Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства. Для чего я постараюсь рассмотреть вопросы понятия функций государства, основные внешние и внутренние функции, формы и методы их реализации, а также роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие функций государства 5
2. Основные внутренние функции государства 14
3. Основные внешние функции государства 24
4. Формы и методы реализации функций государства 32
5. Роль органов внутренних дел в осуществлении
функций государства
35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Функции государства -курс работа-.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

    Иные  же функции подвергаются мощному  влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

    В процессе исторического развития государства  в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи - возникают вновь. Но во всех случаях они обуславливаются сущностью государства и его социальным назначением.

    «Функции  не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно – исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ, обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие»7.

    В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

    В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно – правовых явлений и процессов попросту невозможно.

    Эффективно  используется метод классификаций  и при изучении непосредственно функций самого государства.

    В юридической науке существует множественность  классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие  отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:

    - объекты и сферы государственной  деятельности;

    - территориальный масштаб;

    - способ государственного воздействия  на общественные отношения;

    - взаимоотношения государств;

    - содержание функций.

    Действительно, в научных и практических целях  функции государства могут быть классифицированы по самым различным  критериям. По времени действия функции  делятся на:

    - постоянные (осуществляемые государством  на всех этапах его существования);

    - временные (появление которых  вызвано специфическими условиями  общественного развития, а прекращение  - их исчезновения).

    По  сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства  делятся на:

    - внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

    - внешние (деятельность за ее  пределами, в которой проявляется  роль государства во взаимоотношениях  с другими государствами).

    Анализ  реальной действительности позволяет  сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

    К внешним функциям следует отнести  функции интеграции в мировую  экономику, внешнеэкономического партнерства  и государственной поддержки  иностранных инвестиций, обороны  страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

    Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.

    Внутренние  и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими  государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

    По  сферам общественной жизни функции  государства могут быть разделены  на:

    - экономические;

    - политические;

    - социальные;

    - осуществляемые в духовной сфере.

    Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

    К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.

    Здесь соответственно функции подразделяются на:

    - законодательные (правотворческие);

    - управленческие;

    - правоохранительные (в том числе  судебные);

    - информационные.

    Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее, весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество – целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

    Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти. Однако в Конституции Российской Федерации разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

    В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллектива, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присуще ему в течение всего исторического периода его существования.

    Таким образом, делая вывод сказанному, отметим, что в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

    Далее в работе будут рассмотрены основные внешние и внутренние функции государства. 
 

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 

    Как уже было отмечено выше, по направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. При рассмотрении данного вопроса коснемся внутренних функций, которые «нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество»8.

    Обеспечение народовластия.

    «Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функция народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.»9

    Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

    1) Реализация волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчества).

    2) Обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими.

    3) Официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

    4) Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

    Экономическая функция

    Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

    В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

    Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:

    1) Выработке экономической политики;

Информация о работе Функции государства