Статистический анализ изучения теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы станет анализ статистических методов изучения теневой экономики.
В работе решены следующие основные задачи:
- рассматриваются основные причины и факторы развития теневой экономики;
- характеризуются основные статистические методы анализа теневой экономики;
- анализируются проблемы статистического учета теневой экономики.

Содержание

Введение
3
1. Общая характеристика, причины и факторы развития
теневой экономики

6
1.1. Понятие теневой экономики 6
1.2. Причины и факторы теневой экономики 8
2. Статистические методы оценки теневой экономики 16
2.1. Общая характеристика статистических методов оценки
теневой экономики

16
2.2. Методология оценки теневой экономики в зарубежных странах 19
2.3. Отечественный опыт анализа теневой экономики 26
3. Проблема статистического учета теневой экономики как угрозы экономической безопасности
34
Заключение 39
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

      Росстат опирается на информацию, за достоверность  которой никто не несет реальной ответственности. Кроме того, информация, предоставляемая Росстату, является изначально неполной для расчета по данной методике.

      Заметим, что Росстат постоянно досчитывает свои же показатели по предыдущим годам, что является недвусмысленным признанием неотработанности используемой им методики21.

      В условиях неразработанности общей  теории теневой экономики для  оценки масштабов теневой экономической  деятельности целесообразно использовать не один метод, а комплекс различных методов. Важно дать не одну, а ряд оценок уровня теневой экономической деятельности.

      Хотя  исследовательскими коллективами проводятся многочисленные самостоятельные изыскания  по оценке объемов теневой экономики, эти изыскания очень разрознены и сильно зависят от первоначального определения теневой экономики. Главной трудностью становится получение достоверной информации.

      Наиболее  достоверной информацией обладают аналитики правоохранительных органов - Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Министерства внутренних дел.

      В течение 2008 г. оценка доли теневых компонентов экономики в ВВП, произведенная А.В. Северовым представлена на рисунке 1.

      Представленный анализ является итогом исследования, проведенного в несколько этапов. Исследование базировалось на официальных данных, которые были подвергнуты итерационным процедурам эконометрического анализа (сущность итерационных методов заключается в многократном повторении одного и того же простого алгоритма, который дает результат, постепенно приближающийся к точному решению. Итерации начинаются с задания начального приближенного решения), в результате чего и были получены оценки труда и капитала, задействованного в теневом и легальном секторах.

Рис. 1. Доля теневых компонентов экономики в ВВП22 (%) 

      Доля  неофициальной экономики в различных отраслях представлена на рисунке 2.

      

Рис. 2. Доля неофициальной экономики в различных отраслях23 (%)

      Показатель  легальной капиталовооруженности, положенный в основу проведенного анализа, выражает соотношение основных фондов в легальном секторе к легальной занятости, а нелегальная капиталовооруженность определяется путем деления теневого капитала на теневую занятость.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРОБЛЕМА СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

     В мировой научной мысли исследования проблемы теневой экономики актуализировались  главным образом в последние  два десятилетия. Это связано, на мой взгляд, с изменением экономической карты мира в результате распада социалистической системы и глубокой теневизацией экономики ряда стран, прежде всего бывших республик СССР.

     В России возрастание научного интереса к вопросам теневой экономики обусловлено, во-первых, необходимостью совершенствования методов измерения результатов функционирования развивающейся по рыночному пути экономики и внедрением мирового опыта статистического учета теневой экономической деятельности. Во-вторых, с необходимостью выявления особенностей развития теневой экономики, обусловленных ходом и результатами экономических преобразований, в том числе реализацией модели перехода к рынку, основанной на методе шоковой терапии.

     Результаты  исследований, полученные в настоящее время, могут служить в качестве методологической основы для разработки методов статистического анализа теневой экономики с целью отражения угроз экономической безопасности государства, возникающих вследствие роста масштабов теневой экономики в России (здесь актуальны исследования в первом направлении) и вследствие изменений в причинах, содержании и последствиях теневой экономической деятельности (в этом случае актуальны исследования во втором направлении).

     В результате обобщения мирового опыта  экономических исследований и статистического учета теневой экономической деятельности в научный оборот было введено понятие «ненаблюдаемая экономика», обобщающее смыслы таких терминов, как «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная экономика».

     В частности, в настоящее время российские официальные статистические службы используют методические рекомендации Росстата РФ и включают в понятие «ненаблюдаемая экономика» три составных элемента:

     - скрытую экономическую деятельность;

     - неформальную экономическую деятельность;

     - нелегальную экономическую деятельность24.

     Согласно  современным рекомендациям статистического  учета теневой экономики, которые  изложены в методологическом документе «Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство», подготовленном совместными усилиями Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Статистического бюро Международной организации труда, Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, в научный оборот вводится термин «ненаблюдаемая экономика»25.

     Ненаблюдаемые виды деятельности в Руководстве  подразделяются на:

     - теневое производство, определяемое  как те виды деятельности, которые  являются в экономическом смысле  производственными и вполне законными,  но в то же время намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательством стандартам, нормам и административным процедурам;

     - незаконное производство, определяемое как: запрещенное производство товаров и услуг, продажа или просто владение которыми также запрещены законом, и виды производственной деятельности, которые обычно являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения;

     - производство в неформальном  секторе, определяемое как виды  производственной деятельности, осуществляемые  теми некорпорированными предприятиями  в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и (или) размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство;

     - производство домашних хозяйств, для собственного конечного использования,  определяемое как те виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги;

     - виды деятельности, неучтенные вследствие  недостатков в программе сбора  основных статистических данных.

     Эти группы видов деятельности называются проблемными областями, а виды деятельности, по которым отсутствуют основные данные ввиду их принадлежности к одной или нескольким из этих проблемных областей, в совокупности по определению составляют ненаблюдаемую экономику26.

     Заметим, что даже при столь радикальной  попытке охватить статистическим учетом возможно большее число ненаблюдаемых  видов деятельности, по-прежнему предметной областью Руководства является экономическое  производство в соответствии с его  определением в СНС-93. Это означает концентрацию внимания статистиков, изучающих «ненаблюдаемую экономику», исключительно на производственной сфере, точнее – на том, что включается в границы производства ВВП. С учетом возникновения и быстрого развития в странах с постиндустриальным типом экономического роста так называемой экономики знаний, где в качестве главного производственного ресурса выступает человеческий капитал, можно сказать, что из предметной области Руководства выпадает возможная теневая деятельность в этом «непроизводственном» секторе. Не являются производственными видами деятельности утечка капитала, уклонение от уплаты налогов, фальшивомонетничество и т.д., что также искажает понимание того, какие виды деятельности должны наблюдаться для более точного расчета ВВП.

     К сказанному об ограничениях в исследовании теневой экономики, накладываемых  самой предметной областью статистики, следует присовокупить и проблему выбора метода исследования. Но наиболее сложные проблемы статистической оценки теневой экономики обусловлены невозможностью непосредственного наблюдения этого явления, его латентностью и потому имеют технологический характер.

     Наличие методологических и технологических  проблем измерения теневой экономики  объясняет существующий разброс  оценок масштабов теневой экономики. Оценки колеблются от 25% валового внутреннего продукта (ВВП), согласно данным Госкомстата России, до 40 - 45%, по оценкам правоохранительных органов. По оценкам же Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, за последние десять лет теневой сектор вырос в 5 раз и сейчас достигает 50% ВВП России (в странах объединенной Европы значение этого показателя находится в интервале от 6 до 10%)27.

     При этом неверная оценка масштабов теневой экономики служит причиной недостоверной и неполной оценки как чистого экономического благосостояния в целом, так и влияния теневой экономики на характер экономического роста в частности. Это дезориентирует деятельность государственных управленческих органов в оценках результатов национального производства и, следовательно, в определении содержания экономической политики в перспективе.

     Проблема мониторинга теневой экономики как угрозы экономической безопасности разработана недостаточно. Это касается таких важнейших аспектов данной проблемы, как совершенствование методов оценки теневой экономики с учетом процесса институционализации и разработки механизма обеспечения экономической безопасности государства на основе результатов мониторинга теневой экономики.

     Представляется весьма актуальным исследование проблемы управленческих отношений в области обеспечения экономической безопасности в новых условиях. Их суть заключается в том, что теоретико-методологическая база для мониторинга теневой экономики достигла, как верно отметил А.Г. Козинцев достаточно высокой степени разработанности, но на практике действия управляющих структур, реализующих в России функции по борьбе с теневой экономикой, не приводят к желаемым результатам: сокращению масштабов и деинституционализации теневой экономики28. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Исследовав  статистические методы теневой экономики можно сделать следующие основные выводы.

      1. Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений, процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.

      Высказывается мнение, согласно которому теневая  экономика – экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность хозяйственных нелегальных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

      Согласно  другому мнению под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

      Третья  точка зрения: теневая экономика  – все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

      Каждая  из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той  или иной степени наблюдающиеся  в экономике реальные процессы. Они  характеризуют теневую экономику  с различных сторон и по существу не противоречат друг другу.

     На  формирование теневой экономики  влияют огромное количество факторов.

     Для легально действующего российского  предприятия характерны следующие  причины его теневой деятельности:

     - система регистрации и лицензирования  деятельности;

     -  чрезмерно сложная отчетность;

     - несовершенство официальной системы  расчетов и платежей;

     - нестабильность самой системы  регулирования, включая возможность  придания обратной силы нормативным  актам, принятым позднее;

     - несовершенство системы защиты  прав собственности; 

     - высокий уровень налогообложения.

     Кроме того, В условиях становления регулируемой рыночной экономики на первый план при образовании теневых структур выходят субъективные факторы: ошибки государства при определении экономической политики, отставание законодательной базы от экономической действительности, снижение уровня доходов населения ниже прожиточного минимума и т.п.

Информация о работе Статистический анализ изучения теневой экономики