Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

Шпоры по педагогической психологии (1 семестр).doc

— 554.00 Кб (Скачать)

 

 

А.К. Маркова:

                   рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;

                   обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;

                   учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Н.Ф. Талызина придерживается существовавшей в советский период трактовки понятия "научение" - применение рассматриваемого понятия исключительно к животным; обучение рассматриваетcя ею только как деятельность учителя по организации педагогического процесса, а учение - как деятельность ученика, включенного в учебный процесс.
          Таким образом, психологические понятия "научение", "обучение", "учение" охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.
          Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости. Следовательно, процессы обучения совпадают во времени с развитием, созреванием, овладением формами группового поведения объекта обучения, а у человека - с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности.
          Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

 

22. Виды научения

ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

Простое научение
 

                   Привыкание (габитуация)

                   Сенситизация

 

Ассоциативное научение
 

                   Пассивное (классическое) - основа реактивного поведения

                   Оперантное (инструментальное) - основа оперантного поведения

                   Одномоментное (аверсивное или «избегание приманки»)

 

Сложное научение

 

                   Импринтинг (запечатление)

                   Латентное (когнитивное)

                   Викарное

(По книге Шадрикова)

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.
          Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).
          Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения - ассоциация по смежности - формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой. Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием "естественным" (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.
          Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.
          При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

 

 

 

23. Основные концепции обучения на современном этапе: интерактивное обучение, проектное обучения

 

Проектное обучение

 

Комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным или проблемным обучением. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Главным же отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача — то конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

История метода проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления их «общественности», т. е. другим учащимся группы, внешним экспертам по данному вопросу и т. п.

Интерактивное обучение

 

Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Особую актуальность тема работы приобретает в настоящее время, когда широкое распространение приобретают информационные технологии в обучении. Информационные технологии позволяют создавать интерактивные обучающие программы, оказывающие дополнительную поддержку учащимся в освоении учебной программы и развитии познавательной деятельности.

 

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит гуманному, демократичному подходу к обучению. 

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

 

Формы и приемы интерактивного обучения:

Работа в парах

Ротационные (сменные) тройки

Карусель

Работа в малых группах

Аквариум

Незаконченное предложение

Мозговой штурм

Броуновское движение

Дерево решений

Ролевая (деловая) игра

Займи позицию

Дискуссия

Дебаты

 

Приемов интерактивного обучения существует огромное количество.

 

24.Модель обучения на основе полного усвоения

Известно, что предложенный всем учащимся материал усваивается ими по разному, возникает разброс оценок успеваемости. Как это преодолеть, как бороться с низкими оценками и неуспеваемостью? Мировая практика накопила различные подходы к решению этой проблемы. Например, один из самых громоздких для школы - это "второгодничество", т.е. полный повтор всего цикла обучения. Еще один путь, имеющий хождение в зарубежной школе, - разделение учеников на "однородные" группы, в которых подобраны дети с одинаковыми показателями умственного развития.

Но возможно ли успешно обучать всех детей данного класса? "Всех учить всему" - эти слова выдающегося педагога, идеолога массовой школы А.Я. Коменского на протяжении более трех столетий остаются образовательным идеалом для каждой ступени образовательной лестницы. Именно такая задача ставится и решается в подходе к обучению, получившему название "обучение полного усвоения".

В основе модели полного усвоения лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б.С. Блумом. Они исходили из следующих посылок. Разброс успеваемости обычно объясняется соответствующим разбросом способностей к обучению. Однако Дж. Кэрролл обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предоставления информации и т.д.). Единственное, что остается не зафиксированным, это... результаты обучения, которые характеризуются заметным разбросом. Дж. Кэрролл предложил сделать постоянным, фиксированным параметром учебного процесса именно результаты обучения. В таком случае все параметры условий обучения будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. 

Этот подход был развит Б.С. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.С. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:
1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения,
2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе,
3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон на практике разработали соответствующую общедидактическую систему обучения по модели полного усвоения. Исходным моментом является общая установка, которой должен проникнуться учитель: все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; его задача - правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность. Используя специальные процедуры конкретизации целей, учитель проводит детальное уточнение целей обучения для курса в целом, составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он должен получить к концу курса. На этой основе составляются тесты для проверки достижения запланированных целей по всему материалу курса.

Обучение на основе полного усвоения получило широкую международную известность. У себя на родине, в США, оно охватило ряд школьных округов; эксперименты по этой модели ведутся в школах ряда стран мира - Австралии, Великобритании, Бельгии, Бразилии, Индонезии, Южной Кореи и др. В отличие от многих других педагогических поисков разработки по этой модели отличаются устойчивыми чертами и являются воспроизводимыми по ряду основных признаков. Это дает возможность обзора экспериментальных данных, оценивающих результаты ее применения. Данные, полученные американскими, австралийскими и южнокорейскими исследователями, свидетельствуют о том, что система обучения на основе полного усвоения дает хорошие результаты для учащихся, обладающих различным уровнем интеллектуального развития. При этом у тех, кто, по данным интеллектуального тестирования, считаются "слабыми", успеваемость значительно повышается; заметно повышается она и у детей с высокими показателями интеллектуального развития. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"