Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 01:07, курсовая работа
Черепно-мозговая травма - важнейшая медико-социальная проблема. У взрослых ее главными причинами служат автомобильные аварии и несчастные случаи на производстве, у детей - подвижные игры и падения. Усовершенствование методов лечения черепно-мозговой травмы (общий уход, мониторинг и основных физиологических показателей, противоотечная терапия, быстрая диагностика внутричерепных объемных образований с помощью КТ и МРТ) привело к снижению летальности и числа осложнений, но все же у многих сохраняются выраженные неврологические или психические расстройства, в том числе даже после легких или среднетяжелых черепно-мозговых травм.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Черепно-мозговая травма. Определение, классификация, краткая характеристика……………………………………………………………6
1.1.Закрытые черепно-мозговые травмы………………………………..7
1.2. Открытые черепно-мозговые травмы……………………………..13
2. Краткая история развития лечебной физкультуры как средства реабилитации при черепно-мозговых травмах……………………..…14
3. Применение лечебной физкультуры для лечения черепно-мозговых травм……………………………………………………………………..16
1. Особенности метода ЛФК……………………………………….16
2. Периоды общей ЛФК…………………………………………….17
3. Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга………………………………………………......18
4. Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах......19
4. Массаж головы как эффективное средствореабилитации при черепно-мозговых травмах………………………………………………………..27
5. Заключение………………………………………………………………30
6. Список использованных источников и литературы…………………..31
В начальном периоде – (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная гимнастика не используется.
В
раннем периоде (I) – (2-5-е сутки) –
применяют специальные
В промежуточном периоде (II) – (5-30-е сутки) – стойкие поражения мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы черты. В двигательной сфере – это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных нервов, в психической – астенический синдром, нарушение памяти, другие расстройства высших корковых функций.
В
этом периоде расширяют программу
дыхательных упражнений, продолжают
лечение положением, проводят общеукрепляющую
и специальную лечебную гимнастику.
Дыхательные упражнения носят динамический
характер. Расширение программы лечебного
дыхания заключается в том, что
больной активно принимает
При
отсутствии или незначительном появлении
двигательных нарушений, а также
при астеническом синдроме в этом
периоде можно проводить
В
позднем восстановительном
Восстановительные
мероприятия имеют ряд
В компенсаторной активизации больных после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном столе, конструкция которого позволяет изменять угол наклона его плоскости к горизонтали. Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга.
Осторожная
ортостатическая нагрузка способствует
адекватной тренировке сердечной мышцы,
нормализует центральный и
Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.
Особенно важны специальные активные упражнения, направленные на дифференцированное овладение всей гаммой мышечной деятельности. Сюда относится обучение минимальным мышечным напряжениям, восстановление умения дозировать мышечное напряжение, скорость движения, амплитуду движения, время переключения и другие физические величины движения. Большое внимание уделяют активному зрительному, проприоцептивному,
Слуховому и другим видам контроля со стороны больного.
В комплекс упражнений включают также обучение целенаправленным двигательным актам. Каждое действие проводят вначале пассивно, под зрительным контролем больного, затем активно 3-4 раза на здоровой конечности. Далее активное движение выполняют одновременно в обеих конечностях с коррекцией движения в пораженной конечности. После этого заданное движение совершают только пораженной конечностью. В ряде случаев легче делать движения не одновременно в обеих конечностях, а попеременно в здоровой и пораженной. Легкие действия чередуют с более сложными. При невозможности выполнить сразу весь двигательный акт больного обучают отдельным элементам этого действия, затем « связкам» между элементами и всему акту. Если выполнение какого-либо действия затруднено из-за непреодолимых очаговых поражений мозга, то больному предлагают движения и действия компенсаторного типа, направленно замещающие утраченный двигательный акт.
В
позднем периоде черепно-
Особое
место в комплексе лечебно-
Помимо
вышеуказанных упражнений, применяют
специальные упражнения для ликвидации
нарушений координации
Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения ( с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами ( так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор снижается и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.
В
резидуальном периоде – проводятся
лечебно-восстановительные
Эффективность занятий
Особого
подхода требуют больные, перенёсшие
тяжёлую черепно-мозговую травму с
нарушением жизненно важных функций. Сложность
двигательных дефектов при подобных
травмах обуславливается
Так,
лечение положением предусматривает
устранение мышечной дистонии - сочетания
мышечной гипертонии с гипотонией (
как следствие подкорково-
При
восстановительном лечении
Длительно
сниженная психическая
Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций – апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.