Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия как сфера услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 57.01 Кб (Скачать)

     На  этом поприще предприятия сферы  физкультуры и спорта вступают в  конкуренцию с другими видами предпринимательской и социально-культурной деятельности – ресторанным бизнесом, опингом, выставками, кино, театрами, музеями, печатными СМИ, телевидением, радио, Интернетом. Все эти направления обслуживаются собственными производителями и инфраструктурой, поэтому следует учитывать то обстоятельство, что физическая культура и спорт находятся в постоянном противоборстве с производителями прочих товаров и услуг, в числе которых такие мощные структуры, как изготовители пива, алкогольных напитков, туроператоры, торговля.

     На  рынках досуга все участники борются  за потребителя. Идет повседневная напряженная  борьба за покупателя, за его деньги и внимание. В таком противостоянии сфере физкультуры и спорта приходится весьма непросто отстаивать свои позиции. Рассмотрим основные виды рынков, на которых  производители физкультурно-спортивных товаров и услуг вступают в  конкурентные отношения с прочими  товаропроизводителями и продуктами.

     Свое  свободное от работы время люди заполняют  различными видами досуга, среди которых  наиболее распространенными являются:

     • информационный – чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание  радиопрограмм;

     • интеллектуальный – посещение театров, кинотеатров, концертов;

     • физкультурно-спортивный – занятия спортом;

     • развлекательный – посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома;

     • семейно-ориентированный – занятия с детьми;

     • посещение магазинов, поход за покупками.

     Рынки здоровья и красоты. Значение физической культуры и спорта для красоты  и здоровья человека общепризнано. Однако в последние десятилетия  представители конкурирующих отраслей все активнее заявляют о себе на рынках сохранения и восстановления здоровья, рынках красоты и физического  совершенства. Речь идет в первую очередь  о производителях медикаментозных  средств и препаратов для снижения веса, средств класса «антиникотин», систем психологической кодировки от потребления алкоголя и прочих веществ и приемов.

     Помимо  этого физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия  «заменителей красоты» – пластическая хирургия, удаление жира, внедрение  в тело имплантатов, наращивание  мышечной массы с помощью анаболических  стероидов и т.д.

     Рынки зрелищно-массовых услуг. На рынках зрелищно-массовых услуг конкурируют различные  виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в большей степени заинтересует зрителя, привлечет его внимание и интерес.

     Как и в других сферах экономики, предприятия, которые являются производителями  спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и научно-исследовательскую  деятельность на основе спроса и предложения  на свою продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции  предприятия стремятся поставить  на рынок.

     Таким образом, говоря об особенностях производства и потребления социально-культурных услуг в отрасли «физическая  культура и спорт», необходимо иметь  в виду, что эти процессы тесно  связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, и оборудования и др.) и товаров (спортивная одежда и обуви, спортивный инвентарь). Названные материальные товары и услуги сами по себе, как  правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и  спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в  связи, с чем рост спроса на материальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары. 

 

     

     1.2. Классификация социально-культурных  услуг отрасли  «физической культуры  и спорта» 

     Социально-культурные услуги отрасли «физической культуры и спорта» населению представляют собой полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенные потребности  граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи  и реализуются по ценам, в значительной мере покрывающие издержки производителя  и обеспечивающим ему прибыль.

     Исследования  показывают, что при реализации услуг  требуется больше личного участия, внимания, контактов и получения  информации от потребителей, чем при  реализации товаров. Включение потребителя  в процессе производства услуги означает, что продавец должен проявлять заботу не только о том, что производить, но и о том, как производить. Такая  характеристика социально-культурной услуги, как неотделимость, подразумевает, что менеджеры должны управлять  не только своими служащими, но и своими клиентами.

     Одним из необходимых условий эффективного производства и реализации социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» является представление  о реальном спектре в условиях построения рыночных отношений.

     Развитие  материального производства, являющегося  основой процесса сферы услуг, а  также продолжающееся разделение труда  в непроизводственной сфере привели  к значительному разнообразию видов  услуг в отрасли «физическая  культура и спорт».

     Социально-культурные услуги в отрасли «физическая  культура и спорт» можно классифицировать по ряду признаков, что можно видеть из таблицы 1 (Приложение А).

     Так, по форме распределения общественных фондов потребления, социально-культурные услуги отрасли могут выступать  как бесплатные (урок физкультуры  в общеобразовательном учреждении) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре).

     По  мотивам производства социально-культурные услуги могут быть коммерческими (получение  производителем прибыли) и некоммерческими (выполнение производителем социально  важных функций, например развитие физической культуры и спорта среди подростков, инвалидов, пожилых).

     По  форме потребления социально-культурные услуги отрасли подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими  упражнениями и видами спорта) и  массовые (коллективные занятия физическими  упражнениями и видами спорта).

     По  мотивам потребления различаются  социально-культурные услуги личного  характера (занятие конкретного  лица плаванием в бассейне) и деловые (аренда бассейна для проведения спортивных соревнований).

     По  характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или  иные социально-культурные услуги отрасли  «физическая культура и спорт», их можно классифицировать на:

     - физкультурно-спортивные, представляющие собой обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно (ДЮСШ);

     - зрелищные, которые подразумевают  личное присутствие на спортивных  соревнованиях либо просмотр  их по телевидению (футбольный  матч);

     - консультационные – персональные  консультации посредствам, методам  и формам занятий физическими  упражнениями, видами спорта, лечебной  физической культурой;

     - образовательные, т.е. получение  среднего и высшего профессионального  образования, переподготовка кадров;

     - дополнительного образования –  занятия в спортивных школах;

     - посреднические – подготовка  пакета документов, необходимых  для 
создания физкультурно-спортивной организации, контракта профессионального спортсмена и т.п.;

     - коммерческие, подразумевающие спонсорскую помощь, лотерейную и подобную деятельность.

     По  степени важности, которая сегодня  меняется для потребителя социально-культурные услуги подразделяют на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на основе научно обоснованных методик, регламентированного времени  занятий и т.п.), дополнительные (пассивное  оздоровление с использованием различных  разновидностей массажа, бань) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного  питания, камер хранения, автостоянок).

     Таким образом, можно сделать вывод, что  данная классификация дает полное представление  об основных видах социально-культурных услуг в отрасли «физическая  культура и спорт». 
 
 
 

 

     

     1.3. Сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. 

     Учитывая  сложившиеся национальные традиции, основными услугами в отечественной  физкультурно-спортивной сфере остаются физкультурно-оздоровительные и  спортивно-тренирующие мероприятия, которые относятся к основополагающим услугам с хорошо отработанными  и внедренными учебно-педагогическими  подходами. В связи же с реформированием  большинства физкультурно-спортивных комплексов и внедрением новых рекреационных, оздоровительных и спортивно-тренирующих  схем и принципов активного отдыха, а также спортивных и культурно-развлекательных  программ необходима разработка единого  стандарта к качеству физкультурно-оздоровительных  услуг, реализуемых физкультурно-спортивными  организациями и учреждениями страны.

     Поэтому, нами  на основе изученных основополагающих документов системы сертификации и на основании модели обеспечения качества услуг (ТОСТ-Р 50691-94) устанавливающих общие правила предприятия физкультурно-оздоровительных услуг для системы сертификации, рекомендуется стандарт предприятий, которые должен включать в себя выполнение следующих требований:

  • безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
  • сохранность их имущества;
  • охрану окружающей среды;
  • качество физкультурно-оздоровительных и спортивных, а также и дополнительных услуг в соответствии Законами Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ», «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», а также другим и законодательными актами в физической культуре и спорте, стандартизации, метрологии и сертификации.

     Сертификацию  физкультурно-оздоровительных и  спортивных услуг признаны проводить  аккредитованные в установленном  порядке и зарегистрированные в  Госстандарте России органы по системе  сертификации.

     При этом объектами сертификации физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг должны являться:

  1. предприятия (независимо от формы собственности) оказывающие услуги;
  2. исполнители услуг;
  3. процессы оказания услуг;
  4. система качества услуг.

     Основную  работу по сертификации должны выполнять  аккредитованные органы системы  добровольной сертификации физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг. В качестве органов  системы добровольной сертификации целесообразно использовать кадровый потенциал высших учебных заведений  Минспорттуризма России, функционирующих во всех федеральных округах страны, которые по специальным схемам и в соответствии с основными положениями и порядком сертификации услуг могут проводить основную работу.  В задачу испытательных лабораторий входит контроль за соблюдением требований безопасности и качества услуг при обслуживании в физкультурно-оздоровительных комплексах.

     Нормативными    документами    при    сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг являются:

     - межгосударственные и национальные  стандарты России;

Информация о работе Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия как сфера услуг