Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………

Работа содержит 1 файл

оглавление новая курсовая по псих.2 часть.docx

— 280.99 Кб (Скачать)

       У нас в стране эта концепция  получила свое дальнейшее развитие в  культурно-исторической теории происхождения  высших психических функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурией.

       Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.[3.618.]

       Одни  психологи утверждают, что есть два  различных, несводимых друг к другу  вида памяти, т.е. две памяти. Одна память аналогична другим процессам, происходящим в теле, и может рассматриваться  как функция мозга. У ребенка  параллельно развивается и другой вид памяти, представляющий собой  деятельность духовную. Другие психологи  утверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в  самом начале детского развития. Третьи раскрывали, что развитие памяти достигает  кульминационной точки в возрасте около 10 лет, а затем начинается скатывание вниз. Все эти три точки зрения показывают, насколько упрощенно ставится данный вопрос в указанных школах. Данные исследования не разрешили проблемы развития памяти окончательно.

       В этих условиях представляются достаточно простыми и понятными теоретические  положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении  образной и словесной памяти в  их развитии является утверждение о  том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные  ступени ее развития, возникающие  именно в данной последовательности. [1.385.]

         В одном из первых отечественных экспериментальных исследований памяти детей, проведенных А.Н. Леонтьевым, произвольное запоминание было раскрыто как целенаправленный опосредованный процесс, включающий в себя употребление нескольких приемов, средств запоминания. В связи с этим процессы памяти, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст меняют свое место в психической жизни ребенка. Прежде память выступала только как функция, обслуживающая тот или другой процесс; теперь запоминание становится особым целенаправленным процессом - внутренним действием, занимая новое место в структуре деятельности ребенка [14.627.]. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание необходимыми вопросами. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства. Но, не смотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная.

     Для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. Например, в первые, же дни школьной жизни он должен запомнить правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам, при этом необходимо запомнить то, что нужно сделать дома и т.д. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольному виду памяти. Но, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными и в полной мере соответствовать высоким требованиям новой для них учебной деятельности.

      В трудах же таких авторов как Л.С. Выготский (1960), А.А. Смирнов (1948, 1966) указывается на то, что память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Хотя запоминание у маленьких детей идет случайно и беспорядочно, однако интересные, эмоционально насыщенные события дети запоминают легко и надолго. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, что вызывает звуковой интерес материала, или особое эмоциональное отношение к такому материалу (чувство смешного, комичного), и что этот материал вплетается в игровую деятельность ребенка [3.616.]. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок, ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, по группам.

    З.М. Истоминой (1978), в исследовании развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста было показано, что в дошкольном детстве память ребенка становится произвольной и, соответственно, сами способы запоминания - осознанными. И хотя переход от непроизвольной памяти к произвольной совершается постепенно, в несколько этапов, именно дошкольник впервые обращается к способам запоминания. Перед ребенком возникает осмысленная задача - запомнить, он направляет себя на совершение определенных действий по решению этой задачи, и сам начинает строить новые способы достижения цели. Изучая память у детей-дошкольников разного возраста, автор меняла у них мотивы запоминания и показала, что перестройка детской памяти происходит в связи с развитием общего внутреннего строения деятельности ребенка. Активное выделение и осознание ребенком цели запомнить, припомнить выявляется раньше в таких условиях, когда смысл этой цели для ребенка прямо вытекает из мотива, побуждающего его деятельность [11.653.].

      В отделе детской психологии Института психологии Академии педагогических наук, под руководством проф. А.Н. Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, посвященных изучению значения игры для развития психических процессов, в том числе памяти.

       З.М. Истомина подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследование показало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания и припоминания. Это же исследование показало, что специальное упражнение процессов памяти оказывается особенно эффективным в том случае, если оно включено в процесс игры.

        Главное заключается в том, что первоначально сама цель запомнить, припомнить должна иметь для ребенка совершенно конкретный смысл, должна вытекать из самого существа задачи, которая перед ним стоит. Далее, когда сами эти внутренние действия уже выявились, необходимо помочь ребенку найти способы запоминания, припоминания, научить его доступным ему приемам.

       Подводя итог изучения концептуальных взглядов ученых на проблему развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста, следует отметить, что существует большое количество мнений ученых относительно развития и готовности памяти детей к моменту поступления в школу. В настоящий момент школа ставит перед ребенком такие задачи и заставляет его стремиться к достижению таких целей, которые не всегда связаны с его стремлением учиться. Поэтому при организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания, эмоциональное отношение к учебному материалу и активной работы с ним.

      Таким образом, эти выводы представляют интерес и в психолого-педагогическом отношении в связи с общей проблемой воспитания готовности ребенка к школьному обучению и в частности, развитием памяти дошкольника. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Основные характеристики памяти

          Впечатления, которые человек получает об окружающем его мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.  «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[25.216.]

       Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного  царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и  дальнейший прогресс человечества без  постоянного улучшения этой функции  немыслим.

       Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы  поведения есть не что иное, как  запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного  обновления такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы  не смогли бы адаптироваться к текущим  быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и  оно бы безвозвратно утрачивалось.

       Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется  в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических  и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности  к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом  организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его  уходом из жизни. Возможности для  запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут  помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно - рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

         У человека есть речь как  мощное средство запоминания,  способ хранения информации в  виде текстов и разного рода  технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только  на свои органические возможности,  так как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой  информации находятся вне его  и одновременно в его руках:  он в состоянии совершенствовать  эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной  природы. У человека, наконец,  есть три вида памяти, гораздо, более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная.

         Первая связана с широким волевым  контролем запоминания, вторая  – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

       Более точно и строго, чем это сделано  выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни  функции запоминания, сохранения и  воспроизведения информации. Эти  функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей  структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей  развиты неодинаково.

       Есть  люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и  довольно долго хранят в памяти запомненный  ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие  люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что  когда – то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

       Память  трудно свести к одному понятию. Память это:

       - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и   воспроизведению опыта и  информации (Р.С.Немов );

       - способность вспоминать отдельные  переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве (Юзеф Макселон );

       - совокупность процессов и функций,  которые расширяют познавательные  возможности человека; память охватывает  все впечатления об окружающем  мире, которые возникают у человека (Р.С.Немов );

       - сложная структура нескольких  функций или процессов, обеспечивающих  фиксацию прошлого опыта человека;

       - психологический процесс, выполняющий  функции запоминания, сохранения  и воспроизведения материала.[20.236.]

       Запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание являются основными функциями  памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна  память человека –  это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания  и воспроизведения.

       Объём памяти – способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти – 7 элементов (единиц) информации.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста