Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Право человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.
2.Социальный риск: понятие, виды, значение.
Вопрос 3. Понятие, признаки и система социального обеспечения в РФ. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения.
Вопрос 4. Функции социального обеспечения.
Вопрос 5. Общая характеристика предмета права социального обеспечения.

Работа содержит 1 файл

псо(зачет).docx

— 231.07 Кб (Скачать)

 Вопрос 1. Право  человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.

Социальнаяполитика - этоцеленаправленноевоздействиегосударства, общественныхобъединений и организацийнасуществующуюсистемуобщественныхотношений, цельюоторогоявляетсяулучшениеусловийбыта и трудаширокихслоевнаселения.

Социальнаяполитикаосуществляетсячерезсистемусоциальногообеспечения.

Социальназащита - этопрактическаядеятельностьпореализацииосновныхнаправленийсоиальнойполитики.

Онаосуществляетсянаосновесоответствующихнормативныхактов и включает в себянепосредстеннуюорганизаторскуюработу с цельюоградитьлюбоелицо в РФотэкономической, социальной и физиологическойдеградациивследствиевоздействиянеблагоприятныхфакторов.

Социальнаязащищенность- эторезультатреализациисоциально-экономическихправчеловека, выраженный в егоустойчивомблагополучии и высокомуровнеблагосостояния.

 

Социальнаязащита и социальнаязащищенностьобеспечиваютсявсейсистемойзаконодательства и российскогоправа, в наибольшейстепенитакимиотраслямиправакактрудовое, гражданское, экологическое, семейное, жилищное и правосоциальногообеспечения.

 

Критерии, в соответствии с которымитотилиинойвидобеспеченияназываютсоциальным:

1. источникифинансирования (в настоящеевремяимислужатсредства специальных государственныхвнебюджетныхфондов (пенсионногофонда, фондасоциальногострахования, фондаобяательногомедицинскогострахования), а такжесредствабюджетовразличныхуровней)

2. круглиц, подлежащихобеспечению (устанавливаетсяприменительно к конкретнымвиамобеспечения)

3. условияпредоставленияобеспечения (различныевидысоциальныхрисков, с которымисвязанонаступлениядлячеловекатруднойжизненнойситуации, в которойоноказалсяпонезависящимотнегопричинам, и помощьобществаявляетсядлянегонеобходимой)

4. цельпредоставленияобеспечения(ближайшие, промежуточные и конечные)

 

Государстворуководитсозданиемфинансовойбазы и организационныхструктурнеобходимыхдляреализацииконституционногоправакаждогонасоциальноеобеспечение.В результатеданнойдеятельностивозникаетгосударственнаясистемасоциальногообеспечения, онавключает в себятриорганизационно-правовыеформы (обязательноесоциальноестрахование, государственноеобеспечениезасчетпрямыхассигнований, государственнаясоциальнаяпомощь), которыеотличаютсядруготдругапокругулиц, источникамфинансирования, органамуправления и видамвыплат.

 

Наравне с государственнойсистемойсоциальногообеспечения в РФсуществует и негосударственная (невходит в предметправасоциальногообеспечения).

 

 

 

2.Социальный риск: понятие, виды, значение.

Социальный риск - это закрепленная в нормах ПСО возможная в жизни каждого вероятное предполагаемое событие как правило неотвратимое и влекущее социальнозначимое негативное изменение материального и/или социального положения человека, его здоровья по независящим от него обстоятельствам, в случае нступления коготого человек вправе требовать предоставления определенного материального блага в целях поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

 

Характерными признаками, позволяющими называть собитие, происходящее в жизни человека, социальным риском являются:

1. обусловленность экономической  системой и общественной организацией  труда

2. имущественные последствия  в виде отсутствия дохода от  трудовой деятельности или внутрисемейного  содержания дополнительные расходы  на членов семьи (нетрудоспособных)

3. заинтересованность государства  и общества в смягчении и  преодолении данного события

 

С учетом объективной природы  и влияния на трудоспособность человека социальные риски объединяют в следущие группы:

1. Физиологического характера  (временная или стойкая утрата  трудоспособности, беременность и  роды, старость, смерть)

2. Демографического характера  (многодетность, сиротство, неполнота  семьи)

3. Производственного характера  (трудовое увечье, профессиональное  заболевание)

4. Экономического характера  (безработица)

 

Право человека на СО закреплено в ст. 39 Конституции РФ, также она  указывает на основания возникновения права на социальное обеспечения:

1. возраст 

2. болезнь 

3. инвалидность

4. потеря кормильца

5. необходимость воспитания  детей 

6. и иные случае, установленные  законом

 

Вопрос 3. Понятие, признаки и система социального  обеспечения в РФ. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения.

социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения. 
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более  широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы  развития этой отрасли. Особенная часть  науки совпадает с особенной  частью этой отрасли права, поэтому  состоит из тех же институтов.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4. Функции  социального обеспечения.

 

НазначениесистемыСОпроявляется в егофункциях:

1. Экономическая (выражается в оказанииматериальнойподдержкилицам в труднойжизненнойситуации, в содействииразвитиюобщественногопроизводства, в экономическомподъемезонприоритетногоразвития)

2. Защитная (включает в себядвазащитныхявления

- охранасоциальныхправ - этосовокупностьмер, осуществляемыхорганамиместногосамоуправления и общественнымиобъединениями и направленныхнапредупреждениенарушенийсоциальныхправчеловека)

- защитасоциальныхправ - этопринудительныйспособвосстановлениянарушенногоправачеловекалибоуправомоченнымлицом, либокомпетентнымиорганами.

3. Политическая (направленанасближениесоциальногоуровняразличныхслоевнаселения и созданиеусловий, обеспечивающихдостойнуюжизнькаждому; отэффективностивыполненияданнойфункциизависитсостояниесоциальногопокоя в обществе)

4. Демографическая (предназначенастимулироватьвоспроизводствонародонаселениястраны)

5. Производственная (выражается в том, чтоправонамногиевидыобеспеченияобусловленотрудовойдеятельностью, а уровеньобеспечениязависитотхарактерадеятельности и размеравознаграждениязатруд; онаспособствуетповышениюпроизводительноститруда и повышениюмастерстваработающих, а такжеыводуизобщественногопроизводствастуреющейрабочейсилы и лиц, потерявшихспособностьтрудиться)

6. Профилактическая (заключается в предотвращениивозникновениясоиальнорисковыхситуаций)

7. Социально-реабилитационная (направленанавосстановлениеобщественногостатусанетрудоспособныхграждан и другихсоциальнослабыхгруппнаселения)

 

Вопрос 5. Общая  характеристика предмета права социального  обеспечения.

ПредметПСОсоставляют:

1. Материальныеотношенияпубличногохарактера, складывающиеся в рамкахгосударственнойсистемысоциальногообеспечения, попредоставлениюденежныхвыплат, социальныхилимедицинскихуслуглицам, пострадавшим в результатенаступлениясоциальныхрисков, указанных в законе.

2. Процедурныеотношенияпоустановлениююридическихфактов и назначенийденежныхвыплатилиуслуг.

3. Процессуальныеотношенияпоразрешениюспоров в областисоциальногообеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения - это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному  обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных  социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения  являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

 

Вопрос 6. Метод  правового регулирования общественных отношений в сфере социального  обеспечения

 

ОсобенностямиметодаПСОявляются:

1. Сочетаниеимперативного и диспозитивногоспособоврегулирования (придоминированииимперативного)

2. Сочетаниецентрализованногорегулирования с региональным, муниципальным и локальным.

3. Спецификаюридическихфактов

4. Особенностисанкций, закрепленных в нормахПСО.

 

Метод правового  регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового  регулирования - совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод  правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним  каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств  и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с  изменением общественных отношений  меняется и содержание метода.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"