Экономическая сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Содержание

Сущность и функции налогов.
Принципы налогообложения. Функции налогов.
Налог на добавленную стоимость
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Единый сельскохозяйственный налог
Региональные и местные налоги и сборы: их состав, экономическое и финансовое значение.
Упрощенная система налогообложения
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Факультет учетно-статистический

Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»

 

 

Контрольная работа

Вариант 1

 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему

«Экономическая сущность и функции налогов»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:           С.П. Бурундукова

специальность         БУАиА

Группа:                  4Бп3

№ зачетной книжки:           10убд43310

Руководитель:         Н.И. Бабенко

 

Барнаул – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сущность и функции налогов.
  1. Принципы налогообложения. Функции налогов.
  1. Налог на добавленную стоимость
  1. Налог на прибыль организаций
  1. Налог на доходы физических лиц 
  1. Единый сельскохозяйственный налог
  1. Региональные и местные налоги и сборы: их состав, экономическое и финансовое значение.
  1. Упрощенная система налогообложения
  1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  1.  Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции налогов.

 

Общая теория налогов  существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

Изъятие государством в  пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

    • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
    • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны - по поводу формирования государственных доходов.

По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог  представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства, в том числе: для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения - детей, одиноких и многодетных матерей, пенсионеров, инвалидов; экономических программ, направленных на приоритетную поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий; на содержание армии, служащих социальной сферы - здравоохранения, образования, органов охраны правопорядка, управления. В микроэкономическом аспекте налог - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Наиболее полное определение  налога дано в первой части НК (НК) РФ. Статья 8 НК определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Иными словами, налог основывается:

  • на обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога;
  • на индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
  • на безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;
  • на отчуждении доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

В налоговую систему  России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов

 

Налоговая система включает в себя различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам.

Группировка налогов  по уровню власти и взимания, характеру  применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

По уровню управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы

Региональные  
налоги и сборы

Местные  
налоги и сборы

  1. Налог на добавленную стоимость
  1. Налог на имущество организаций
  1. Земельный налог
  1. Акцизы;
  1. Налог на доходы физических лиц
  1. Единый социальный налог
  1. Налог на игорный бизнес
  1. Налог на имущество физических лиц.
  1. Налог на прибыль организаций
  1. Налог на добычу полезных ископаемых
  1. Водный налог
  1. Транспортный налог
  1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  1. Государственная пошлина

 

 

По целевому назначению налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные.

К общим относится  большинство взимаемых в любой  налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете

В отличие от них специальные  налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано  с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от характера налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество  и ряд других налогов. 

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы и т.д.).

По субъектам налогообложения налоги бывают: с юридических лиц; с физических лиц; с юридических и физических лиц.

По объекту обложения налоги разделяются на налог на доходы; налог на имущество; налог на действия и  ресурсные налоги.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

 

  1. Принципы налогообложения. Функции  налогов.

 

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

К таким принципам  относятся, прежде всего, классические принципы, предложенные Адамом Смитом.

Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип определенности. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

 

К основным принципам  построения налоговой системы РФ следует отнести:

  • принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  • принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ;
  • принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства;
  • принцип конституционности актов налогового законодательства;
  • принцип гибкости налоговых платежей, как инструмент внешнеторговой и инвестиционной;
  • принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня;
  • принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами;
  • принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом;
  • принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов;
  • принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени;
  • принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях;
  • принцип социальной ориентированности налоговой политики;
  • принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях.

Сущность налогов проявляется  через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную.

Фискальная  функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает «корзина».

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов