Физическая реабилитация пациентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Черепно-мозговая травма - важнейшая медико-социальная проблема. У взрослых ее главными причинами служат автомобильные аварии и несчастные случаи на производстве, у детей - подвижные игры и падения. Усовершенствование методов лечения черепно-мозговой травмы (общий уход, мониторинг и основных физиологических показателей, противоотечная терапия, быстрая диагностика внутричерепных объемных образований с помощью КТ и МРТ) привело к снижению летальности и числа осложнений, но все же у многих сохраняются выраженные неврологические или психические расстройства, в том числе даже после легких или среднетяжелых черепно-мозговых травм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Черепно-мозговая травма. Определение, классификация, краткая характеристика……………………………………………………………6
1.1.Закрытые черепно-мозговые травмы………………………………..7
1.2. Открытые черепно-мозговые травмы……………………………..13
2. Краткая история развития лечебной физкультуры как средства реабилитации при черепно-мозговых травмах……………………..…14
3. Применение лечебной физкультуры для лечения черепно-мозговых травм……………………………………………………………………..16
1. Особенности метода ЛФК……………………………………….16
2. Периоды общей ЛФК…………………………………………….17
3. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга………………………………………………......18
4. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах......19
4. Массаж головы как эффективное средствореабилитации при черепно-мозговых травмах………………………………………………………..27
5. Заключение………………………………………………………………30
6. Список использованных источников и литературы…………………..31

Работа содержит 1 файл

ЧМТ).docx

— 71.83 Кб (Скачать)

     В послевоенный период расширилась сфера  применения лечебной физической культуры.

     Сейчас  физические упражнения как одно из основных средств лечения используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся  углубленные  исследования роли физических упражнений в клиническом лечении при  оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других заболеваниях. 
 
 
 

    1. Применение  лечебной физкультуры  для лечения черепно-мозговых травм.
 
    1. Особенности метода ЛФК.

     Применение  лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма - движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

       Общая методика лечебной физкультуры  определяет принципы и правила  проведения занятий физическими  упражнениями, дозировку физической  нагрузки, классификацию физических  упражнений, схему курсов лечения,  формы применения лечебной физкультуры,  схему режимов движения( режимов  активности) и др. Частные методики  лечебной физкультуры для отдельных  категорий больных разрабатывают  с обязательным учетом патогенеза  и клинической картины заболевания,  возраста, пола и состояния тренированности  больного, задач, которые надлежит  решить с помощью физических  упражнений и выбора их для  непосредственного воздействия  с целью восстановления нарушенных  функций. При этом специальные  упражнения должны сочетаться  с общеукрепляющими физическими  упражнениями, обеспечивая общую  и специальную тренировку.

     Физические  упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных  при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ  и словесные объяснения. Во время  занятий лечебной гимнастикой следует  избегать посторонних раздражителей ( например, посторонние разговоры  и т.п.).

     Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность  движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление  и кислородное голодание. Неблагоприятное  влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание  (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его  избегать, следить за дыханием.

     Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для  начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться  повышение  тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно  выполнять непосредственно после  энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении  усиливается.

     3.2. Периоды общей ЛФК

     Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской  реабилитации. По решению всемирной  организации здравоохранения принято  различать два периода реабилитации – больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится  на соответствующие периоды.

     Период  ЛФК – это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом.

     В лечебной физической культуре различают  три периода:

     Первый  период (вводный) – острый, щадящий, период вынужденного положения, или  иммобилизации. Анатомическое и  функциональное состояние органа и  всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются  анатомические нарушения целостности  костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного  органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью  головного мозга.

     В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных  общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В  занятие включается 25% специальных  и 75% общеразвивающих и дыхательных  упражнений. Время основной части  занятия составляет около 1\3 времени  всего занятия.

     Второй  период (основной) – функциональный, период восстановления функций. Анатомически орган в основном восстановлен, а  функция по-прежнему резко нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение  устранено, но функции головного  мозга ограничены.

     Во  втором периоде физиологическая  кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных  упражнений к общеразвивающим и  специальным 1:2. Темп средний. В занятие  включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет  около 1/2 времени всего занятия.

     Третий  период (заключительный) – тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего  органа, но и всего организма в  целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние  органа приблизилось к норме, но большие  физические нагрузки – висы, упоры, поднятие тяжестей - больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений.

     В третьем периоде физиологическая  кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение  дыхательных упражнений к общеразвивающим  и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных  упражнений и 25% общеразвивающих и  дыхательных. Время основной части занятия составляет около 2/3 времени всего занятия.

     Повреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее  вследствие травмы головы. При сотрясении мозга нет грубых структурных  изменений в мозгу. Одни исследователи  считают, что при сотрясении мозга  возникают изменения в области  связей нервных клеток, другие находят  сосудистые расстройства в мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в оболочках и  веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается нарушение  циркуляции спинномозговой  жидкости, отёк, набухание мозга и связанное  с этим повышение внутричерепного  давления.

     При сотрясении мозга наступает разлитое охранительное торможение в коре головного мозга; оно может распространиться и на подкорку мозга.

     Основными признаками черепно-мозговой травмы являются: потеря сознания (различной продолжительности, от нескольких минут до нескольких часов), замедленный пульс,  тошнота, нередко рвота, ретроградная амнезия (больной не помнит о происшедшем  и о периоде, предшествующем травме). В первые  дни отмечаются головная боль, головокружение, шум, звон в ушах, общая слабость.

     Иногда  наблюдается ригидность мышц затылка  и др.; может быть небольшое повышение  температуры. Давление спинномозговой жидкости обычно повышено (250-300 мм). Случаи смерти редки.

     Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую форму  сотрясения мозга.

     После тяжёлой сотрясения мозга иногда надолго остаются головная боль, головокружение, нервно-сосудистые нарушения, эмоциональная  неустойчивость, быстрая утомляемость, снижение памяти и работоспособности; больные не переносят жары, шума, даже малых доз алкоголя.

     Степень и длительность нарушений зависят  от тяжести травмы, возрастных, типовых  и индивидуальных особенностей пострадавшего, общего состояния организма и  т.д. Клиническая картина сотрясения мозга сходна с контузией мозга, при которой имеются очаговые симптомы (парезы и параличи).

     Лечение с точки зрения традиционной медицины: госпитализация, постельный режим, холод на голову, внутривенные вливания глюкозы и хлористого натрия в виде гипертонических растворов, а также сернокислой магнезии, которую можно вводить и внутримышечно; при повышенном внутричерепном давлении делают поясничный прокол.

     3.2. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.

     К повреждениям головного мозга относятся: острое поражение мозгового кровообращения ( инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.

     При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах любой  этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение  больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей  и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями  в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и  систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку  компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В  комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале  с опорой-с костылями, ходилками - четырехножками, палкой, а затем  без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и  трудовым процессам.

     В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течении короткого времени  несколько раз в день. В занятии  используется одно исходное положение. Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная разработка суставов, в которых имеется ограничение  движений.

     Во  втором периоде продолжительность  занятий составляет около получаса. Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения упражнений средний и медленный. Физиологическая  кривая двух- и трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная  разработка суставов. В этом периоде  в занятия включаются упражнения с предметами, обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями, переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с  опорой и без.

     В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный. Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам, лечебному  плаванию и элементам спорта –  волейбола, баскетбола, ходьбы на лыжах  и др.

     3.2. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.

     Ушиб  головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям  дает картину тяжелого сотрясения мозга  с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного  мозга относятся порезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).

     При открытых  и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки  назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних  мышечных групп назначаются после  прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику – за несколько дней перед тем, как  пострадавшему будет разрешено  сесть. При порезах и параличах  пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или  интенсивной терапии.

     Существует  система - целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах, направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в целом.

Информация о работе Физическая реабилитация пациентов