Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства. Для чего я постараюсь рассмотреть вопросы понятия функций государства, основные внешние и внутренние функции, формы и методы их реализации, а также роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие функций государства 5
2. Основные внутренние функции государства 14
3. Основные внешние функции государства 24
4. Формы и методы реализации функций государства 32
5. Роль органов внутренних дел в осуществлении
функций государства
35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Функции государства -курс работа-.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.

     Проблема  экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

     Однако  отсутствие в нашей стране сложившейся  рыночной экономики в универсальном  понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику, потребуется определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

     Функция сотрудничества с  другими государствами в решении глобальных проблем.

     В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

     Это - проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

     В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

     Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создавались и создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, ЮНЭСКО, ВТО, МАГАТЭ и т.д.).

     Как уже было сказано выше, каждое государство  связано с другими государствами  различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

     И в заключении рассматриваемого вопроса, подводим вывод о том, что, внешние  функции государства - это защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п., они также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

     Задачами  внешней политики России в настоящее время являются последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ. На основании этого можно выделить основные внешние функции нашего государства: оборона страны; обеспечение мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем, которые были рассмотрены выше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

ГОСУДАРСТВА 

     Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

     Формы осуществления функций характеризуют  связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.

     Государство, осуществляя свои функции, использует разнообразные формы, которые можно разделить на правовые и неправовые. Среди правовых форм осуществления функций государства можно выделить:

     Правотворческая деятельность - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в подготовке и издании нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

     Правоисполнительная деятельность - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

     От  этой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

     Основное  бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых  правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой издаются соответствующие акты.

     Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

     Неправовые  формы охватывают большой объем  организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

     Выделяются  следующие организационные формы  деятельности по осуществлению функций  государства:

     - организационно-регламентирующая - оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма;

     - организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций государства;

     - организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная,  воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения и др.).

     Методы  осуществления функций государства  достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Также можно выделить следующие методы: «экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), идеологические (обращения к населению, призывы и т.д.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.)»18.

     Деятельность  государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

     В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

     Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества. 
 
 
 
 

     5. РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

     «Деятельность органов внутренних дел по осуществлению  функций государства протекает  в тех же формах (правовых и неправовых, организационных) и с использованием тех же методов (по самой общей классификации - убеждения и принуждения), которые присущи иным органам исполнительной власти».19

     Однако  по самой природе (правоохранительные органы), в силу специфики возложенных на органы внутренних дел задач (охрана общественного порядка и борьба с преступностью), им предоставлено право гораздо более широкого использования большого числа методов принуждения, связанных с существенным ограничением прав и свобод граждан, причинением вреда здоровью и даже лишением жизни (в случае применения специальных средств, оружия).

     Роль  органов внутренних дел в осуществлении  функций государства огромна. Формы  и методы деятельности органов внутренних дел по осуществлению функций  государства формируют общественное мнение о них, и чем оно благоприятней, тем больше оснований рассчитывать на содействие граждан, а, следовательно, на успех в борьбе с преступностью.

     Совершенствование нормативно-правового регулирования  форм и методов деятельности органов внутренних дел при осуществлении функций государства, как представляется, должно стать одной из первоочередных задач.

     Большая роль органам внутренних дел принадлежит  при осуществлении такой функции  государства, как функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. В Конституции Российской Федерации признаются права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Это функция проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

     Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

     Под общественным порядком понимается система  общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового  характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

     Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

     За  все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом»20. Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

     Огромная  роль принадлежит органам внутренним дел при осуществлении такой функции государства, как обеспечение общественной безопасности, которая представляет собой сложное и многоплановое явление социальной жизни общества.

Информация о работе Функции государства