Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………

Работа содержит 1 файл

оглавление новая курсовая по псих.2 часть.docx

— 280.99 Кб (Скачать)

    Подводя итог, проведенного эмпирического исследования следует отметить, что поставленные задачи по изучению психического процесса памяти как показателя психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста реализованы. Обозначенная гипотеза о том, что в результате использования комплекса игровых занятий по развитию основных видов памяти детей старшего дошкольного возраста, уровень развития памяти испытуемых в экспериментальной группе будет выше, чем в контрольной и психологическая готовность к школьному обучению испытуемых экспериментальной группы будет выше, чем у испытуемых контрольной группы подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Заключение

       В настоящее время разработано и на практике реализуется большое количество систем и методов изучения и влияния на психологические процессы детей старшего дошкольного возраста, с целью их улучшения. Память как психологический процесс является одним из основных познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, который определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, и без которого не возможна была бы когнитивная деятельность ребенка.

    Проблемой развития памяти как показателя психологической готовности ребенка к периоду школьного обучения является то, что без использования специальных развивающих занятий, в дошкольном учреждении, по формированию основных видов памяти, ребенок будет слабо подготовлен к усвоению школьного учебного материала, в виду более низкого уровня психологической готовности к требованиям, которые предъявляются детям, идущим в первый класс.

       Выявив существующие проблемы по рассматриваемому вопросу, целью исследования обозначили проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста. В процессе исследования разработали и реализовали комплекс игровых занятий с детьми по развитию памяти, разработали рекомендации для  воспитателей дошкольного образовательного учреждения по формированию данного психического процесса. Реализовывая предложенные рекомендации в работе с детьми, воспитателю будет легче осуществить грамотный подбор и использование наглядного материала, будет найден правильный способ преподнесения учебной информации детям на протяжении всего учебного занятия.

    Для реализации данного исследования по изучению уровня развития памяти и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста, определили выборку исследования, которая состоит из экспериментальной и контрольной группы испытуемых. С экспериментальной группой испытуемых осуществлялось проведение игровых занятий по развитию памяти, с контрольной группой данных занятий проведено не было. Это осуществлялось с целью выявления эффективности данной программы игровых занятий по развитию памяти с детьми старшего дошкольного возраста.

    Обозначенная гипотеза, о том, что использование программы игровых занятий по развитию памяти, с детьми старшего дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня развития памяти и общей психологической готовности к школьному обучению подтвердилась. Что в свою очередь, даст возможность ребенку старшего дошкольного возраста подойти подготовленным к высоким требованиям школьного обучения.

    Для статистической проверки выдвинутой гипотезы, были использованы диагностические методики, позволяющие оценить уровень развития основных видов памяти детей старшего дошкольного возраста: тест кратковременной смысловой памяти; тест слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой); тест зрительной памяти (вариант теста Бернштейна). Для подтверждения гипотезы о том, что, повышение уровня развития памяти испытуемых, способствует повышению уровня их психологической готовности к обучению в школе использовали методику «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия).

       Выбранный диагностический материал является эффективным оценочным методом, при изучении памяти как показателя психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

       По результатам проведенного исследования выявили, что при использовании игровых занятий по развитию психического процесса - памяти, уровень развития данного процесса и уровень психологической готовности у испытуемых экспериментальной группы выше, чем у испытуемых контрольной группы. Соотнеся данные исследования испытуемых экспериментальной группы по изучению уровня развития памяти и психологической готовности к обучению в школе, сделали вывод о том, что повышение уровня развития памяти имеет связь с повышением уровня психологической готовности к школьному обучению данной группы испытуемых.

     В результате изучения, взаимосвязи уровня развития памяти и уровня психологической готовности к школьному обучению, получили данные о том, что скорость запоминания материала имеет связь с уровнем психологической готовности к обучению в школе. Чем быстрее испытуемые будут запоминать предлагаемый им материал, чем выше скорость запоминания, тем выше будет их уровень развития памяти и уровень психологической готовности к обучению в школе.

        По результатам, проведенного эмпирического исследования следует отметить, что поставленные задачи по изучению психического процесса памяти как показателя психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста реализованы. Выдвигаемая гипотеза подтвердились, т.е. является достоверной.

Результаты  выполненного исследования и разработанные  рекомендации, обозначенные в работе, могут быть использованы психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями, при работе с детьми подготовительной к школе группы, для повышения уровня развития памяти детей и общей психологической готовности к школьному обучению.

    Говоря о перспективах дальнейшего формирования данного психического процесса, следует отметить то, что с переходом детей в начальную школу, необходимо, чтобы с детьми работал не только учитель, но психолог, который помогал бы вовремя выявлять и работать над трудностями в психическом развитии, в том числе и с памятью учащихся. Совместно с учителем психолог подобрал бы необходимые упражнения по совершенствованию и укреплению данного психического процесса детей, дал бы необходимые рекомендации родителям. Так же необходимым является осуществление диагностической работы по изучению индивидуальных особенностей памяти учеников, это даст возможность учителю, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой - целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

В дальнейшем исследования по изучению памяти будут  продолжаться, так как данная проблема остается актуальной и открытой на данный момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Библиографический список литературы

  1. Блонский, П.П. Основные предположения генетической теории памяти [Текст] / А.А.Блонский // Психология памяти / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- АСТ, Астрель, 2008, - 656с.
  2.    Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович// Избр. псих. тр./ Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образ., Моск. психолого-соц. ин-т. – 3-е изд. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2001, – 349 с.
  3. Выготский , Л.С. Память и её развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С.Выготский // Психология памяти / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- АСТ, Астрель, 2008, - 656с.
  4. Венгер, Л.А. Как «измерить» готовность к школе [Текст] / Л.А.Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995.- № 10. - С. 70 - 78.
  5. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Л.А.Венгер. // Дошкольное воспитание, 2004. - №5. – С.36 – 39.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия[Текст]/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1998. - 320 с.
  7. Дубровина, И.В.Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] / И.В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 1998. - 176 с.
  8. Ендовицкая, Т.В. Развитие памяти [Текст] / Т.В.Ендовицкая // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 1998. – 365с
  9. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст] / Л.М.Житникова. – 3-е изд., доп. – М,; Просвещение, 1985, - 89с.
  10. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М.Истомина. – М.: Просвещение. – 1978. – 256с.
  11. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст] / 3.М.Истомина // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – АСТ, Астрель, 2008, - 656с.
  12.   Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст]/ З.М.Истомина// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.
  13. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р.Лурия // Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – АСТ, Астрель, 2008. - 656с.
  14. Леонтьев, А. Н. Логическая и механическая память [Текст ] / А. Н. Леонтьев // Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – АСТ, Астрель, 2008. - 656с.
  15. Леонтьев, А.Н., Запорожец,А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст ]/ А.Н.Леонтьев: - М.: Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
  16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.
  17. Лебедева, С.О. О возможностях развития образной памяти [Текст] /  C.О.Лебедева.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №8.- С. 21-24.
  18. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д.Марцинковская. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 176 с.
  19. Мухина В.С. Психология дошкольника[Текст] / В.С.Мухина // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
  20. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]. В 3-х кн. Кн. / Р. С. Немов. – М: Просвещение: Владос, 1995. – 512 с.
  21. Овчарова Р.В. Практическая психология образования [Текст] / Р.В.Овчарова. Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 448 с.
  22. Психологическая диагностика [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича. Е. М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
  23. Петровский, А.В., Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Просвещение. – 1987. -449с.
  24. Рошка, Г.А. Что и почему запоминает ребенок [Текст ] / Г.А.Рошка . // Дошкольное воспитание. – 1996. - №3. – С. 70 – 73.
  25. Рубинштейн, С.Л. Память [Текст] / С.Л.Рубинщтейн  // Психология памяти / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- АСТ, Астрель, 2008, - 656с.
  26. Смирнов, А.А. Развитие логической памяти у детей [Текст] / А.А.Смирнов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с.
  27. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А.Смирнов. – М.:Просвещение. – 1966. – 375с.
  28. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / А.А.Смирнов. – М.:Просвещение. – 1967. – 300с.
  29. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание [Текст] / А.А.Смирнов // Психология памяти / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- АСТ, Астрель, 2008, - 656с.
  30. Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»[Текст] - М.: Издательство АРКТИ, 1999.– 356с.
  31. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1998. – 288с.
  32. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  33. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей [Текст] / Л.В.Черёмошкина. – Академия развития, 2004,- 240с
  34. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия. 2001, - 144 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

      
     

      

Информация о работе Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста