Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Право человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.
2.Социальный риск: понятие, виды, значение.
Вопрос 3. Понятие, признаки и система социального обеспечения в РФ. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения.
Вопрос 4. Функции социального обеспечения.
Вопрос 5. Общая характеристика предмета права социального обеспечения.

Работа содержит 1 файл

псо(зачет).docx

— 231.07 Кб (Скачать)

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

 

Вопрос 7.Система  права социального обеспечения (как  отрасли, науки и учебной дисциплины),  отграничение от других отраслей права.

Отграничение ПСО от смежных  отраслей:

Признавая самостоятельность  той или иной отрасли права, необходимо отграничить ее от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для  права социального обеспечения  такими являются трудовое, административное и финансовое право.

 

Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними общественные отношения. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные свои виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо.Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда.

КЗоТ РФ содержит главу XVI «Государственное социальное страхование», которая предусматривает право  работников на обеспечение пенсиями и пособиями по государственному социальному страхованию. Эти вопросы  включаются в настоящее время  в предмет права социального  обеспечения. Наличие такой главы  в КЗоТе объясняется тем, что  до 1971 г. (ныне действующий КЗоТ был  принят в декабре 1971 г.) право социального  обеспечения еще не выделилось в  самостоятельную отрасль и его  вопросы рассматривались в рамках трудового права. Отношения между  различными органами государственного управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по обеспечения составляют предмет административного права. организации социального Отношения, связанные с образованием и расходованием  средств различных государственных  фондов — Пенсионного, Фонда социального  страхования, Государственного фонда  занятости населения РФ, — не являются предметом права социального  обеспечения, а относятся к финансовому  праву.

В последние годы в России наблюдается значительный рост числа  негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для  формирования разветвленной сети дополнительного  пенсионного обеспечения1. 22 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон  «О негосударственных пенсионных фондах», закрепляющий правовой статус таких  некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное  пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании  договоров о негосударственном  пенсионном обеспечении населения  с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует  считать гражданско-правовыми и  не имеющими отношения к праву  социального обеспечения.

 

Система ПСО:

В соответствии с положениями  общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, пединституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

 

Следует отметить, что право  социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформулирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного  правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права  социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения  заставляют менять приемы и способы  воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов  и форм социального обеспечения  и т.д. Так, до недавнего времени  право на пенсию неразрывно увязывали  с наличием трудового стажа. В  настоящее время государство  предоставило возможность получать пенсию и без такового (социальные пенсии).

 

К общей части  относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

 

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

 

Каждый из указанных  институтов делится на пединституты. Так, институт пенсий делится на пединституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

 

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

 

 

 

Вопрос 8. Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, признаки,  классификация.

Правоотношения - этоурегулированныенормамиправафактическиеотношенияпоповодупредставленияденежныхвыплат, услуг, льгот, возникающиегосударственнымиорганами и физическимилицами, имеющиминанихправо.

 

Материальныеправоотношенияпредставлютядросистемыправоотношений, ониявляютсяотносительными, т.к.обасубъектанаделяютсяправами и обязанностями.Особеннстьюсоциальнообепечительныхправоотношенийявляетсято, чтоучаствующий в нихгражданинприсоблюденииусловий, установленныхзаконом, наделенсубъективнымправомнаполучениекакого-либовидасциальногообеспечения, а государственныйорганобязанегопредоставить.Материальныеотношенияможноклассифицировать о видамобеспечения, т.к.пообъектам:

1. Пенсионные, т.е.в зависимостиотспецификиюр.фактов и с учетомисточниковфинансирования, онимогутбытьобъеденены в группы:

- повыплатетрудовыхпенсий

- повыплатесоциальныхпенсий

- повыплатепенсийзавысугулет и другихвидовгос. пенсийзасчетсредствфедеральногобюджета

2. Поповодупособий и иныхсоциальныхвыплат, которые в свою очердьтакжеделятсянагруппы в зависимостиотобъекта:

- правоотношения в связисостраховымипособиямимогутбыть:

1) повременнойнетрудоспособности

2) побеременности и родам

3) порождениюребенка

4) напериодотпускапоуходузаребенкомдостижения им полуторалет

3. Побесплатному и льготномусоциальнмуобслуживанию:

- содержание в стационарныхучрежденияхсоциальнойзащиты

- бесплатноеилильготноесоциальноеобслуживаниенадому

- профессиональноеобучение и трудоустройствоинвалидов

- протезирование

- и др.

4. Пооказаниюбесплатноймед.помощи, бесплатномуилильготномулекарственномуоепечению, которыевозникаютпризаболевании, утратетрудоспособности и в другихслучаяхухудшенияздоровья.Существуютследующиевидыоказаниябесплатноймедикосоциальнойпомощи:

- диспансерноенаблюдение

- первичнаямедико-санитарнаяпомощь

- скораямедицинскаяпомощь

- лечениенадомуили в стациорныхучрежденияхзасчетгосударственнойилимуниципальнойсистемыздравоохранния, либо в частныхклиникахзасчетсредствобязательногомедицинскогострахования.

- предоставлениелекарств и изделиймедицинскогоназначениябесплатноилипольготнымтарифам.

 

Посрокамдействияправоотношенияпосоциальномуобеспечениюделятнатригруппы:

1. прекращающиесяоднократнымисполнениемобязанности (нпр.,всевидыправоотношенийпоповодуединовременныхпособий)

2. правоотношения с абсолютноизвестнымсрокомсуществованиявовремени (нпр.,всевидыправоотношенийпоповодуназначенияпособийнадетей, пенсияпослучаюпотерикормильца)

3. правоотношения с неопределеннымсрокомсуществованиявовремени (нпр.,пенсионныеправоотношенияпостарости, поинвалидности, правоотношенияповыплатепособияповременнойнетрудоспособности).

 

 

 

Вопрос 9. Пенсионный фонд РФ как субъект правоотношений по социальному обеспечению.

До 1991 г. в Российской Федерации не существовало самостоятельного (обособленного) бюджета пенсионной системы и средства на выплату  пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были лишь одним  из многих направлений расходования.

Пенсионный фонд был образован в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения.

ПФР является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным  актом, определяющим правовой статус Пенсионного  фонда РФ и регламентирующим его  деятельность, является Положение о  Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и введенным в  действие с 1 января 1992 года.

ПФР обеспечивает:

✓   целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

✓   организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

✓   капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

✓   контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

✓   В соответствии со ст. 118 ГК РФ порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются уставом.

✓   организацию и ведение индивидуального ( персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом « Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

✓   разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также ряд других функций.

ПФР может принимать  участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Денежные средства Пенсионного  фонда РФ направляются на:

✓   выплату государственных пенсий, назначаемых в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также других пенсий, финансирование которых осуществляется за счет средств ПФР, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

✓    выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

✓   оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

✓   финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

✓   другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

В соответствии с  указанным законом определены следующие  размеры страховых тарифов, а  также лица ( юридические и физические), являющиеся плательщиками страховых  взносов:

а) для работодателей-организаций  — в размере 28%;

6)  для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских ( фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в)   для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

г) для адвокатов — в  размере 20,6% выплат, начисленных в  пользу адвокатов;

д)  для граждан ( физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

Информация о работе Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"