Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Заказ 3608.doc

— 225.50 Кб (Скачать)
e="text-align:justify">Управление всех феодальных княжеств являлось почти полной копией дворцово-вотчинной системы периода единого Киевского государства. Теперь на региональном уровне воспроизводилась та же структура: земля и внутри нее мелкие княжества – волости.

Своеобразие Ростово-Суздальского (позднее Владимиро-Суздальского) княжества состоит в том, что в нем сложилась исключительно сильная княжеская власть, позднее этот регион стал колыбелью русского самодержавия. В отличие от других регионов фактически вся его территория стала княжеским доменом. Владимирские князья земли раздавали в условное (поместное) владение служилому дворянству из числа младшей дружины. Укрепляющееся дворянство несло всю гос. службу: в управлении дворцом (отсюда – дворянин), в войсках, судопроизводстве, внешних сношениях и т.д. Опора на дворян и горожан усиливали социальную базу власти князей – Всеволод Большое Гнездо впервые получил титул великого князя.  Урожаи были низкие (почва, климат), поэтому фискальные проблемы могла обеспечить сильная военно-административная власть великих князей.  Дворцово-вотчинная система управления Владимиро-Суздальского княжества фактически ничем не отличалась от предшествующей в Киевском государстве.

Иная ситуация сложилась в Галицко-Волынском княжестве. Княжеская власть в этом регионе появилась сравнительно поздно, при развитых феодальных отношениях, поэтому земледельцы-бояре из старой родоплеменной и новой знати обладали исключительной экономической и военной мощью, что ослабляло великокняжескую власть. Новгородская феодальная республика – высший орган вече, который осуществлял всю власть.

Основная обязанность князя – распределение дани, военные походы.

Система управления:

1) Вече – высший орган гос. власти с 1136г., носитель абсолютной власти, решало все вопросы (войны и мира, внутренние и внешние вопросы, выбирало должностных лиц, приглашало князей, утверждало законы, судопроизводство).

У вече была своя канцелярия – ларь, печать, существовал вечевой дъяк (отвечал за делопроизводство. Вел собрание с трибуны степенной посадник, оглашал повестку дня и руководил выступлениями. Решение оформлялось вечевым дъяком и хранилось в вечевой избе.

Сначала Вече проходило в улицах, где избирался уличанский староста, затем в концах (кончанский староста) и в пригородах. Решение было обязательно для низших вечевых собраний.

Реальной властью обладал совет господ (или оспод, »300-350 чел.) – это наиболее богатая часть знати, все должностные лица, почетные посадники, кончанские старосты, заместители князя и некоторые бояре. Главная их задача – подготовка проектов решений веча, совет фактически определял внутреннюю и внешнюю политику. Господу возглавлял архиепископ (до 1165г. – владыка), следил за деятельностью Веча (решение требовало согласия, духовного благословения), являлся хранителем гос. казны, эталонов мер, весов, скреплял печатью договора с иностранными государствами. Его двор был официальным правительственным центром, где хранился гос. архив. У него был собственный штат чиновников и плок (крупное воинское подразделение).

2) Посадник – впервые был избран в 1136г. вече (до этого назначался великим Киевским князем). Это высшее должностное лицо государства, избирался на неопределенное время из бояр и мог переизбираться. Его функции: созывал и руководил работой Веча, исполнял его решения (исполнительные функции), осуществлял судебные функции вместе с князем, вопросы внутренней и внешней политики. Посаднику подчинялась вся городская администрация.

3) Тысяцкий – помощник посадника, отвечал за народное ополчение, за сбор налогов,  контролировал торговлю и торг, суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок.

4) У посадника и тысяцкого существовал штат чиновников – приставы, бичи, подвойские, половники, изветники (выполняли разные административные и судебные функции, объявляли решение Веча, вызывали суд, производили обыски, фиксировали преступления).

5) Князь – занимал особое место в административной структуре, его призывало на престол Вече. Князь был военачальником, организатором походов, подчинялся посаднику (вместе с ним вел судопроизводство) и тысяцкому. Практически не имел никаких прав (с князем заключался особый договор, по которому он не мог объявлять войну, лишался права приобретать землю, не вмешивался в процесс избрания должностных лиц, мог уволить должностное лицо только с согласия Веча или по решению суда (признание Веча высшим судебным органом)

 

 

11. Особенности американского федерализма: разграничение полномочий и межбюджетные отношения.

              Местное самоуправление - компетенция штатов. Штаты делятся на графства (более 3 тыс. графств). Население избирает Совет графства и должностных лип (шериф, атторней - прокурор) Совет не образует коллегиального исполнительного органа, решает- вопросы местного бюджета, определяет программы развития. Города выделены из графства и имени свою систему самоуправления (совет - управляющий). Графства поделены на тауны и тауншипы.

              Федерация США - относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов. Запрет штатам: вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты. Без согласия Конгресса не могут: облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с др. штатом или ин. государствам, содержать в мирное время войска. Ежегодно федерация предоставляет штатам субсидии, передает полномочия по решению соц. вопросов.

              Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгрессе и законодательных собраний штатов

Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов.

              Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти - и от внутренних насилий.

Признаки дуалистической федерации

1. Сферы законодательных полномочий (по Конституции)             

- список исключительных полномочий федерации

- список запретов для субъектов

- презумпция компетенции субъектов

2. Независимые системы ОИВ у федерации и у субъектов, четкое разграничение полномочий

3. Бюджетный федерализм: редкие федеральные гранты и программы, в остальном – взаимная независимость

4. Примеры: США, Австралия

В основе конституционной модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально, если следовать логике Конституции, федеральные органы и органы штатов независимы. С момента избрания президента и конгресса США — институтов, формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, — связь между ними обрывается. Формально предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции конгресса: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение ФОВ, набор и содержание армии и военно-морского флота, ведение межд. дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.

              Этот перечень дополнен принципом “подразумеваемых” полномочий, которые наделяет конгресс “правом издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов”. → исключительного права Конгресса в области финансов и авторского права, свод уголовного законодательства, карающего за нарушения федерального права.

              не подлежат регламентации со стороны федерации и штатов облагать налогом экспорт, жаловать дворянские титулы, допускать рабовладение, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерации запрещается вводить прямые налоги безотносительно к численности населения штатов, устанавливать дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

              Штаты, в свою очередь, не вправе заключать международные договоры и соглашения с другими штатами без согласия конгресса, чеканить монету, содержать войска в мирное время, принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также федеральные Конституции, законы и договоры, принятые или заключенные на ее основе.

              В самом тексте Конституции сфера компетенции штатов не закрепляется. За органами власти штатов сохраняется “остаточная” компетенция, т.е. те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных ограничений и запрещений.

Но наиболее мощной остается “власть кошелька”. Согласно Конституции, “конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, каким бы ни был источник их поступлений”. Используя это право, конгресс в 1986 г. с принятием закона о реформе налогового права лишил штаты целого ряда бюджетных источников. Увеличилась зависимость штатов от программ оказания помощи, которые принимает конгресс. Финансовая же помощь со стороны федерации сопровождается рядом условий, которые позволяют конгрессу реально влиять на политику в штатах.

Основные статьи расходов на каждом уровне свои. На федеральном это общенациональные задачи - оборона, базовое социальное обеспечение, международные проблемы, фундаментальная наука и т. п. На уровнях штатов и местной власти расходные статьи максимально приближены к функциям жизнеобеспечения населения. Прежде всего это образование и содержание библиотек, социальные пособия, здравоохранение, полиция и исправительная система, дороги, пожарная охрана и коммунальное хозяйство.

Сложившаяся в США система Бюджетного федерализма не идеальна, работает с напряжением, подвергается критике. Но в целом выполняет поставленные задачи удовлетворительно.

 

 

12. Петровские реформы государственного и местного управления: содержание, значение.

Петр I осуществляет реформы изжившей себя системы с целью догнать Европу.

1722 – Табель о рангах (14 рангов) – формирование дворянства.

Завершение процесса оформления абсолютизма, Петр I, воля монарха во всех сферах государственной и общественной  жизни – единственный источник закона, 1722 – утвердил правило передачи трона назначенному преемнику ( до него трон передавался старшему сыну). Император – глава государственной системы управления, верховный главнокомандующий, с 1721г. – глава русской православной церкви.

1711г. образован Правительствующий Сенат (Боярская дума официально упразднена), – постоянно действующий высший гос. орган управления, состав  назначался царем. Указы Сената имели силу закона, за жалобы на Сенат установлена смертная казнь, общий контроль за деятельностью Сената – генерал-прокурор. Контрольные функции Сената – должности фискалов в губерниях,  в войсках, система доносительства. Итог – Сенат не только орган управления, но и высший контрольный орган системы управления России.

Вместо приказов система коллегий, – централизация и бюрократизация гос. аппарата. Положительным моментом в создании новой системы управления был её отраслевой принцип, деятельность коллегий охватывала всю территорию России, более высокая эффективность и оперативность работы, лучший контроль, четкое определение прав и обязанностей. Но система приказов не была ликвидирована, отраслевой принцип не соблюдался, волокита, казнокрадство, непрофессионализм чиновников.

Городское управление – по европейскому образцу, создание гильдий.

Модернизация управления привела к расширению роли государства и усилению его контрольных функций, замена приказов коллегиями способствовала строгому распределению сфер гос. управления, разграничены функции центрального и местного аппарата управления, разделение трех ветвей власти (законодательная исполнительная судебная), церковь отделена от государства, единообразие общегосударственных рангов чиновничьей иерархии.

Все гос. учреждения обязаны исполнять решение монарха. Ему подчинялась вся система судебной власти – его решения отменяли любые другие, он утверждал смертный приговор, право помиловать, его воля – главный источник судопроизводства.

     1699 – рекрутская повинность – основной принцип формирования армии, распространялась на все сословия. Вначале набор осуществлялся по подворному принципу, с 1722 – по подушному.

      Петр I заложил основы будущего господства бюрократии.

1725-1762 – Эпоха дворцовых переворотов.

Созданный Петром I бюрократический аппарат в целом успешно выдержал испытания контрреформами. Сохранились основные центральные и высшие органы власти – Сенат, Синод, Коллегии. Перестройка упростила, удешевила гос. машину, установила строгую иерархию подчинения, сделала губернии основой системы управления.. Данный период ознаменован серией контрреформ системы центральных и местных управлений; цель – преодоление финансового кризиса, удешевление гос. аппарата, создание новых структур.

Период просвещенного абсолютизма (Екатерина II и Павел I).

Реформы гос. управления в данный период ничего принципиального нового не принесли, как и попытки уменьшить злоупотребления и взятки в аппарате гос. службы. Причина – отсутствие поддержки у реформаторов, что вело к усилению соц. напряженности и постепенному экономическому отставанию страны. 1785 – Жалованная грамота дворянству и городам (автономия и самостоятельность в решении гос. вопросов).

Элементы просвещения + абсолютизм. Усиление крепостничества. Дворянство – привилегированное сословие, Реформа Сената, превращение из высшего органа гос. управления в высшее административное и судебное учреждение, разделение на 6 департаментов

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"