Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………

Работа содержит 1 файл

оглавление новая курсовая по псих.2 часть.docx

— 280.99 Кб (Скачать)

      Наивысшей стадией овладения классификацией является пятая стадия – стадия опережающего словесного обобщения, для обозначения группы ребенок использует родовое понятие. При переходе от констатирующего обобщения к опережающему происходит дальнейшее слияние операций. Главным для детей становится не перечисление элементов группы, а ее обозначение. Научившись осуществлять классификацию с опережающим словесным обобщением, ребенок тем самым овладевает умением группировать картинки в уме. Но это умение приобретается не сразу.

      Известные советские психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Таким образом, необходимо поэтапное формирование у детей различных умственных действий, в том числе и классификации.[9.36.]

      Итак, формирование классификации как умственного действия осуществляется по трем этапам:

      1) этап практического действия, когда  дети обучаются раскладывать  картинки по группам;

       2) этап речевого действия, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;

      3) этап умственного действия, распределение  картинок по группам в уме,  затем называние групп.

      После этого можно переходить к формированию умения применять группировку в  действиях запоминания.

      Действие  запоминания начинается с ознакомления с материалом, который надо запомнить. Эту первоначальную ориентировку можно  назвать простой или предварительной  ориентировкой. Ее цель – поочередно выделить и обозначить каждый объект, предмет картинку, каждый элемент  какого – либо целого. Необходимо постоянно  побуждать их к деятельности, ставя  вопросы: «А что это?», «А это?»

      Вслед за простой ориентировкой нужно  обучать детей классификации  материала. Классификация как способ запоминания заключается в использовании  названий групп в качестве опорных  пунктов при запоминании и  воспроизведении входящих элементов.

      Именно  успехи детей в овладении классификацией как познавательным действием обеспечивают им возможность использования ее в качестве способа логического  запоминания и способствуют значительному  повышению продуктивности их памяти.

      Таким образом, качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка, но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения программам логического запоминания. Целесообразно одновременное обучение детей различным приемам логического запоминания, т.к. они опираются на аналогичные мыслительные операции. Существенную роль в повышении продуктивности запоминания играет также самоконтроль. Результаты данных исследований представляются весьма важными в связи в подготовкой дошкольников к обучению в школе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6.Роль развития памяти в школьном обучении

     Необходимым условием психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе является определенный уровень его умственной зрелости. У старшего дошкольника должны быть сформированы многие психические познавательные процесса, в том числе и память.

    Отличительной характеристикой памяти дошкольников является преобладание образной памяти, особенно зрительной, над словесной. С 4 лет начинают проявляться умения произвольной памяти, выражающейся в принятии задачи «запомнить». Особенно успешно произвольная память проявляется в игровой форме. Основными способами запоминания служат повторения. В возрасте 6 лет у детей уже есть представления о произвольных способах запоминания в повседневной жизни, но они не переносятся на учебную ситуацию. Ребенок должен владеть самыми простыми приемами запоминания материала: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки материала по смысловым частям; выделение главных и второстепенных деталей и т.д. В возрасте 6 - 7 лет дети овладевают и другими приемами, которые подготавливают переход к более высоким формам запоминания: это попытка образовать внутренние связи между словами [14.621.].

       По мере общего психического развития, происходят коренные изменения памяти. Требования сознательного и систематического усвоения знаний изменяют способность запомнить произвольно. Приобретая умение подчинять свои мнемические процессы задачам обучения, учащийся овладевает различными способами запоминания. Младшим школьникам вполне доступно умственное действие обобщение. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией [12.15.].

      Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности. В этом возрасте, как и у дошкольников, преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности, но могут это делать лишь по отношению к конкретным, образно-представляемым связям.

       Младшие школьники в ходе усвоения учебного материала широко пользуются суждениями, умозаключениями, хотя при этом стараются точно подражать образцу учителя. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предлагает учитель, приводят к такой особенности памяти, как буквальность, которая проявляется в воспроизведении текстов. Привязанность к тексту помогает ребенку осуществлять самоконтроль за деятельностью, соотнести предложенный и воспроизведенный материал, обогащает активный словарный запас ребенка, развивает литературно- оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К 3 классу у ребенка появляются «свои слова» при воспроизведении учебного материала. Буквальность воспроизведения является показателем произвольности памяти. Трансформаций в структуре текста практически нет, характерно незначительное количество повторений: для рифмованного материала 3-5 раз, для текстового 2-3 раза. В этом случае после прочтения материала воспроизводится более половины прочитанного. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти ребенка и, как следствие этого, затруднять его умственное развитие. Поэтому, начиная с 1 класса, следует учить ребенка логически запоминать

      Чем старше ребенок, тем большее количество материала он запоминает благодаря опосредованной памяти. Характеризуется это тем, что для запоминания ребенком материала используются определенные предметы или знаки, которые позволяют ему лучше запомнить предлагаемый материал. Ценность этого вида памяти и в том, что она уже непосредственно связана с мышлением, являясь первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.

        При переходе в младший школьный возраст изменяется не только объем запомненного материала, но и его характер. Если в возрасте 5 лет ребенку легче запоминать образы предметов, картинки с помощью образной памяти, то в более старшим возрасте 6 - 7 лет ребенок может запомнить материал, представленный не только в виде наглядного материала, но и слова, с помощью вербальной памяти [9.56.].

    Большое значение имеет и скорость запоминания ребенком материала. Чем быстрее ребенок будет запоминать предлагаемый педагогом материал, тем выше будет его уровень развития памяти и уровень психического развития необходимого для высокой психологической готовности к обучению в школе.

     Таким образом, мы видим, что проблема развития памяти детей дошкольного возраста изучалась многими учеными и не утратила своей актуальности и в настоящее время. От уровня развития памяти детей зависит во многом их дальнейшее успешное обучение в школе. Следовательно, без хорошо развитого данного психического процесса ребенок младшего школьного возраста будет испытывать трудности в обучении. И наша задача при помощи различных методов и средств значительно повысить уровень развития памяти детей для дальнейшего обучения. Рассмотрев теоретические аспекты данной проблемы, и подробно изучив материал, о видах и особенностях памяти детей старшего дошкольного возраста, целесообразно будет перейти к экспериментальной части исследования, которая позволит более подробно изучить память и психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста, а также соотнести эти два понятия и выявить между ними связь.  
 
 

Глава II     Экспериментальное исследование развития памяти детей      старшего дошкольного возраста 

2.1. Ход исследования  и его методы

   Для осуществления экспериментального исследования уровня развития памяти в психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста определили гипотезу, подтверждение или опровержение которой и будет являться результатом данного эмпирического исследования. Гипотеза - в результате использования игровых занятий по развитию основных видов памяти детей старшего дошкольного возраста, уровень развития памяти испытуемых в экспериментальной группе будет выше, чем в контрольной группе, а, следовательно, и психологическая готовность к школьному обучению.

Характеристика  выборки:

1. В качестве испытуемых были выбраны дети подготовительных к школе групп в возрасте 7 лет, посещающие МДОУ №15 «Центр развития ребенка – детский сад г. Калуги» . Выборка детей осуществлялась следующим образом: с детьми подготовительных групп был проведен констатирующий эксперимент, в котором для всех детей были предложены следующие методики диагностирования памяти:   Тест зрительной памяти «Узнавание фигур», Методика «Запоминание 10 слов» разработанная А.Р. Лурия, тест изучения образной памяти. По результатам проведенных методик были сформированы две группы по 20 человек, в которых дети имели одинаковый уровень развития слуховой, зрительной и образной памяти. Одна группа стала экспериментальной, другая контрольной. 

2. Для  проведения исследования с экспериментальной группой проводился формирующий эксперимент, где детям предлагались разные игры и упражнения для развития памяти, с контрольной группой такая работа не велась.(Прил.2)

3. Объем  выборки составил 40 детей.

Методы  и методики эмпирического  исследования:

  Исследование  осуществлялось в несколько этапов:

  1. Констатирующий эксперимент – позволил получить данные о  развитии памяти детей в контрольной и экспериментальной группах. 
  2. Формирующий эксперимент (осуществляемый с экспериментальной группой).
  3. Контрольный эксперимент – позволивший сделать вывод о том, насколько повысился уровень развития памяти детей в экспериментальной группе за счет применения в работе с детьми различных игровых упражнений для развития памяти.

       Для изучения памяти детей старшего дошкольного возраста, в экспериментальной и контрольной группах, и сбора эмпирических данных были использованы следующие методики ( Прил.1):

1.1 Тест  кратковременной смысловой памяти [22.121.].

ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики кратковременной  памяти детей старшего дошкольного  возраста.

1.2 Тест  слуховой памяти [30.212.].

ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики слуховой вербальной памяти детей старшего дошкольного  возраста (вариант теста З.М. Истоминой).

1.3 Тест  зрительной памяти «Узнавание фигур» [30.214.].

ЦЕЛЬ: тест предназначен для диагностики зрительной памяти детей старшего дошкольного  возраста (вариант теста Бернштейна).

1.4. Методика  «Запоминание 10 слов» разработанная А.Р. Лурия [30.217.].

ЦЕЛЬ: исследование объема и скорости слухоречевого  запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.

Обработка эмпирических данных осуществлялось с  помощью методов математической статистики.

План  эмпирического исследования:

1. Проведение  исследования уровня развития  памяти и общей психологической  готовности детей к поступлению  в школу осуществлялось в спокойной  обстановке, в свободное от занятий  время. Помещение, в котором  осуществлялось исследование: кабинет  психолога, с необходимым комплектующим  оборудованием.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста