Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………

Работа содержит 1 файл

оглавление новая курсовая по псих.2 часть.docx

— 280.99 Кб (Скачать)

       Быстрота  запоминания – отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью  специальной тренировки памяти.

       Точность  запоминания – точность проявляется  в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

       Длительность  запоминания – способность в  течение долгого времени сохранять  пережитый опыт.

       Готовность  к воспроизведению – способность  быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

       Память  также нельзя рассматривать в  отрыве от особенностей и свойств  личности. Важно понимать, что у  разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

       Разница может быть количественной, например:

       - в скорости запоминания;

       - в прочности сохранения;

       - в легкости воспроизведения, в  точности и объеме запоминания.

       Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его  воспроизвести. Другие же, наоборот, с  трудом запоминают, т.к. у них слабо  развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную  информацию.

       Разница может быть также качественной, или  отличаться по своей модальности, в  зависимости от того, какой вид  памяти доминирует. Может больше проявляться  зрительная, слуховая, двигательная или  эмоциональная память. Одному, чтобы  запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни  чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У  разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей  ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное  индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая  память.

       Память  зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:

       - интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;

       - от отношения личности к той  или иной деятельности: жизненно  важно или можно пренебречь;

       - от эмоционального настроя в  конкретном случае;

       - от физического состояния;

       - от волевого усилия и многих  других факторов.

       Основные  процессы памяти –  это запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание.

       Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

       Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.

       Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности – этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.

       Забывание – процесс противоположный сохранению.

       Процессы  нашей памяти взаимосвязаны со всеми  психическими процессами, и особенно – что имеет исключительно важное значение – с процессами мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

       Это некоторые наиболее общие, но вовсе  не исчерпывающие характеристики памяти у человека. 

       Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации  видов человеческой памяти:

       - по характеру целей деятельности  – на непроизвольную и произвольную;

       - по характеру психической активности, преобладающей в деятельности  – на двигательную, эмоциональную,  образную и словесно-логическую;

       - по продолжению закрепления и  сохранения материала, в связи  с его ролью в деятельности) – на кратковременную, долговременную  и оперативную;

       - по сути предмета и способа  запоминания.

       По  характеру участия воли (целевой  деятельности):

       - непроизвольная память означает  запоминание и воспроизведение  автоматически, без всяких усилий;

       - произвольная память подразумевает  случаи, когда присутствует конкретная  задача, и для запоминания используются  волевые усилия.

       По  характеру психической деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные  виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих  действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие  их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

       Двигательная  память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

       Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев.

       Образная  память  – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. 

       Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

       Слуховая  память – это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

       Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.

       Содержанием словесно-логической памяти  являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. [7.151.]

       Логическая  память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание.

       По  продолжительности сохранения информации память подразделяют:

       Мгновенная  или иконическая  память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти – от 0,1 до 0,5 секунд.

       Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.

       Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

       Долговременная  память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.  

    Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что память психический  процесс, который имеем большое  значение для человека и присутствует  в его жизни постоянно.  
 
 
 
 
 
 
 

      1.3.     Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память

     Дошкольное детство – это период  интенсивного развития всех психический  процессов, которые обеспечивают  ребенку возможность ознакомления  с окружающей действительностью.  Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими  способами действия с предметами, усваивает определенные правила  поведения и начинает управлять  собой. Все это предполагает  работу памяти.[9.26.]

       В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное  расширение кругозора, стремительное  овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти детей.

       Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании и воспроизведении  различного материала. Ребенок с  легкостью рассказывает выученное  стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами, правильно воспроизводит  показанные ему движения, все это  он запомнил.

       Важнейшей задачей обучения является обеспечение  такой степени усвоения знаний, при  которой ребенок с легкостью  может ими пользоваться. Полнота, точность и легкость воспроизведения  во многом зависят от того, как осуществлялось запоминание, как оно было организовано. Запоминание, как и воспроизведение, бывает непроизвольным, или непреднамеренным, и произвольным, или преднамеренным. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на два  основных вида: непроизвольную и произвольную.

       Непроизвольное  запоминание – это запоминание материала без постановки цели запомнить, и без специальных, направленных на это усилий. Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить.

       Предметы  яркие, красочные, новые, необычные  привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатлеться  в его мозгу, также непроизвольно  может запечатлеться то, что многократно  повторяется.

       Главная причина непроизвольной памяти наиболее полно раскрыта в исследованиях П.И.Зинченко. На основании многочисленных экспериментов П.И.Зинченко пришел к выводу, что непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека.[5.52.]

       Непреднамеренно запечатлевается в нашей памяти прежде всего то, с чем человек  действует, что является  целью  его деятельности. следовательно, руководить непроизвольной памятью дошкольника  – это прежде всего соответствующим образом организовать их разнообразную деятельность: игровую, трудовую, учебную.

       Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело  на него впечатление, что было интересно.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста