Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………

Работа содержит 1 файл

оглавление новая курсовая по псих.2 часть.docx

— 280.99 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Оглавление

  Введение…………………………………………………………………..3

  Глава  I  Теоретические аспекты проблемы развития памяти

    1. Теории и концепции развития памяти…………………….....9
    2. Основные характеристики памяти…………………………..15
    3. Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
    4. Развитие логической памяти детей………………………..30
    5. Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
    6. Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43

 Глава II     Экспериментальное исследование развития памяти детей  

                    старшего дошкольного возраста 

          2.1.    Ход исследования и  его методы………………………….

          2.2.    Анализ результатов  исследования……………………..

Заключение ………………………………………………………………..

Библиографический список литературы   ………………………………..

Приложения    
 
 
 
 
 
 

Введение

       Роль  памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и  о самом себе, овладение нормами  поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано  с работой памяти. Особенно большие  требования к работе памяти предъявляет  школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в  том числе и произвольной, логической памяти ребёнка, основанной на специальной  мыслительной обработке материала  в целях его запоминания и  воспроизведения.

    Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.

    С учетом данных изменений, необходимо большое внимание уделять целям и принципам организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. Грамотный подбор методов развития, дающий возможность прослеживать динамику формирования, того или иного психологического качества, ранняя диагностика детей дошкольного возраста, является основой для более эффективного развития качеств ребенка, необходимых для успешного обучения в школе.

      На протяжении всего периода подготовки к школьному обучению ребенок учится управлять своим поведением, психическими процессами, в частности памятью, учится воспринимать новую для него информацию. Происходит это постепенно ввиду медленного формирования произвольности ребенка.

         В то же время ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

           Для того, чтобы достичь желаемого результата, необходимо начиная со старшего дошкольного возраста использовать развивающие занятия для системного формирования памяти ребенка, для успешного запоминания им информации и быть психологически готовым к школьному обучению.

            Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.[2.125.]

        Многие дети старшего дошкольного возраста в силу индивидуально психофизиологических особенностей испытывают трудности при подготовке к школьному обучению. В частности, проблемы наблюдаются и с формированием, такого психического процесса, как память ребенка.

      Психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие многих познавательных процессов, которые необходимо развивать и диагностировать, при переходе из дошкольного в школьный возраст.    Память как психологический процесс является одним из основных познавательных процессов у ребенка, который определяет степень психической зрелости, и без которого не возможна была бы деятельность ребенка. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного [6.146.]. Поэтому одним из аспектов изучения психологической готовности ребенка к школьному обучению является исследование мнемических процессов.

        В отечественной литературе существует немало работ, целью которых является изучение памяти: концепция Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева - деятельностная теория памяти; А.Р. Лурия - зрительная и эйдетическая память; Г. Эббингауз - закономерности запоминания и др. Проблемами изучения памяти детей поступающих в школу занимались Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и многие другие. В результате изучения памяти детей старшего дошкольного возраста, выявлено, что более продуктивным остается непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой над определенным материалом, чем произвольное запоминание того же материала, следовательно, ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было ему интересно.[1.256.]

     Проблемой развития памяти как показателя психологической готовности ребенка к периоду школьного обучения является то, что без использования специальных развивающих занятий, в дошкольном учреждении, по формированию основных видов памяти, ребенок будет слабо подготовлен к усвоению школьного учебного материала, в виду более низкого уровня психологической готовности к требованиям, которые предъявляются детям, идущим в первый класс.

   Таким образом, мы видим, что  проблема развития памяти детей  дошкольного возраста изучалась  многими учеными  и не утратила  своей актуальности и в настоящее  время. Исследование этой темы  необходимо потому, что, по –  первых  развитие памяти детей  дошкольного возраста имеет важное  значение для школьного обучения, во – вторых результаты диагностического обследования детей на готовность к школе позволяют сделать вывод о том, что у многих детей есть трудности в запоминании и воспроизведении материала.

      Исходя из этого, мы можем  предположить, что когда с детьми  будет вестись целенаправленная  работа по развитию памяти, то  тогда уровень развития памяти  детей значительно повысится,  что благотворно скажется на  дальнейшем обучении в школе.

    Данная работа носит практический характер, так как исследование осуществляется с реальными детьми, которым оказывается психологическая помощь в развитии памяти, что в свою очередь будет способствовать формированию психологической готовности ребенка к школе.

В связи  с актуальностью данной проблемы объектом исследования выступает память как психический процесс.

Предметом исследования является: психолого-педагогические условия развития памяти детей дошкольного возраста.

Цель  исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования, определили основные задачи:

1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.

2.  рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;

3.  раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;

4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

   В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование программы игровых занятий по развитию памяти, с детьми старшего дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня развития памяти и общей психологической готовности к школьному обучению.

Методы  и методики исследования: в работе были использованы коррекционно-развивающие занятия, в виде игровых упражнений по формированию психического процесса память у детей старшего дошкольного возраста ( Прил. 1), консультативно-просветительская работа с педагогами-воспитателями дошкольного учреждения, в виде разработанных рекомендаций по развитию данного психического процесса у детей; использованы методики по изучению уровня развития памяти, такие как: тест кратковременной смысловой памяти, тест слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой), тест зрительной памяти (вариант теста Бернштейна). Для выявления взаимосвязи уровня развития памяти, а именно скорости запоминания материала и психологической готовности использовали методику «Запоминание 10 слов» разработанный А.Р. Лурия (Прил. 2).

       Теоретико-методологическая база исследования: данная работа создавалась на основе психологической теории деятельности, в рамках которой проводили свои исследования по изучению психологического процесса памяти выдающиеся психологи А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, А.Р. Лурия,  Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, П.И. Зинченко.

  Практическая значимость: результаты выполненного исследования и разработанные рекомендации, обозначенные в работе, могут быть использованы педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений, педагогами-воспитателями при работе с детьми подготовительной к школе группы, для повышения уровня развития памяти детей и общей психологической готовности к школьному обучению.

     Экспериментальная база – исследование проводилось в МДОУ№15 «Центр развития ребенка – детский сад г. Калуги» с детьми подготовительных к школе групп (6 – 7 лет) с сентября 2010 года по март 2011 года.

       Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

       В заключении подведены итоги исследования.

Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти

1.1 Теории и концепции развития памяти

       В настоящее время существует большое количество мнений ученых на проблему развития и готовности памяти дошкольников к моменту школьного обучения.

     Память как один из ведущих психических процессов, имеет  важное значение для старших дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Дети до момента поступления в школу сначала запоминают, а затем анализируют материал. Следовательно, без хорошо развитого данного психического процесса ребенок младшего школьного возраста будет испытывать трудности в обучении.

       Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая  еще в XVII веке. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.[5.126.]

       Память  в русле этой теории понималась как  сложная система кратковременных  и долговременных, более или менее  устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г. Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.[29.254.]

       Заслугой  З.Фрейда и его последователей можно  считать выяснение роли эмоций в  мнемических процессах забывания  и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы  подсознательного забывания, связанные  с мотивационной сферой человека.

       Начало  изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как  систему действий, ориентированных  на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в  психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов  памяти, ее зависимость от практической деятельности людей.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста