Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проведение формирующего эксперимента с целью изучения особенностей памяти и повышения психологической готовности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определили основные задачи:
1. проанализировать различные подходы к пониманию и изучению памяти.
2. рассмотреть особенности развития памяти дошкольников;
3. раскрыть вопрос развития логической памяти дошкольников;
4. разработать рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения по развитию данного психического процесса у детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические аспекты проблемы развития памяти
Теории и концепции развития памяти…………………….....9
Основные характеристики памяти…………………………..15
Особенности развития памяти дошкольников. Непроизвольная и произвольная память…………………………………………………………23
Развитие логической памяти детей………………………..30
Обучение запоминанию в дошкольном возрасте…………. 36
Роль развития памяти в школьном обучении ……………...43
Глава II Экспериментальное исследование развития памяти детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Ход исследования и его методы………………………….
2.2. Анализ результатов исследования……………………..
Заключение ………………………………………………………………..
Библиографический список литературы …………

Работа содержит 1 файл

оглавление новая курсовая по псих.2 часть.docx

— 280.99 Кб (Скачать)

2. Инструкция, предлагаемая ребенку, проговаривалась  четко, ровным голосом, не торопясь. По окончании инструкции у  ребенка уточнялось все ли  ему понятно, готов ли он.

3. Полученные  данные ответов детей фиксировались  в протоколе исследования.

4. По  окончании проведения исследования  по изучению памяти и общей  психологической готовности детей  старшего дошкольного возраста  осуществлялась математическая  обработка полученных данных  с помощью методов математической  статистики.

     На наш взгляд, выбранный диагностический материал является эффективным оценочным методом, при изучении памяти как показателя психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов исследования

В результате проведения исследования в экспериментальной  и контрольной группе осуществлялась первичная диагностика по изучению уровня развития памяти и психологической  готовности испытуемых к обучению в  школе. Затем были проведены игровые  занятия по развитию памяти в экспериментальной  группе испытуемых. После проведения игровых занятий была проведена  повторная диагностика испытуемых экспериментальной и контрольной групп (Прил. 3), по изучению уровня развития памяти и психологической готовности к школьному обучению.

 Анализ  полученных данных в результате  проведенных диагностик можно  представить в виде сравнительных  диаграмм уровня развития памяти  испытуемых экспериментальной и  контрольной групп до и после  игровых занятий

   

 Таблица 1        Результаты проведенного теста кратковременной смысловой памяти 

  Высокий

    До 

Средний

  До 

Низкий

 До 

Высокий

После

Средний

 После 

Низкий 

После

  Экспериментальная 

         группа

 
    5%
 
   70%
 
25%
 
40%
 
   55%
 
5%
   Контрольная  

         группа

 
10% 
 
  80%
 
10%
 
10%
 
85%
 
5%
 

    До игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 70% испытуемых, в контрольной группе у 80%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 5% испытуемых, в контрольной группе у 10%. 

     После игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 55% испытуемых, в контрольной группе у 65%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 40%, в контрольной группе у 10%. (с контрольной группой игровые занятия не проводились).  

Рис. 1 Сравнительная  диаграмма уровня развития кратковременной  смысловой  памяти испытуемых экспериментальной  группы до и после занятий.

   

           

Рис. 2 Сравнительная  диаграмма уровня развития кратковременной  смысловой памяти испытуемых контрольной группы до и после занятий с экспериментальной группой.                                                                                                                                               

   По полученным данным можно  сделать вывод, что в результате  проведения игровых занятий показатель  среднего уровня развития кратковременной  смысловой памяти у испытуемых  в экспериментальной группе понизился  на 15%, в контрольной группе также  понизился на 15%, а высокий уровень  развития в экспериментальной  группе повысился на 35%, в контрольной  группе остался на прежнем  уровне развития.

                                                                                                                                                             Таблица 2   Результаты проведенного теста слуховой памяти

   Высокий

      до

Средний

  до 

Низкий

  до 

Высокий

после

Средний         после  Низкий

 после 

Экспериментальная

           группа

 
    15%
 
   85%
 
     0%
 
     80%
 
    20%
 
     0%
    Контрольная 

         группа

 
    10%
 
   90%
 
    0%
 
     25%
 
   75%
 
     0%
 

       Как видно из таблицы 2:

  - до игровых занятий: средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 85% испытуемых, в контрольной группе у 90%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 15% испытуемых, в контрольной группе у 10%.

-  после игровых занятий – средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 20% испытуемых, в контрольной группе у 75%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 80%, в контрольной группе у 25%.

    По полученным данным можно сделать вывод, что в результате проведения игровых занятий показатель среднего уровня развития слуховой памяти у испытуемых в экспериментальной группе понизился на 65%, в контрольной группе понизился на 15%, а высокий уровень развития в экспериментальной группе повысился на 65%, в контрольной группе повысился на 15%.  

                                                                                        

Рис. 3 Сравнительная диаграмма уровня развития слуховой памяти испытуемых экспериментальной группы до и после занятий  

             

   Рис. 4 Сравнительная  диаграмма уровня развития слуховой  памяти испытуемых контрольной   группы до и после занятий

      Проанализировав данные сравнительных диаграмм можно проследить изменения, до и после проведенных игровых занятий, в среднем и высоком уровне развития слуховой памяти испытуемых экспериментальной и контрольной группы.

 Таблица 3 Результаты проведенного теста зрительной памяти

   Высокий

     до

 Средний 

      до

   Низкий

     до 

Высокий

  после 

Средний

 после

Низкий 

после

Экспериментальная

        группа

 

     60%

 
   40%
 
      0%
 
      75%
 
     25%
 
   0%
     Контрольная 

           группа 

 
     55%
 
    45%
 
      0%
 
      55%
 
     45%
 
   0%
 

    Как видно из таблицы: до игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 40% испытуемых, в контрольной группе у 45%, высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 60% испытуемых, в контрольной группе у 55%. После игровых занятий - средний уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 25% испытуемых, в контрольной группе у 45%. Высокий уровень развития в экспериментальной группе выявлен у 75%, в контрольной группе у 55%.

     По полученным данным можно сделать вывод, что в результате проведения игровых занятий показатель среднего уровня развития зрительной памяти у испытуемых в экспериментальной группе понизился на 25%, в контрольной группе остался прежним, а высокий уровень развития в экспериментальной группе повысился на 15%, в контрольной группе остался прежним.

Рис. 5 Сравнительная  диаграмма уровня развития зрительной памяти испытуемых экспериментальной группы до и после занятий 

Рис. 6 Сравнительная  диаграмма уровня развития зрительной памяти испытуемых контрольной группы до и после занятий с экспериментальной  группой.

       Проанализировав данные сравнительных диаграмм можно проследить изменения, до и после проведенных игровых занятий, в среднем и высоком уровне развития зрительной памяти испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 4 Результат проведенного теста по методики «Запоминание 10 слов» (А.Р..Лурия)

  Высокий

    До 

Средний

   До 

Низкий 

   До 

Высокий

  После 

Средний

После

Низкий 

 После 

Экспериментальная

         группа

 
    20%
 
   80%
 
     0%
 
    55%
 
   45%
 
   0%
    Контрольная 

          группа

 
   10%
 
   80%
 
    10%
 
  10%
 
   90%
 
   0%

 

      Как видно из таблицы 4 до игровых занятий средний уровень в экспериментальной и контрольной группах выявлен у 80% детей, высокий уровень в экспериментальной группе у 20%, а в контрольной у 10%. После проведения игровых упражнений с экспериментальной группой произошли следующие изменения: высокий уровень выявлен в экспериментальной группе у 55% детей, а в контрольной группе – у 10%, средний уровень в экспериментальной группе у 45%, в контрольной группе – 90%. По полученным данным можно сделать вывод о том, что после проведения комплекса игровых упражнений и занятий  появилось больше детей имеющих высокий уровень развития.

 

Рис. 7 Сравнительная  диаграмма уровня развития памяти по методике «Запомни 10 слов» (А.Р.Лурия) детей экспериментальной группы до  и после занятий 

            

Рис. 8 Сравнительная  диаграмма уровня развития памяти по методике «Запомни 10 слов» (А.Р.Лурия ) детей контрольной группы до и  после занятий с экспериментальной  группой.  

         Проанализировав данные сравнительных диаграмм можно проследить изменения, до и после проведенных игровых занятий, в среднем и высоком уровне при исследовании объема и скорости слухоречевого запоминания памяти испытуемых экспериментальной и контрольной групп. 

     Данное исследование было направлено на изучение уровня развития памяти и психологической готовности к обучению в школе у испытуемых двух групп: экспериментальной и контрольной. С экспериментальной группой осуществлялось проведение комплекса игровых занятий по развитию памяти. С контрольной группой испытуемых данных игровых занятий проведено не было.

      В результате проведения двух диагностик: первичной и повторной в экспериментальной и контрольной группе и, проанализировав полученные данные с помощью методов математической статистики, выявлено, что в результате использования игровых занятий по развитию памяти, уровень развития данного процесса у испытуемых экспериментальной группы выше, чем у испытуемых контрольной группы.

     Соотнеся данные исследования, сделали вывод о том, что повышение уровня развития памяти испытуемых экспериментальной группы, связано с повышением уровня психологической готовности к школьному обучению.

В результате изучения взаимосвязи двух переменных: уровня развития памяти, а именно скорости запоминания материала, и уровня психологической готовности к школьному  обучению выявлено, что скорость запоминания  материала имеет связь с уровнем  психологической готовности к обучению в школе. Чем быстрее испытуемые будут запоминать предлагаемый им материал, чем выше скорость запоминания, тем  выше будет их уровень развития памяти, и уровень психологической готовности к обучению в школе.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития памяти детей старшего дошкольного возраста