Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Право человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.
2.Социальный риск: понятие, виды, значение.
Вопрос 3. Понятие, признаки и система социального обеспечения в РФ. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения.
Вопрос 4. Функции социального обеспечения.
Вопрос 5. Общая характеристика предмета права социального обеспечения.

Работа содержит 1 файл

псо(зачет).docx

— 231.07 Кб (Скачать)

е)   для граждан ( физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг также по авторским договорам, — в размере 1% выплат, начисленных в пол; указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

 

Вопрос 10. Фонд социального  страхования РФ как субъект правоотношений по социальному обеспечению.

Фонд социального  страхования Российской Федерации  как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение был образован 1 января 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 « О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР»

Основными задачами Фонда являются обеспечение гарантированных  государством пособий и других социальных выплат; участие в разработке и  реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования и др.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, предусмотренных законодательством. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных. Средства Фонда  направляются на:

✓   выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

✓   оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет (см. ст. 163КЗоТ РФ);

✓   оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

✓   частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев- профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

✓   частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

✓   частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

✓    оплату проезда к месту лечения и обратно;

✓   создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

✓    обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.

 

Размеры страховых взносов  тарифов устанавливаются дифференцирование  по группам отраслей ( подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска определяется Фондом социального страхования РФ в соответствии с Правилами отнесения отраслей ( подотраслей) экономики к классу профессионального риска.

Правила предусматривают 14 классов  профессионального риска — ( к 1 классу (наименее рисковому) отнесены управление, здравоохранение, народное образование  и др.; к 14 классу — ( наибольшая степень  риска) — отнесена добыча угля подземным  способом.

Размеры страховых тарифов  установлены Федеральным законом  от 2 января 2000 г. «О страховых тарифах  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  на 2000 г.» дифференцировано по группам  отраслей от 0,2 по 1 классу до 10,7 по 14 классу.

 

Вопрос 11. Федеральный  фонд и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  РФ как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

В целях обеспечения  конституционного права граждан  Российской Федерации на медицинскую  помощь 28 июня 1991 г. был принят Закон  РФ « О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

1)     финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

2)      обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3)      аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС выполняет, в частности, следующие функции:

1)     осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2)      разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3)      выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

4)      осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

5)      осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

6)      участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан и ряд других функций.

Контроль за деятельностью  Федерального фонда осуществляет ревизионная  комиссия. Правление Федерального фонда  по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую  проверку деятельности Федерального фонда  ОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую  лицензию. Отчет о результатах  этой проверки представляется в Правительство  Российской Федерации.

 

Вопрос 12. Физические лица как субъекты правоотношений в  сфере социального обеспечения.

СубъектамиправоотношенийпосоциальномуобеспечениюявляютсяФЛ и ГО.В качествеФЛмогутучаствоватьгражданеРФ, лицабезгражданства, беженцы, вынужденныепереселенцы, иностранныеграждане, постояннопроживающиенатеррриторииРФ.Иностранныеграждане, временнопребывающиенатерриторииРФмогутбытьсубъектамиправоотношенийпосоц.обеспечениютолькоприналичиисоответствующихмежгосударственныхсоглашений.Семьямоетбытьучастникомпенсионногоправоотношенияпослучаюпотерикормильца.ЧтобыбытьучастникомпровоотношенийпоСОгражданиндолженобладатьправоспособностью и дееспособностью.В зависимостиотспецификиобщественныхотношенийэтиэлементыправосубъектностимогутвозникатьодновременноилинесовпадатьвовременивозникновения.

правоспособность в областиСОвключает в себядвегруппыюр.возможностей:

1. постояннаяправоспособность, содержаниекоторойобразуетсовокупностьюридическихвозможностейбытьносителемправ и обязанностейнавсебезисключениявидысоциальногообеспечения.Приэтом, объемсодержанияэтойчастиправоспособности у всехгражданодинаковнезависимооткаких-лиообстоятельств.Т.к. К РФотноситправа в областисоциальногообеспечния к основнымправамчеловека, принадлежащимкаждомуотрождения, точеловекявляетсясубъектомправоотношенийпосоциальномуобеспечению с моментарождения.

2. переменнаяправоспособностьозначает, чтоСОгражданперсоницифировано в зависимостиотздоровья, возраста, наличиядетей, уровнядоходов и другихобстоятельств.Объемеесодержанияменяетсянапротяжениижизничеловека.

ДееспособностьФЛ в СОимеетнекоторыеособенности.Так в отдельныхправоотношениях у различныхгруппнаселенияонавозникает в разноевремя, нпр.,пенсионныеправоотношения. Крометого, в рамкахправоотношенийодноготипа у разныхлицобъемсодержаниядееспособностиразличен.

Общаядееспособностьскладываетсяизследующихюр.возмоджностей:

- приобретатьсвоимидействиямиправанаотдельныевидысоциальногообеспечения

- осуществлятьсвоимидествиямиправа и обязанности в социальномобеспечении

- нестиответственностьзанеправомерноеповедение.

 

Вопрос 13. Содержание правоотношений в сфере социального  обеспечения. Основания их возникновения, изменения и прекращения.

 
 
Содержание правоотношений. Основная особенность матариальных правоотношений по СО заключается в том, что их содержание составляет субъективное право ФЛ на получение конкретного вида соиального обеспечения в устновленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая обязанность государственного органа предоставить данный вид обеспечения. При реализации данного права физическое лицо несет обязанности, возложенные на него законом:

- предъявлять документы,  содержащие достоверные сведения, сообщать обо всех изменениях, влияющих как на условия обеспечения  так и на размеры выплат. Государственный  орган несет не только обязанности,  он обладает правом требовать  предоставления необходимых документов, проверять их достоверность, производить  удержание из выплат, приостанавливать  выплаты.

 

Содержание процедурного правоотношения составляет право ФЛ на становление юридических фактов, необходимых для подтверждения  права на конкретные виды оеспечения и соответсвующая ему обязанность государственного органа произвести проверку и вынести акт решения об удовлетворении обращения ФЛ или об отказе в этом

 

Под объектом материальных правоотношений по СО понимают конкретное материальное блага, по поводу которого они возникают.

1. Пенсия - это ежемесячная  выплата, назначаемая лицам, достигшим  установленного возраста, инвалидам,  потерявшим кормильца в качестве  основного источника средств  существования с учетом или  без учета стажа и уплаченных страховых взносов. Выделяют трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии за выслугу лет (военнослужащим, госслужащим, служащим органом ВД и другим), социальные пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца)

 

2. Пособия - это денежные  выплаты, назначаемые в целях  временной частиной компенсации утраченного заработка либо в целях оказания социальной поддержки.Пособия могут быть диновременными, ежемесяными и периодическими.

 

3. Услуги - это полезные  действия по удовлетворению потребностей  населения в медицинской или  социальной помощи бесплатно  или на условиях частичной  оплаты. Также к услугам относят  натуральное содержание (нпр., детей в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидом - в домах-интернатах)

 

4. Льготы - это предоставление  дополнительных прав или освобождение  субъектов социального обеспечения  (ФЛ) от исполнения части обязанностей. Льготы можно разделить на  две группы:

- материальные (нпр., на оплату жилья и коммунальных услуг)

- организационные (нпр., преимущественное право на некоторые виды услуг).

В настоящее время некоторые  нормативные акты вместо понятия  льгота содержат понятие меры социальной поддержки.

 

5. Компенсационные выплаты  - представляют собой денежную  выплату, компенсирующую лицам  часть отмененных услуг. ФЗ  от 22 августа 2004 №122 ~о монетизации льгот

Вопрос 14. Принципы правового регулирования отношений  по социальному обеспечению: понятие, признаки, виды. Межотраслевые и  внутриотраслевые принципы права социального  обеспечения.

Принципы права - основные идеи, руководящие начала, характеризующие сущность и содержание права, его внутреннее строение и развитие.

Роль  правовых принципов:

- они позволяют уяснить  смысл законодательства, его связь  с экономикой и моралью

- определяют общую направленность  и тенденции развития правовых  систем и их частей

- помогают в практическом  применении норм и в решении  вопросов, не урегулированных нормами  права

- обеспечивают единство  норм отрасли права 

Классификация принципов права по сфере их действия:

Информация о работе Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"