации продукции посредником потребителю (предпри­ятию-потребителю, другому посреднику торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовите­ля, посредника).

По второму (наиболее распространенному варианту) оптовая цена закупки рассчитывается как сумма составляющих ее элементов.

Пример. Расчет оптовой цены закупки по второму варианту

Оптовая отпускная цена единицы товара - 7080 руб., издержки обращения посредника - 700 руб. на единицу товара, планируемая посредником рентабельность - 30%, НДС для посредника - 18%. Сна­чала определяется прибыль посредника: 700 * 0,3 = 210 руб. С уче­том того, что в надбавке НДС составляет 18%, а издержки обраще­ния с прибылью - 82%, величина посреднической надбавки будет равна [(700 + 210) : 82] * 100 = 1110 руб. Тогда минимальная оптовая цена закупки - (7200 + 1110) = 8190 руб.

IV. Цены розничные устанавливаются в сфере розничной тор­говли. Помимо оптовых цен закупки включают торговые скидки (надбавки). Обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"