Форма государственного устройства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности формы государственного устройства, а также анализ существующих на современном этапе форм государственного устройства как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Для реализации цели целесообразно пошаговое решение следующих задач:

Изложение теоретических основ: дать определение формы государственного устройства, рассмотреть её виды;
Исследование особенностей форм государственного устройства в современный период;
Анализ государственного устройства РФ, выявление его особенностей и проблем.

Содержание

Введение 2
1. Понятие формы государственного устройства, её виды 4
1.1. Определение формы государственного устройства 4
1.2. Виды форм государственного устройства 5
2. Особенности форм государственного устройства в современный период 10
2.1. Распределение полномочий между центром и периферией в современных унитарных государствах и федерациях 10
2.2. Проблема децентрализации власти в федерациях, образованных по территориальному признаку 11
2.3. Появление промежуточных форм государственного устройства 12
3. Государственное устройство РФ: особенности и проблемы 14
3.1. Государственное устройство РФ. Анализ правовых основ 14
2.2. Особенности современного российского федерализма 15
Заключение 20
Литература и нормативные акты 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Итак,  можно сделать вывод, что асимметрия проявляется не на уровне важнейших конституционных полномочий, прав и обязанностей, а на уровне специфических особенностей, связанных с экономическими, культурными, историческими, национальными географическими особенностями того или иного субъекта Федерации. 

     2. Повышение роли Совета Федерации  в развитии федеративных отношений.

     Этот  вопрос, сформулированный в 1997 году нашел отражение в 2000, когда по инициативе Президента РФ, поддержке обеих палат Федерального Собрания был принят пакет законов определяющий:

  1. Порядок разделения Российской Федерации на семь территориальных округов: Северо-Кавказский (центр – Ростов-на-Дону), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск). Такое разделение упорядочивает систему «вертикали власти» на местах, в регионах. Каждый из округов возглавляется представителем президента по этому округу, а он в свою очередь назначает своего представителя в одном из регионов его округа. Такое разделение служит средством централизации власти, укреплении контроля со стороны центральных органов к органам местной власти.
  2. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Суть сводится к тому, что раньше в Совете Федерации было два представителя от региона – глава исполнительной и законодательной властей. Теперь их также два, но представители законодательного и исполнительного органов субъекта выбираются законодательными собраниями субъектов.
  3. Суть третьей и четвертой части реформы заключается в том, что президент Российской Федерации может отстранить от занимаемой должности главу исполнительной власти любого субъекта Федерации, несмотря на то, что он выбран народом, а не назначен собственно президентом РФ. Однако, для процедуры отстранения необходимы существенные причины. Немного уравновешивает это положение следующее: глава исполнительной власти субъекта Федерации имеет возможность отстранять от занимаемых должностей выборных глав городов и районов своего субъекта. Конечно, эти нововведения с одной стороны помогли достичь лучшей подотчетности и контролируемости деятельности со стороны президента РФ с одной и глав субъектов Федерации с другой, однако возможность отстранять от должностей выборных глав районов и городов со стороны глав субъектов РФ, может привести к политическим раздорам и противостояниям в тех регионах, к которых власть и авторитет главы субъекта велика.9

     3. Вмешательство федеральных государственных органов в дела субъектов РФ

     Именно  «степень» вмешательства важна  для рассмотрения, т.к. идея о вмешательстве  или невмешательстве давно решена в пользу первого. Предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы ведения субъектов РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов зафиксированы в важнейших нормативных актах государства. Это – Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, Федеративный договор, принятый 31 марта 1992 года и Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года. Однако в Конституции сказано, что Президент РФ вместе с судом необходимой юрисдикции вправе разрешать споры между органами власти РФ и органами власти субъектов, проблемные ситуации внутри субъекта (вплоть до отмены результатов выборов). В статьях 85 часть вторая и в статье 88 прописано, что Президент РФ может «приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам...» и «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным  конституционных законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение…».

     Таким образом, форма государственного устройства нашего государства не является постоянной и неизменной, а меняется в соответствии с изменяющимися условиями внутри страны. Наличие проблем, в том числе и связанных с территориальным устройством, является естественным для любого государства и порождает необходимость реформ.

     К основным тенденциям реформирования федеративных отношений в РФ можно отнести следующие:

     1. Укрепление целостности РФ как  единого федеративного государства,  укрепление единого правового  пространства, координация правотворчества в регионах.

     2. Последовательная реализация конституционного  равенства субъектов Федерации  во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти, что должно способствовать преодолению  фактического политического и  социально-экономического неравенства субъектов Федерации.

     3. Оптимальное разграничение полномочий  Федерации и ее субъектов. Чтобы  достичь этого, необходимо более  четко определить границы компетенции  Федерации и ее субъектов по  предметам совместного ведения.

 

Заключение

 

     Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

     Итак, история знает два основных типа устройства государства: унитарное и федеративное государство.

     Унитарное (неделимое) государство – форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц – субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.). На данный момент является самой распространенной формой территориального устройства. Существование наряду с централизованным унитарным государством таких государств как децентрализованное и смешанное позволяет в разной степени осуществлять государственно-властные полномочия. В целом, единая система высших органов государственной власти позволяет более качественно заниматься законотворческой деятельностью на территории унитарного государства.

     Федерация – форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований – субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Ныне федерации также как и унитарные государства остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственного устройства.

     Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку. К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения). Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваются противоречиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации.

      Анализируя  же состояние современных унитарных  государств, мы видим тенденцию к появлению в них наоборот федеративных черт. Оба последних факта являются по сути одним глобальным процессом, имеющим логичное объяснение - чрезмерно централизованное государство обрекает себя на неэффективность, а несоразмерно децентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли, чревато распадом государства.

 

Литература  и нормативные  акты

 
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.
  3. Теория государства и права//Под ред. Алексеева С.С., Архипова С.Е., 1998 г.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2005.
  5. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2004.
  6. Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. СПб., 1971.
  7. Тепс Д. Конституционные основы федерализма.– СПб., 2002.
  8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2005.
  9. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
  10. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.
  11. Кушнир А.: Федерация или унитарное государство.// Народный депутат 1992 г. №6.
  12. Марченко М.Н. Сравнительное исследование проблем федерализма // Вестник МГУ. Серия 11. М., 1993.

Информация о работе Форма государственного устройства на современном этапе