Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

По мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, которые называются разделением власти.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви - это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Понятие и классификация функций государства………………………...4
2. Основные внутренние и внешние функции ……………………………...8
3. Формы осуществления функций государства ………………………….12
4. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей ………………14
5. Разделение властей как надлежащая правовая форма организации аппарата государственной власти.
5.1 Законодательная власть …………………………………………………19
5.2 Исполнительная власть ………………………………………………….23
5.3 Судебная власть ………………………………………………………….27

Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………..…34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа поТГП.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

       Важно подчеркнуть, что основная функция  — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством  и целеустремленностью система  многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

       От  основных и неосновных функций государства  следует отграничивать функции  органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных  органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

       Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный  процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций  и функций отдельных государственных  органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства.

       Рассмотрение  понятия основных функций государства  требует ответа и на вопрос об их взаимодействия с его задачами и принципами деятельности.

       Задачи  и функции государства — явления  соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

       В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.

       Задачи  государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и  преломляется воздействие экономики  и политики на развитие функций государства.

       В свою очередь, функции государства  представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства  воплощаются в жизнь посредством  осуществления его функций.

       Не  следует также смешивать функции  государства с принципами его  формирования и деятельности.

       Некоторые авторы относят, например, к числу  функций современного Казахстанского государства обеспечение народовластия. видят основное назначение такой  функции в осуществлении государством посредством представительных и  иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Казахстанского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции Республики Казахстан основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Казахстана пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

       В процессе исторического развития государства  в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются  и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях  они обусловливаются свойственными  определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  ВНУТРЕННИЕ и ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
 

       Казахстан переживает один из важнейших этапов развития своей государственности. Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества.

       Рыночная  реформа заметно ограничила пределы  и видоизменила механизм воздействия  государства на экономические отношения, создала условия для развития частной собственности и свободного предпринимательства, привела к разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы устранил монополию государственного руководства экономикой, свойственную хозяйственно-организаторской функции социалистического государства, расчистил дорогу рыночным отношениям. В обстановке экономической независимости система уравнительного распределения материальных благ перестала соответствовать новым экономическим отношениям, превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала необходимость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов.

       Соответственно  возникла необходимость внести уточнения  как в саму систему функций, так  и в их названия. В современный  период государству присуши следующие  основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

       Экономическая функция. В ней наиболее полно  проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм Казахстана.

       За  прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

       Сегодня экономическая функция охватывает такие направления государственной  деятельности, как структурная перестройка  экономики Казахстана, при которой  будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для Казахстана производств, прежде всего добычи полезных ископаемых, и, прежде всего - нефти; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства пока не дала серьезных результатов, но политика привлечения иностранных инвестиций; отстаивание интересов Казахстана на внутреннем и мировом рынке: продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора и, прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; введение собственной валюты, постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Национального банка и т.д. постепенно приносят свои положительные результаты.

       Особое  место в правовом обеспечении  осуществления экономической функции  принадлежит новому Гражданскому кодексу  Республики Казахстан. С принятием  его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством. Однако намеченная глубокая правовая реформа должна принести еще более весомые результаты.

       Социальная  функция.

       Социальная  функция государства направлена на смягчение и преодоление таких  издержек нынешнего переходного периода как бедность, углубление неравенства и рост безработицы: на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

       Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией идеологического многообразия.

       Экологическая функция, или функция охраны природы  и рационального использования природных ресурсов. Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества. Для Казахстана - это одна из наиболее острых проблем. Последствия ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, проблемы Арала стали общечеловеческими проблемами. В одиночку Казахстан не сумеет решить эти вопросы.

       Таким образом, основное содержание экологической  функции составляют государственное  управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, привлечение международного сообщества к участию в решении проблем экологии. Сотрудничество с ООН, другими донорскими организациями становится одной из важнейшей функций деятельности нашего государства.

       С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

       Функция налогообложения и взимания налогов. Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

       В новых условиях развития Казахстана в силу возрастания роли, значительного  расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной  с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

       Нынешние  кризисные явления в экономике  с особой остротой поставили перед  рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.

       Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждым из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания этой триединой функции.

       Охрана  и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

       В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

       С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности, главное в охране правопорядка сегодня  — это обуздание преступности.

       В последнее время предприняты  меры по концентрации усилий государства  на этом важном направлении, подготовлена программа борьбы с преступностью  на ближайшие годы. 

       В течение последнего времени изменился  не только Казахстан, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Информация о работе Функции государства