Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Право человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.
2.Социальный риск: понятие, виды, значение.
Вопрос 3. Понятие, признаки и система социального обеспечения в РФ. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения.
Вопрос 4. Функции социального обеспечения.
Вопрос 5. Общая характеристика предмета права социального обеспечения.

Работа содержит 1 файл

псо(зачет).docx

— 231.07 Кб (Скачать)

1. общеправовые (дома, Цыганов)

2. межотраслевые 

3. отраслевые

4. институционные

Межотраслевые принципы свойственны отраслям права, близко соприкасающимся друг с другом. Для ПСО таким отраслями являются трудовое право и семейное право. Таким образом, к межотраслевым принципам, имеющим регулирующее значение для социально-обеспечительных отношений относятся:

- защита прав безработных 

- право на охрану здоровья

- государственная поддержка  семьи, материнства, отцовства  и детства

- право пожилых граждан,  инвалидов, ветеранов на социальную  защиту, а также право на защиту  от бедности 

Данные принципы закреплены в Конституции РФ, а также в  СК и ТК.

Отраслевые принципы ПСО - это закрепленные к Конституции РФ или ФЗ руководящие положения, которые непосредственно регулируют сферу социально-обесечительных правовых отношений. В настоящий период времени нет единого НПА, который закреплял бы принципы ПСО. Поэтому для выделения современных принципов ПСО используются признаки права, разработанные философами и юристами:

- сформулированность принципа в НПА соответствующей юридической силы (Конституция, ФКЗ, ФЗ)

- предметная определенность (означает, что критерием для определения  принципа ПСО служат распределительный  характер общественных отношений)

- целевая направленность (означает, что принцип должен  дефствовать не только в статике, но и в динамике, т.е. в направлении достижения целей СО)

- нормативность 

- выражение внутреннего  единства совокупности правовых  норм отрасли 

- стабильность (означает, что  принцип ПСО действует в течение  длительного отрезка времени)

- универсальность (означает, что принципы базируются на  общеобязательности, высшей императивности  и прямом действии)

- истинность (означает, что  принципом может служить только  такое положение, которое не  противоречит иным принципам  ПСО и юридической практике)

- взаимосвязь и взаимообусловленность

Институционные принципы ПСО закреплены в следующих ФЗ:

Принципы обязательного  социального страхования ФЗ от 16 июля 1999 "Об основах обязательного  социального страхования"

Основными принципами осуществления  обязательного социального страхования  являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального  страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения  средствам обязательного социального  страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и  исполнение обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

паритетность участия  представителей субъектов обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного  социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ответственность за целевое  использование средств обязательного  социального страхования;

обеспечение надзора и  общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального  страхования.

- Принципы социального  обслуживания - ФЗ от 10 декабря 1995 "Об основах социального обслуживания  населения в РФ"

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

- Принцип охраны здоровья - ФЗ Об охране здоровья".

Основными принципами охраны здоровья являются

1) соблюдение прав граждан  в сфере охраны здоровья и  обеспечение связанных с этими  правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов  пациента при оказании медицинской  помощи;

3) приоритет охраны здоровья  детей;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, должностных  лиц организаций за обеспечение  прав граждан в сфере охраны  здоровья;

6) доступность и качество  медицинской помощи;

7) недопустимость отказа  в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики  в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной  тайны.

 

Вопрос 15. Всеобщность  и доступность социального обеспечения.

1. Принцип всеобщности  и доступности права человека  на социальное обеспечение. Данный принцип вытекает из ст. 39 К РФ, гарантирующей социальное обеспечение каждому, т.е. государство исходит из возможности обладания правом на социальное обеспечение всеми. При этом законодательство не предусматривает оганичений на получение тех или иных видов обеспечения, а лишь устанавливает условия, при которых они предоставляются. Нпр., уплата страхового взноса, наличие стажа, малообеспеченность. Кроме того, принцип всеобщности базируется на ст. 19 К РФ, т.е. лицо имеет право на социальное обеспечение независимо от пола, расы, национальности и т.д. Всеобщность права человека на социальное обеспечение также означает признание этого права как международными правовым актами, так и Конституцией РФ. Нпр., ст. 22 ВДПЧ, ст. 9 Международного пакта об экономический, социальных и культурных правах, ч. 1 ст. 17 К РФ. Кроме того, право на социальное обеспечение является общим правом всех людей, независимо от общественного строя, полтического режима, формы государственного устройства, формы правления и международного статуса страны, к которой человек принадлежит. Также всеобщность означает неограниченную географию распространения данного права.

Доступность социального  обеспечения означает, что система  социального обеспечения населения  в нашей стране построена таким  образом, чтобы быть максимально  приближенной к человеку. Обеспечение  может осуществляться по месту жительства, по месту работы, службы, учебы, а  отдельные виды обеспечения предосталяются на дому.

 

Вопрос 16. Дифференциация социального обеспечения. Многообразие оснований и видов социального  обеспечения.

В зависимости от основания  в праве социального обеспечения  выделяют следующие виды дифференциации:

- субъектная (в зависимости  от определенных характеристик  субъекта, которому предоставляется  тот или иной вид социального  обеспечения. Для диффиренциации применяются такие признаки как пол (нпр., различный пенсионный возраст у мужчин и женщин), возраст (нпр., различный размер пособий в зависимости от возраста ребенка), определенные заслуги перед государством (нпр., различные льготы для ветеранов ВОВ, ветеранов труда и ветеранов боевых действий), состояние здоровья (временная либо стойкая утрата трудостособности), занятие определенными видами деятельности (нпр., пенсия за выслугу ле военнослужащим, пожизненное содержание судей)

- территориальная (в зависимости  от того, где, в каких климатических  условиях проходила деятельность, дающая право на тот или  иной вид обеспечения (нпр., работа в районах крайнего севера и приравненных к нему местностях либо территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие аварие на чернобльско АЭС или испытаний на семипалатинском полигоне)

- отраслевая (в зависимости  от того, в какой отрасли народного  хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот или  иной вид обеспечения (нпр., пенсионное обеспечение летчиков гражданской авиации, шахтеров, мед. работников и т.п.)

4. Принцип многообразия  основний и видов социального обеспечения.

Реализация данного принципа предполагает, что госудрство предоставляет помощь своим гражданам в ситуациях, когда они в этой помощи нуждаются. Первоначально перечень оснований, при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение включал в себя лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство (на Руси).

Впоследствие, с изменением социально-экономических условий и развитие цивилизации данный перечень расширялся, так ВДПЧ добавила к этому перечню такие основания как безработица, материнство и детство. Российское законодательство относит к числу обстоятельств, дающих право на социальное обеспечение следующие:

- старость (достижение пенсионного  возраста)

- инвалидность

- временную нетрудоспособность

- потерю кормильца

- безработицу

- рождение ребенка

- смерть человека 

- нуждаемость в медицинской  помощи, лечении, лекарственной помощи

- бедность 

- материнство и отцовство 

- воспитание детей в  семье

- вынужденное переселение

В последнее время законодательство рсширило перечень социальных рисков: нпр., ФЗ от 6 марта 2006 "О противодействии терроризму" и др.

С многообразием оснований  социального обеспечения неразрывно связано многообразие его видов, так социальное обеспечение может  предоставляться в денежной форме, а также в натуральной форме  либо в виде социальных услуг, либо в виде жизненно необходимых товаров.

 

Вопрос 17. Ориентация социального обеспечения на достойный  уровень жизни.

Данный принцип базируется на ст. 2 и ст. 7 КРФ, однако обеспечение  достойной жизни человека в государстве  во многом зависит от развития экономики  страны. Поэтому государство закрепляет минимальные нормы обеспеченности, которые оно может гарантировать  своим гражданам. Долгое время в  качестве стандарта применятся МРОТ, в зависимости от котрого определялись размеры пенсий, пособий и других социальных выплат. В настоящее время стандартом социального оеспечения признается прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины + обязательные платежи и сборы. В целях реализации данного стандарта были приняты следующие законы:

ФЗ от 24 октября 1997 года "О  прожиточном минимуме в РФ"

ФЗ от 20 ноября 1999 года и  от 31 марта 1996 "О потребительской  корзине в целом по РФ"

В настоящее время величина прожиточного минимума на душу населения  по основным социально-демографическим  группам в целом по РФ устанавливается  Правительством РФ, а в субъектах  РФ - в порядке, определенном законами субъектов РФ.

Семья или одиноко проживающий  гражданин, средний душевой доход  которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте РФ, признается малоимущей (-им) и имеет право на оказание государственной  социальной помощи.

 

Вопрос 18. Источники  права социального обеспечения: понятие, классификация, виды, сфера действия.

Теория  права выделяет следующие виды источников:

  1. Правовой обычай
  2. Нормативный договор
  3. Нормативно-правовой акт
  4. Прецедент

Для отрасли ПСО характерны следующие  источники:

  1. НПА
  2. Нормативный договор
  3. Дискуссии по поводу прецедента

Ст. 15 КРФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ – источники псо

Нормы международных договоров  имеют преимущественную силу перед  российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Также эти  нормы обязательны для судов  при рассмотрении споров.

Источники ПСО, делятся  на международные и внутригосударственные.

международные

государственные

  1. По Субъекту
    1. Конвенция МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин : трудящиеся с семейными обязанностями» 1981
    2. Конвенция МОТ «О трудящихся эмигрантах» 1975
  2. По географической сфере действия
    1. Универсальные (обязательные для всех государств мира)
    2. Региональные (действуют в пределах конкретного региона)
    3. Двусторонние (обязательные длястран-участников)
  3. По юридической силе:
    1. Акты, обязательные для исполнения государствами-участниками без ратификации
    2. Акты, обязательные для исполнения после совершения установленных нац. законом действий
    3. Акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения

Законы:

  1. КРФ(ст.7,18,33,37-41,45,46,55,53,72)
  2. ФКЗ (применяются при охране прав на СО и их защите)
  3. ФЗ  в области ПСО группируются в зависимости от институтов отрасли:
    1. Институт пенсии

ФЗ от 15/12/2001 «О государственном  пенсионном обеспечении»

    1. Институт социальной поддержки

ФЗ от 12/01/1995 «О ветеранах»

    1. Институт социальной помощи

ФЗ от 17/07/ 1999 «О государственной  социальной помощи»

    1. Институт социального обслуживания

ФЗ от 2/08/1995 «О социальном обслуживании инвалидов»

    1. Рамочные законы (регулируют определенные отношения в полном объеме):

ФЗ от 16.07.1999 «Об основах  обязательного социального страхования»

  1. Законы СРФ. Нпр.: Закон Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З (ред. от 10.05.2011) "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в НО»

 

 

 

Подзаконные НПА:

  1. Указы президента
  2. Постановления правительства.
  3. Нормативные акты министерства здравоохранения и социального развития РФ, иных федеративных министерств, а также государственных внебюджетных фондов по вопросам СО.
  4. Постановления и указы высших должностных лиц  СРФ
  5. Приказы, постановления, распоряжения отдельных органов исполнительной власти СРФ.Нпр., органов социальной защиты населения.
  6. Нормативные акты органов МСУ
  7. Локальные нормативные акты (кол.договор, распоряжение работодателя о порядке предоставления путевок рабочим)

Информация о работе Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"